ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5791/2013 от 09.09.2013 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-5791/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2013 года                              город Саратов

Кировский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Тороповой С.А.,

при секретаре Дубовицкой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Саратовской Таможне о признании решения незаконным и обязании произвести действия по льготному таможенному оформлению товара для личного пользования,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Саратовской таможне о признании решения незаконным и обязании произвести действия по льготному таможенному оформлению товара для личного пользования. В обоснование доводов своих требований истица указала, что в мае 2011 года она со своей семьей переехала из <данные изъяты> на постоянное место жительство в Россию. В связи с переселением из <данные изъяты> в её адрес поступил контейнер № № на станцию <данные изъяты>, в котором находятся домашние вещи (б/у): предметы мебели, посуда, одежда, бытовая техника, постельные принадлежности и др. Она обратилась с заявлением о возможности льготного таможенного оформления имущества, находящегося в контейнере, однако решением от 20.06.2013 г. Саратовская Таможня отказала ей в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в отношении домашних вещей, находящихся в контейнере, ввозимых на территорию Российской Федерации. С данным решением истица не согласна, считает его несправедливым и незаконным, просила признать за ней право на льготы по уплате таможенных платежей в отношении личного имущества, находящегося в контейнере на ст.<данные изъяты>, ввозимых на территорию России в связи с переселением на постоянное место жительство и обязать ответчика предоставить ей льготы по таможенному оформлению.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала свои требования по основаниям указанным выше и просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что перед переездом в Россию она обратилась в представительство Федеральной миграционной службы России в <данные изъяты> за разрешением на переселение. 12.05.2011 г. ей было выдано разрешение серии БК № сроком действия до 12.05.2014 года (с приложением описи заявленного имущества.)

    Представитель ответчика Саратовской Таможни – ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д.40), заявленные исковые требования не признала и просила в иске истице отказать. В обосновании доводов возражений пояснила, что исходя из действующего на настоящее время законодательства, с учетом того факта, что истицей пропущен 18-ти месячный срок для обращения о предоставлении льгот с даты прибытия на территорию Российской Федерации, у Саратовской таможни отсутствуют основания для предоставления льгот по уплате таможенных платежей.

    Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

    10 июня 2013 года ФИО1 обратилась с заявлением в Саратовскую Таможню о возможности льготного оформления контейнера № № (с личным имуществом), прибывшего на станцию <данные изъяты> из <данные изъяты>. (л.д. 17-18).

    При подаче заявления ФИО1 было предоставлено разрешение серии БК № от 12.05.2011 года сроком действия до 12.05.2014 года, выданного представительством Федеральной миграционной службы России в <данные изъяты>. В разрешении содержатся сведения, что владелец настоящего разрешения и члены его семьи пользуются правами и несут обязанности, которые предусмотрены Соглашением между Правительством Российской Федерации и <данные изъяты> о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18 июля 1995 года. Также имеется опись имущества ФИО1, вывозимого из <данные изъяты> в Российскую Федерацию. (л.д. 15-16).

    В статье 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и <данные изъяты> о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18.07.1995 (далее - Соглашение от 18.07.1995) установлено, что переселенцы и члены их семей имеют право вывезти из государства выезда все заявленное до выезда движимое имущество, находящееся в их личной собственности.

Статьей 10 вышеназванного Соглашения определено, что стороны, его подписавшие, обеспечивают освобождение переселенцев и членов их семей от ограничений на ввоз и вывоз своего личного имущества от таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов.

По смыслу статьи 10 Соглашения от 18.07.1995 право на освобождение переселенцев и членов их семей от ограничений на ввоз и вывоз своего имущества, таможенных платежей, налогов и связанных с этим сборов может быть предоставлено только в случае вывоза из государства выезда своего заявленного до выезда движимого имущества. Об этом свидетельствует пункт "а" статьи 7 Соглашения, в соответствии с которым переселенцы и члены их семей имеют право вывести из государства выезда все заявленное до выезда движимое имущество, находящееся в их личной собственности, с учетом ограничений, относящихся, к вызову культурных ценностей, признаваемых в соответствии с законодательством государства выезда его национальным достоянием. В данном случае государством выезда является <данные изъяты> (статья 2 Соглашения), следовательно, согласно Соглашению имущество должно быть вывезено из Киргизской <данные изъяты>

Решением № № от 20.06.2013 г. начальника Саратовской Таможни ФИО3 истице было отказано в отношении льготного оформления домашних вещей в контейнере, ввозимых на территорию Российской Федерации из <данные изъяты>, с ссылкой на то, что 31 июля 2011 года истек срок действия Соглашения с <данные изъяты> о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. В настоящее время действует Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, которым предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей, при наличии определенных условий, указанных в Приложении 3 к Соглашению. (л.д. 19-20).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 16.06.1995 N 101 -ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ) международные договоры Российской Федерации заключаются, выполняются и прекращаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого договора, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 30 указанного Закона, вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 30 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров.

Пунктом 1 статьи 37 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.

Положениями статьи 40 Закона N 101-ФЗ определено, что официальные сообщения Министерства иностранных дел Российской Федерации о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, заключенных от имени Российской Федерации и от имени Правительства Российской Федерации, опубликовываются в порядке, предусмотренном статьей 30 названного Федерального закона.

Официальным опубликованием международного договора Российской Федерации и официального сообщения о прекращении действия международного договора является их опубликование в Собрании законодательства Российской Федерации, а также в Бюллетене международных договоров (статья 30 Закона N 101-ФЗ).

Доказательств публикации Министерством иностранных дел Российской Федерации официального сообщения о прекращении срока действия Соглашения от 18.07.1995 г. ответчиком Саратовской Таможней не представлено.

Согласно подпункту "b" пункта 1 статьи 70 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969, если договором не предусматривается иное или если участники не согласились об ином, прекращение договора в соответствии с его положениями или в соответствии с настоящей Конвенцией; не влияет на права, обязательства или юридическое положение сторон участников, возникшее в результате выполнения договора до его прекращения.

Статьей 20 Соглашения от 18.07.1995 г. установлено, что настоящее Соглашение подлежит ратификации, вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами и действует в течение 7 лет. По взаимной договоренности стороны могут продлить срок его действия.

Федеральным законом от 19.03.1997 N 63-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев" Соглашение от 18.07.1995 вступило в силу 31.07.1997, срок его действия продлевался на 7 лет на основании Протокола, подписанного 12.07.2004 Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики, ратифицированного Федеральным законом от 05.07.2007 N 123-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о продлении срока действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 18 июля 1995 года"

В силу части 3 статьи 352 ТК ТС установлены критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза

Таким образом, учитывая, что ФИО1 прибыла на территорию Российской Федерации в мае 2011 года, при этом имела при себе Разрешение на переезд (переселение) из <данные изъяты> в Российскую Федерацию серии №, содержащее ссылку на то, что она и члены её семьи пользуются правами, которые предусмотрены Соглашением от 18.07.1995, сроком действия до 12.05.2014 года, т.е. соглашение от 18.07.1995 г. имело силу, так как оно не было полностью исполнено сторонами Соглашения, в силу выданного 12.05.2011 года Разрешения на переезд (переселение) из <данные изъяты> в Российскую Федерацию.

При этом суд считает, что гарантии, предусмотренные положениями статей 7, 10 Соглашения от 18.06.1995, на применение которых переселенец ФИО1 была вправе рассчитывать в силу полученного в установленном порядке Разрешения на переезд (переселение) из Киргизской Республики в Российскую Федерацию серии №, не содержали положений несовместимых с положениями последующего международного договора - Соглашения от 18.06.2010 г.

Проанализировав в совокупности доказательства, представленные сторонами, а также действующее таможенное законодательство, суд приходит к выводу, что решение Саратовской Таможни от 20.06.2013 г. об отказе ФИО1 в льготном оформлении домашних вещей в контейнере № №, ввозимых на территорию Российской Федерации в связи с переселением из <данные изъяты>, противоречит действующему законодательству, было принято необоснованно и является не справедливым.

На основании изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что оспариваемым решением Саратовкой Таможни нарушаются законные права и имущественные интересы истицы ФИО1 и для восстановления её законных прав исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Саратовскую Таможню произвести льготное таможенное оформление в отношении имущества, принадлежащего ФИО1, находящегося на станции <данные изъяты> в контейнере № №, прибывшего в связи с переселением из <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова, со дня изготовления мотивировочной части решения, то есть с 11.09.2013 года.

Судья                        подпись      Торопова С.А.