Дело №2-5793/19 (№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего по делу судьи О.С.Лыкиной,
При секретаре С.А.Зинкиной,
С участием представителей истца ФИО1 ФИО4, ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению первичной профсоюзной организации Обособленного подразделения «Сахалинская ГРЭС» к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» о признании незаконными приказов №№ от 28.06.2019г. и их отмене, возложении обязанности установить с 01.07.2019г. минимальную месячную тарифную ставку в размере 8 643 рублей, -
у с т а н о в и л:
Первичная профсоюзная организации Обособленного подразделения «Сахалинская ГРЭС» обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (далее по тексту ПАО) о признании незаконными приказов №№ от 28.06.2019г. и их отмене, возложении обязанности установить с 01.07.2019г. минимальную месячную тарифную ставку в размере 8 643 рублей, указывая в обоснование заявленных требований следующее. ПАО «Сахалинэнерго» проигнорировав разногласия с первичными профсоюзными организациями, приказом № от 28.06.2019г. ввело в действие Программу по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня минимальной месячной тарифной ставки (далее по тексту ММТС) в электроэнергетике в ПАО «Сахалинэнерго» в период 201902020годов. На основании данной Программы ответчиком издан приказ № от 28.06.2019г., которым установлена с 01.07.2019г. ММТС рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда)в ПАО «Сахалинэнерго» в размере 8 302 рублей. Из содержания иска следует, что согласно п.3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике на 2019-2021 годы, с 01.07.2019г. ММТС в электроэнергетике устанавливается в размере 8 643 рублей с дальнейшей индексацией с периодичностью один раз в год, начиная с 01.07.2020 года, в соответствии с индексацией потребительских цен в Российской Федерации за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации. Вместе с тем, согласно ч.7 ст. 48 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) в случае невозможности реализации по причине экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Таким образом, временное приостановление роста ММТС в ПАО «Сахалинэнерго» в виде Программы по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО «Сахалинэнерго» в период 2019-2021 годов возможно только путем согласования мотивированного предложения работодателя и соответствующих профсоюзных организаций (представительного органа), утвержденного решением ОО «Всероссийский Электропрофсоюз» и Ассоциации ЭРА «России». Истец полагает, что ПАО «Сахалинэнерго» не имело законных оснований в одностороннем порядке принимать локальный нормативный акт-Программу, в которой ММТС с 01.07.2019г. устанавливать в размере 8 302 рублей, что существенно ухудшает положение работников ПАО «Сахалинэнерго», которым п.3.3 Отраслевого тарифного соглашения с 01.07.2019г. ММТС установлен в большем размере – 8 643 рублей.
В судебном заседании представители первичной профсоюзной организации Обособленного подразделения «Сахалинская ГРЭС» С.В.Валента, ФИО4, ФИО2 исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ПАО «Сахалинэнерго» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В судебном заседании установлено, что ПАО «Сахалинэнерго» является поставщиком электрической и тепловой энергии, деятельность которой подлежит тарифному регулированию.
В соответствии с частями первой, второй и девятой статьи 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Как указано в ст. 45 ТК РФ, соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии с частями первой и второй ст. 48 ТК РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть третья статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть седьмая и восьмая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.
Приказом ПАО «Сахалинэнерго» от 28.06.2019г. № в действие с 01.07.2019г. локальный нормативный акт «Программа по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО «Сахалинэнерго» в период 2019-2020годов.
Приказом ПАО «Сахалинэнерго» от 28.06.2019г. № с 01.07.2019г. установлена ММТС рабочих 1-го разряда промышленного-производственного персонала, отработавших полностью на этот период норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) в размере 8 302 рублей; определено в июле 2019 года произвести индексацию должностных окладов (тарифных ставок) работникам на 3,38%.
Приказы ПАО «Сахалинэнерго» от 28.06.2019г. № являются локальными нормативными актами, поскольку содержат в себе нормы права, связанные с установлением работникам условий оплаты труда, рассчитаны на неоднократное применение и распространяют свое действие на неопределенный круг лиц – как на работников, так и на лиц, которые в будущем могут занять рабочие места.
В судебном заседании установлено, что пунктом 3.3 "Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы", утвержденного 21.12.2018г. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России» и Общественной организацией «Всероссийский Электропргофсоюз», определен размер ММТС рабочих 1-го разряда промышленного-производственного персонала, работающих в организациях, полностью отработавших на этот период норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем, а также динамика изменения ММТС в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Так, с 01.01.2019г. размер ММТС установлен в размере 8030 рублей, если иное не установлено коллективными договорами организаций. С учетом упреждающей индексации при переходе в дальнейшем на изменение размера ММТС с периодичностью один раз в год с 01.07.2019г. размер ММТС устанавливается в размере 8 643 рублей, если иное не установлено коллективными договорами Организаций. В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 01.07.2020г. в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.
Положения п.3.3. «Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы» являлись обязательными при формировании оплаты труда работников ПАО «Сахалинэнерго» на период действия Отраслевого тарифного соглашения.
В соответствии с п.3.5 Отраслевого тарифного соглашения, в зависимости от финансового и экономического состояния Организации, а также социальных, экономических и производственных факторов, работодатель вправе устанавливать тарифную ставку рабочих первого разряда промышленного-производственного персонала в размере, превышающем ММТС, а также устанавливать другой порядок индексации тарифной ставки первого разряда промышленно-производственного персонала ( ежеквартальный и иной).
В целях доведения доли организаций, в полном объеме исполняющих обязательства по п.3.3 Соглашения до 100 процентов предусматривается, что работодатели, не имеющие возможности единомоментно довести размер тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике, вправе установить тарифную ставку рабочих первого разряда промышленного-производственного персонала в размере ниже ММТС, и обязаны разработать с участием полномочных представителей работников и не позднее 30.06.2019г. утвердить программу по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда Организации до уровня ММТС в электроэнергетике.
Частью 7 ст. 48 ТК РФ установлены пределы усмотрения социальных партнеров, принимающих решение о приостановлении действия некоторых положений соглашения в отношении работодателя, обратившегося с соответствующим предложением.
Так, по смыслу действующего законодательства, предложение должно исходить не только от самого работодателя, но и от представителя занятых у него работников и должно быть мотивированным. Очевидно, что работодатель должен обосновать невозможность выполнения требований некоторых положений соглашения объективными обстоятельствами, в числе которых законодатель указывает причины экономического, технологического и организационного характера, специфику экономического и финансового положения работодателя в тот или иной период времени, поскольку не каждые выше указанные изменения, могут повлечь невозможность выполнения отраслевого, регионального и другого соглашения.
В качестве причин экономического характера, не позволяющих выполнить соглашение, возможно расценивать любые затруднения, которые не позволяют работодателю выполнить обязательства по отраслевому соглашению, превышающие установленный в нормативных правовых актах уровень (поскольку в силу ч. 2 ст. 9 ТК РФ соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный нормативными правовыми актами), в том числе вызванные и действиями третьих лиц (экономическими санкциями), сокращением объемов производства, услуг, неблагоприятным финансовым положением организации.
В любом случае указанные причины оцениваются сторонами отраслевого соглашения, на заседании соответствующей отраслевой комиссии (ч. 5 ст. 35 ТК РФ) и принимается решение об удовлетворении обращения о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения либо об отказе работодателю и представительному органу работников.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, ПАО «Сахалинэнерго» 14.06.2019г. направило проект приказа о введении в действие выше указанной Программы в первичные профсоюзные организации ПАО «Сахалинэнерго» для получения мотивированного мнения. Из профсоюзных организаций 21.06.2019г. было получено мотивированное мнение о несогласии первичных профсоюзных организаций с проектом локального акта, после чего, 26.06.2019г. сторонами были проведены консультации в целях достижения единого, как пояснила представителя ответчика в судебном заседании, взаимоприемлемого решения, после чего ответчиком были изданы оспариваемые локальные нормативные акты.
В соответствии со ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривалось сторонами спора, протокол неурегулированных разногласий в рассматриваемом случае не составлялся, а следовательно, ПАО «Сахалинэнерго» изначально нарушило процедуру, предусмотренную ст. 372 ТК РФ.
Более того, ПАО «Сахалинэнерго» не представило в первичную профсоюзную организацию доказательства, обосновывающие экономический, либо иной характер причин, которые не позволяют работодателю выполнить обязательства по отраслевому соглашению, что не позволило сторонам определить обоснованность изменения ММТС, определенную Отраслевым тарифным соглашением. Также Обществом ответчика не были представлены данные фактической численности работников и фактического объема фонда оплаты труда за 2019 год (из которых следовало бы, что на производство электроэнергии при фактической численности работников, каковой является сумма расходов на оплату труда при ММТС рабочего 1 разряда и усматривалась бы необходимость снижения ММТС рабочего первого разряда), не были представлены доказательства того, что размер ММТС рабочего 1 разряда (8 643 рублей), определенный отраслевым тарифным соглашением, при установлении тарифа на тепловую энергию на 2019-2020 год, является экономически необоснованным. Анализ фактических отчетных данных предприятия не производился.
Указанные нарушения, по мнению суда, являются существенными, поскольку процедура учета мнения представительного профсоюзного органа (представляющего интересы всех или большинства работников данного работодателя) является обязательной и принятие локальных нормативных актов вне процедуры, влечет нарушение прав и законных интересов работников Общества ответчика.
Доводы ответчика в целом сводятся к доказыванию наличия оснований, обосновывающих принятие Программы по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО «Сахалинэнерго» и наличию оснований к установлению ММТС в размере 8 302 рублей, вместе с тем, указанные доводы на выводы суда не влияют, поскольку в настоящем споре установлено нарушение процедуры принятия локальных нормативных актов со стороны ПАО «Сахалинэнерго».
Согласно ст. 12 ТК РФ основаниями для прекращения действия локального нормативного акта или отдельных его положений является отмена (признание утратившим силу) локального нормативного акта либо отдельных его положений другим актом при необходимости внесения изменения в локальный нормативный акт при изменениях в законодательстве. Работодатель вправе вносить изменения в локальные нормативные акты по собственному усмотрению.
Исследовав все юридически значимые обстоятельства, суд принимает решение об отмене локальных нормативных актов ПАО «Сахалинэнерго», оформленных приказом № 28.06.2019г. «О вводе в действие локального нормативного акта Программа по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО «Сахалинэнерго» в период 2019-2021годов» и приказом № от 28.06.2019г. Об индексации должностных окладов (тарифных ставок), признав указанные приказы незаконными.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности установить с 01.07.2019г. ММТС в размере 8 643 рублей, поскольку указанный размер ММТС уже установлен «Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы».
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования первичной профсоюзной организации Обособленного подразделения «Сахалинская ГРЭС» - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ ПАО «Сахалинэнерго» № от 28.06.2019г. «О вводе в действие локального нормативного акта Программа по поэтапному доведению размера тарифной ставки первого разряда до уровня ММТС в электроэнергетике в ПАО «Сахалинэнерго» в период 2019-2021годов».
Признать незаконным и отменить приказ ПАО «Сахалинэнерго» № от 28.06.2019г. Об индексации должностных окладов (тарифных ставок).
В удовлетворении остальной части требований первичной профсоюзной организации Обособленного подразделения «Сахалинская ГРЭС» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: О.С.Лыкина