Дело № 2-825/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июня 2022 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Боломожновой Е.Н., при секретаре Мачын Ч.М., с участием помощника прокурора г.Кызыла Ховалыг Б.В., представителя ответчика А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания Жилищно-эксплуатационный участок «Центр» об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным иском (с учетом всех уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания Жилищно-эксплуатационный участок «Центр» (далее по тексту ООО УК ЖЭУ «Центр»).
В обоснование иска указано на то, что прокуратурой г.Кызыла проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проверкой установлено, что управление многоквартирным домом № по осуществляет ООО УК ЖЭУ «Центр» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.директора ООО УК ЖЭУ «Центр» ФИО1 утверждена калькуляция стоимости работ по услуге вывоза мусора для многоквартирных домов, оборудованных мусоропроводом, согласно которой за содержание в исправном состоянии мусоросборников для отходов (удаление мусора из мусороприемных камер, уборки и погрузка в спецмашину по вывозу мусора) без переполнения и загрязнения территории.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.директора ООО УК ЖЭУ «Центр» ФИО3 утверждена калькуляция стоимости работ по услуге «обслуживание мусоропровода», в которую входят следующие виды работ: профилактический осмотр – 0,07 руб. за кв.м.; влажная уборка мусорокамер -0,29 руб. за кв.м.; уборка загрузочных клапанов- 0,22 руб. за кв.м.; устранение засоров – 0,18 руб.за кв.м.; дезинфекция загрузочных клапанов – 0, руб. за кв.м.
В ходе проверки установлено, что ООО УК ЖЭУ «Центр» с собственников многоквартирного дома №24 по ул.Калинина г.Кызыла с ДД.ММ.ГГГГ взимает плату за содержание мусорокамеры отдельно от платы за обслуживание мусоропровода, то есть в двойном размере, что не отвечает требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Проверкой установлено, что управляющей компанией ООО УК ЖЭУ «Центр» для расчета платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества принималась площадь мест общего пользования дома, равная 2495,60 кв.м., которая получена путем вычета из площади здания (6214 кв.м.) жилой площади (3718,9).
Выявленные нарушения требований ч.9.2 ст.156 Жилищного кодекса РФ, п.14, п.п. «а» п.28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491).
При таких обстоятельствах применение управляющей организацией некорректно рассчитанной площади общего имущества в многоквартирном доме не отвечает требованиям законодательства.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При этом достоверно определить круг лиц, права которых нарушены. Не представляется возможным в связи с их многочисленностью и изменчивостью персонального состава данный иск подается в интересах неопределенного круга лиц.
Просит обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства многоквартирного Республики Тыва, путем осуществления собственникам помещений перерасчета платы за электроэнергию мест общего пользования многоквартирного Республики Тыва за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применив при расчете вместо площади мест общего пользования 495,60 кв.м. площадь 2 005,30 кв.м.; возложить обязанность исключить начисления за содержание «контейнеров, мусорокамер, контейнерной площадки» 0,32 руб. за 1 кв.м. из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу в части исковых требований о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести собственникам помещений перерасчет платы за электроэнергию мест общего пользования многоквартирного Республики Тыва за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время прекращено, в связи с отказом от указанных исковых требований.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования Службы по тарифам Республики Тыва, Жилищной инспекции Республики Тыва, АО «Тываэнергосбыт» на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Помощник прокурора г.Кызыла Х, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений и частичного отказа от иска, поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика А, действующая по доверенности, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме по основаниям, указанным в письменном возражении на иск, поскольку все начисления собственникам жилых помещений производятся в соответствии с действующим законодательством, при расчете платы за электроэнергию на содержание общего имущества руководствуются Постановлением №. Площадь общего имущества 2 495,60 кв.м. была взята из технического паспорта дома, при этом в интересах жителей дома управляющая компания произвела уточнение площадей (согласно схемам поэтажных планов и технического паспорта), которая в итоге составила 2005,30 кв.м. и ДД.ММ.ГГГГ принимается для расчетов. Ведется работа по перерасчету платы. Кроме того, к требованиям о возложении обязанности произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГГГ просила применить последствия пропуска срока исковой давности.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г.Кызыла была проведена проверка в отношении ООО УК ЖЭУ «Центр», обслуживающей .
В соответствии с требованиями ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №24 по ул.Калинина г.Кызыла выбран способ управления многоквартирным домом – управляющая компания ООО УК ЖЭУ «Центр».
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г.Кызыла ФИО вынесено в адрес ООО УК ЖЭУ «Центр» представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного .
Из ответа и.о. директора ООО УК ЖЭУ «Центр» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственникам помещений многоквартирного из платежных документов управляющей компанией, начиная с ДД.ММ.ГГГГ строка «вывоз мусора» в размере 1,54 рублей за 1 кв.м. была исключена, а затраты в размере 0,32 рублей за содержание мусорокамер: удаление, ручная погрузка мусора из мусорокамер в специальный транспорт по вывозу ТКО остались за управляющей компанией. Решения общего собрания собственников помещений для такого изменения не требуется.
ДД.ММ.ГГГГ между ОА «Тываэнергосбыт» и ООО УК ЖЭУ «Центр» заключен договор энергоснабжения №.
Приказом и.о. директора ООО УК ЖЭУ «Центр» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД отелу начисления управляющей компании указано произвести начисления ДД.ММ.ГГГГ по услуге «коммунальный ресурс (электроэнергии) на содержание общедомового имущества» по всем лицевым счетам, кроме счетов открытых на помещения общедомового имущества (подвалы, подсобные помещения), в многоквартирных домах по нормативу в соответствии с постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из приложения № к вышеуказанному приказу расчет стоимости «коммунальный ресурс (электроэнергии) на содержание общедомового имущества» на ДД.ММ.ГГГГ в доме №24 по ул.Калинина г.Кызыла производится исходя из площади общедомового имущества многоквартирного дома в размере 2 005,30 кв.м.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Республики Тыва» общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ООО УК ЖЭУ «Центр» была уточнена площадь общего имущества, и начисление платы за электроэнергию мест общего пользования с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется исходя из фактической площади 2005,3 кв.м., что соответствует данным технического паспорта жилого дома №24 по ул.Калинина г.Кызыла, а также с указанной площадью в судебном заседании согласился представитель истца, то иск в части возложения обязанности на ответчика произвести собственникам помещений перерасчет платы за электроэнергию мест общего пользования многоквартирного за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применив при расчете вместо площади мест общего пользования 495,60 кв.м. площадь 2 005,30 кв.м. подлежит удовлетворению.
При этом суд учитывает, что предусмотренный пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом не пропущен.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «город Кызыл Республики Тыва».
Исковые требования заместителя прокурора г.Кызыла в части возложении на ответчика обязанности исключить начисления за содержание «контейнеров, мусорокамер, контейнерной площадки» 0,32 руб. за 1 кв.м. из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения с 2018 года удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В настоящем перечне понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641".
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу п. 14 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов включают в себя проверку технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода, при выявлении засоров - незамедлительное их устранение, чистку, промывку и дезинфекцию загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Как усматривается из материалов дела, в связи с передачей ООО «СТ-ТБО» полномочий по обращению с твердыми коммунальными отходами из платежных документов ООО УК ЖЭУ «Центр» с ДД.ММ.ГГГГ исключена строка по вывозу мусора в размере 1,54 руб. за 1 кв. м., при этом и.о. директора ООО УК ЖЭУ «Центр» утверждена калькуляция стоимости работ по услуге «обслуживание мусоропровода», в которую входит следующие виды работ: профилактический осмотр - 0,07 руб. за кв.м; влажная уборка мусорокамер - 0,29 руб. за кв.м; уборка загрузочных клапанов - 0,22 руб. за кв.м; влажная уборка загрузочных клапанов - 0,29 руб. за кв.м; устранение засоров - 0,18 руб. за кв.м; дезинфекция загрузочных клапанов - 0,09 руб. за кв.м.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила N 290), законодательно закрепляет тот перечень, который должна выполнять каждая управляющая организация и который должен быть включен в приложение к договору управления МКД. При этом, должна учитываться и конструктивная особенность жилого дома (например, отсутствие мусоропровода или лифта не предполагают обязанности по их техническому обслуживанию и ремонту), но самопроизвольное наполнение перечня услуг и работ нарушает жилищное законодательство.
Однако из подп. "и" п. 25 Примерных условий договора управления многоквартирным домом и приложения N 2 Правил N 290 следует, что отдельное определение стоимости работ и услуг по управлению МКД, стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, стоимости коммунальных ресурсов в договоре управления многоквартирным домом прямо не противоречит жилищному законодательству.
С учетом изложенного доводы иска о том, что управляющая компания с ДД.ММ.ГГГГ взимает плату за содержание мусорокамеры отдельно от платы за обслуживание мусоропровода, т.е. в двойном размере, что не отвечает требованиям действующего законодательства необоснованные.
Согласно разделу 3 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-108-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений», введенных в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Свод правил) под мусоропроводом понимается составная часть комплекса инженерного оборудования зданий, предназначенного для приема, вертикального транспортирования и временного хранения ТБО; под мусоросборной камерой - помещение в здании для временного хранения ТБО в контейнерах; под контейнером - передвижная несменяемая емкость, предназначенная для непосредственного приема ТБО из ствола, их временного хранения и доставки к месту перегрузки в мусоровозный транспорт.
В соответствии с пунктом 4.5 Свода правил мусоропровод включает ствол, загрузочные клапаны, шибер, противопожарный клапан, очистное устройство со средством автоматического тушения возможного пожара в стволе, вентиляционный узел и мусоросборную камеру, укомплектованную контейнерами и санитарно-техническим оборудованием.
В судебном заседании истец не оспаривал, что услуги собственникам дома №24 по ул.Калинина г.Кызыла по обслуживанию мусоропровода фактически оказываются.
Кроме того, истец не представил доказательств, что предложения управляющей компании о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения отвергались собственниками помещений и утверждались иные размера платы за оказываемые ответчиком услуги, что не противоречит условиям договора управления многоквартирным домом, а также не предоставлено доказательств, что в вышеуказанном доме мусоропровод укомплектован контейнерами (передвижной емкостью) для непосредственного приема ТБО из ствола автоматизировано, и не требует дополнительного обслуживания для его нормального функционирования.
Исследование материалов дела не позволяет признать, что собственниками помещений оплата оспариваемых работ (услуг) производилась дважды. Как выше указано, оспариваемые услуги за содержание «контейнеров, мусорокамер, контейнерной площадки» в размере 0,32 руб. за 1 кв.м., оплачиваемы по графе "прочие расходы" не были предусмотрены при утверждении тарифа на содержание и текущий ремонт, и соответственно оплачивались отдельными строками исходя из фактически предоставленного объема услуг.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 156, ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, которая в перечне, объемах и качестве услуг и работ учитывает состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Перечень данных услуг и работ, порядок и условия их оплаты устанавливаются договором на техническое обслуживание и эксплуатацию. Размер платы за техническое обслуживание дома должен обеспечивать покрытие всех расходов по техническому обслуживанию и текущему ремонту жилищного фонда.
Таким образом, судом приходит к выводу, что включение в Единый платежный документ платы по содержанию «контейнеров, мусорокамер, контейнерной площадки», не противоречит ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, исковые требования в вышеуказанной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск заместителя прокурора г.Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания Жилищно-эксплуатационный участок «Центр» об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью управляющая компания Жилищно-эксплуатационный участок «Центр» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести собственникам помещений перерасчет платы за электроэнергию мест общего пользования многоквартирного Республики Тыва за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применив при расчете вместо площади мест общего пользования 495,60 кв.м. площадь 2 005,30 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований о возложении обязанности исключить начисления за содержание «контейнеров, мусорокамер, контейнерной площадки» 0,32 руб. за 1 кв.м. из состава платы за содержание и ремонт жилого помещения с 2018 года – отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания Жилищно-эксплуатационный участок «Центр» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «город Кызыл Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 9 июня 2022 года (с учетом выходных дней).
Судья Е.Н.Боломожнова