ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5791/18 от 31.05.2019 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2-809/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2019 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Д.В. Сасиной,

при секретаре П.А. Бояршиновой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Верхнеуфалейского городского округа к ФИО1, ФИО2 о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Верхнеуфалейского городского округа обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ПАО «Челиндбанк» о взыскании неосновательного обогащения в размере 739 872 руб.

Определением суда от 31.05.2019 года принят отказ истца от иска в части требований к ПАО «Челиндбанк» о взыскании неосновательного обогащения в размере 739 872 руб.

После уточнения заявленных требований истец просил взыскать с ФИО1, ФИО2 сумму полученной социальной выплаты на приобретение жилья в размере 739 872 руб. (л.д.195-197).

В обоснование заявленных требований указано, что на территории Верхнеуфалейского городского округа действует целевая подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». 24.05.2012 г. постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа молодая семья ФИО1 в составе ФИО2 — супруги, и двух несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, были признаны нуждающимися в жилом помещении и участниками указанной программы. В рамках участия в данной программе в 2017 году семья ФИО9 получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 739872 руб., которая предоставлена молодой семье за счет средств федерального бюджета в размере 234 149 руб., областного бюджета — 192 724 руб., бюджета Верхнеуфалейского городского округа —303 019 руб. После получения свидетельства семья ФИО9 открыла блокированный банковский счет в ПАО «Челиндбанк». В соответствии с условиями указанной подпрограммы, общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. В ходе проведения проверки представленных ПАО «Челиндбанк» отчетных документов о реализации свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения семьей ФИО9 в рамках реализации указанной подпрограммы истцом было выявлено, что молодая семья ФИО9, состоящая из четырех человек, с использованием социальной выплаты приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м, что составляет в расчете на каждого члена молодой семьи кв.м., что менее учетной нормы 10 кв.м. на человека, установленной решением Челябинской городской Думы от 25.10.2005 г. № 7. Таким образом, цели программы не были достигнуты. В связи с тем, что молодой семьей не соблюдены условия программы, молодая семья остается нуждающейся в жилом помещении. Истец ссылается на то, что приобретение молодой семьей с использованием социальной выплаты жилого помещения общей площадью в расчете на каждого члена молодой семьи менее учетной нормы повлекло нецелевое расходование бюджетных средств, в связи с чем истец просит взыскать с ответчиков полученные ими средства социальной выплаты в свою пользу.

В судебном заседании представитель истца – ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном иске.

Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены судом надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ФИО1 - ФИО6 с требованиями иска не согласился, ранее представлял письменный отзыв (л.д.131-132).

Представители третьих лицах ПАО «Челиндбанк», Министерства Финансов Челябинской области, Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, ПАО ВТБ в судебное заседание не явились, извещены. От представителей третьих лиц Министерства Финансов Челябинской области, Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области поступили мнение и отзыв на исковое заявление, в которых указано на то, что министерства поддерживают требования истца (л.д.173, 156-158).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Верхнеуфалейского городского округа принята целевая подпрограмма «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в Верхнеуфалейском городском округе на 2014- 2020 годы», утвержденная постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа 04.09.2017 г. №452 (л.д.9).

Основной целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. По условиям подпрограммы предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям осуществляется на условиях софинансирования из средств федерального, областного и местного бюджетов.

С целью реализации указанной подпрограммы 13.06.2017 года между Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области, Акционерным коммерческим банком «Челиндбанк» (публичное акционерное общество) и Администрацией Верхнеуфалейского городского округа было заключено соглашение №47/ж о сотрудничестве и взаимодействии в реализации в 2017-2020 годах указанной подпрограммы (л.д.20-25).

Постановлением администрации Верхнеуфалейского городского округа от 24.05.2012 года молодая семья ФИО1 в составе ФИО2 — супруги, и двух несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, были признаны нуждающимися в жилом помещении и участниками указанной программы (л.д.35).

25.02.2016 года ФИО1, ФИО2 на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств приобрели за счет собственных средств в размере 100 000 руб. и за счет кредитных средств (по кредитному договору с ПАО ВТБ 24 от 25.02.2016 года (л.д.26-28)) в размере 1 500 000 руб., в общую совместную собственность квартиру, общей площадью кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д.151-155).

Согласно выписки из ЕГРН право общей совместной собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ответчиками, имеется обременение – ипотека в силу закона в пользу ПАО ВТБ 24 (л.д.167-172).

В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы администрацией Верхнеуфалейского городского округа 22.06.2017 года семье Г-вых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 739 872 руб. (л.д.34).

30.06.2017 года между АКБ «Челиндбанк» и ФИО1 заключен договор блокированного целевого текущего (банковского) счета физического лица в валюте РФ (л.д.97-100).

23.08.2017 года на счет ФИО1 в ПАО «Челиндбанк» администрацией Верхнеуфалейского городского округа была перечислена денежная сумма из средств бюджета в размере 739 872 руб. на обеспечение оплаты жилья молодым семьям (л.д.46-48 – платежные поручения). В этот же день на основании заявления ФИО1 от 09.08.2017 года (л.д.101), ПАО «Челиндбанк» осуществило перевод денежных средств в указанном размере на счет в ПАО ВТБ 24 в счет частичной оплаты долга по кредитному договору от 25.02.2016 года (л.д.103-платежное поручение).

Согласно п.48 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» молодая семья имеет право использовать социальную выплату для приобретения жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья, уплаты цены договора участия в долевом строительстве, предусматривающего в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарньм и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение, у любых юридических и (или) физических лиц, за исключением лиц, перечисленных в абзаце втором настоящего пункта.

При этом, существенным условием пункта 48 подпрограммы является то, что общая площадь приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства, приобретаемого жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятая граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения (строительства) жилья.

В соответствии с Решением Челябинской городской Думы от 25.10.2005 года №7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Челябинск» учетная норма площади на территории города Челябинска на одного человека составляет 10 кв.м.

Судом установлено, что семьей ФИО9, состоящей из 4 человек: ФИО1, ФИО2, несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», с использованием социальной выплаты было приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м, что составляет в расчете на каждого члена молодой семьи кв.м., что менее учетной нормы 10 кв.м.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с п.1 ст. 322 Гражданского кодекса РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Учитывая, что приобретенное семьей Г-вых жилое помещение не соответствует требованиям, установленным пунктом 48 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», приобретение ответчиками на средства социальной выплаты такого жилого помещения повлекло за собой нецелевое использование молодой семьёй социальной выплаты, предоставленной в рамках подпрограммы из средств бюджета, то денежные средства в размере социальной выплаты подлежат возврату в бюджет Верхнейфалейского городского округа Челябинской области, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца - о взыскании в солидарном порядке с ответчиков в пользу истца денежных средств в размере социальной выплаты -739 872 руб.

Также в силу ст.ст. 98,103 ГПК РФ с ответчиков подлежит солидарному взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 10 598, 72 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск администрации Верхнеуфалейского городского округа удовлетворить.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 в пользу администрации Верхнеуфалейского городского округа денежные средства в размере 739 872 руб.

Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10 598, 72 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий: Д.В. Сасина