ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5796/20 от 02.04.2021 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Исаковой Е.В.

при секретаре Левицкой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области о признании заключения о результатах служебной проверки, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указал на то, что является сотрудником федеральной противопожарной службы, замещает должность начальника юридического отдела Главного управления МЧС России по Новосибирской области.

Главным управлением МЧС России по Новосибирской области была проведена служебная проверка по факту невыполнения мероприятий, определенных в п.26 решения Коллегии МЧС России от 11.02.2020 №1/1 «Об итогах работы МЧС России по основным направлениям деятельности в 2019 году и о задачах на 2020 год». По результатам служебной проверки было утверждено заключение от 31.07.2020 года.

Полагает, что заключение о результатах служебной проверки от 31.07.2020 года и изданный приказ по факту невыполнения мероприятий от 11.02.2020 года являются незаконными, поскольку нарушений служебной дисциплины истцом допущено не было, поручения и указания в пределах должностных обязанностей истцом выполняются надлежащим образом.

На основании вышеизложенного истец просит, признать заключение о результатах служебной проверки от 31.07.2020 года и приказ по факту невыполнения мероприятий от 11.02.2020 года незаконными, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил об их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражении на иск.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что между Главным управлением МЧС России по Новосибирской области и начальником отдела юридического ФИО1 был заключен контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 был ознакомлен с должностной инструкцией начальника юридического отдела, что подтверждается листом ознакомления с должностной инструкцией начальника юридического отдела.

В соответствии с приказом №650 от 05.06.2020 года начальника Главного управления был утвержден план выполнения мероприятий определенных решением коллегии МЧС России от 11.02.2020 №1/1 «Об итогах работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по основным направлениям деятельности в 2019 году и о задачах на 2020 год».

В соответствии с п.21.3 вышеуказанного плана на отдел УГО и ЗНТ, ЮО была возложена обязанность по приведению нормативных правовых актов НСО по вопросам организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2019 №1333 «О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения», а также обеспечение контроля за организацией обучения специалистов учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля. Установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением начальником Главного управления №29 от 30.04.2020 года утвержден порядок осуществления контроля исполнения служебных документов и поручений в ГУ МЧС России по Новосибирской области.

В соответствии с п.10 вышеуказанного порядка ответственность за своевременное и качественное исполнение контрольных поручений возлагается на руководителей структурных подразделений которым даны поручения. При этом руководители структурных подразделений указанных в поручении первыми, и структурных подразделений, указанных последующими несут равную ответственность за своевременное и качественное исполнение поручений.

Как следует из представленных суду документов, в соответствии с указанием начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год начальником Управления оперативного реагирования организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов в Сибирском федеральном округе проведена служебная проверка по факту невыполнения мероприятий определенных решением коллегии МЧС России от 11.02.2020 №1/1.

По результатам служебной проверки было составлено заключение от 31.07.2020 года, в соответствии с которым было установлено, что управлением гражданской обороны и защиты населения совместно с юридическим отделом не была исполнена задача, установленная решением коллегии МЧС России от 11.02.2020 года №1/1 в срок до 01.07.2020 года, а именно не приведены в соответствие нормативно правовые акты субъектов РФ по вопросам организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля с постановлением Правительства РФ от 17.10.2019 года №1333. Начальникам отделов строго указано на недостаточный контроль исполнения контрольных документов.

С данным заключением истец был ознакомлен 31.07.2020 года.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальника Главного управления ФИО1 строго указано на нарушение служебной дисциплины, выразившееся в недостаточном контроле исполнения контрольных документов.

Оценивая обстоятельства дела в их совокупности, по правилам установленным статьей 67 ГПК РФ, заслушав пояснения свидетелей суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и признании заключения о результатах служебной проверки от 31.07.2020 года, приказа по факту невыполнения мероприятий от 11.02.2020 года незаконными.

Оспаривая заключение о результатах служебной проверки от 31.07.2020 года, истец указывает на то, что приведение НПА НСО о сети наблюдения и лабораторного контроля в соответствие не относится к компетенции Главного управления, отдела юридического и к должностным обязанностям истца.

Данные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 27.03.2020 №217 (далее Положение), Главное управление является территориальным органом МЧС России, осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно под.1 п.10 вышеуказанного Положения к основным функциям Главного управления отнесены разработка и представление в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также по разработке нормативных правовых актов и правовых актов субъекта Российской Федерации;

Таким образом, на Главное правление МЧС России по Новосибирской области также возложены обязанности по представлению в органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложений по разработке нормативных правовых актов и правовых актов субъекта Российской Федерации.

В Главное управление МЧС России по Новосибирской области поступило решение коллегии МЧС России от 11.02.2020 года №1/1, в соответствии с которым в том числе перед территориальными органами МЧС России ставилась задача по взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ по приведению до 01 июля 2020 года нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 года №1333.

Возложенная на Главное управление МЧС России по Новосибирской области задача соответствует вышеуказанному Положению, в соответствии с которым Главное управление разрабатывает и направляет в органы государственной власти предложение по разработке нормативно правовых актов и правовых актов субъекта Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства были допрошены свидетели Свидетель №2, Свидетель №1 которые пояснили, что в соответствии с решением коллегии МЧС России от 11.02.2020 года №1/1 на отдел УГО и ЗНТ, ЮО была возложена задача по разработке и направлении проекта постановления Правительства Новосибирской области «О территориальной подсети Новосибирской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения» в орган государственной власти. При этом свидетель Свидетель №1 в ходе судебного разбирательства также пояснила, что Главное управление выполняет функции по разработке проектов нормативных правовых актов и направлению данных предложений в орган государственной власти.

Возложенные на Главное управление МЧС России по Новосибирской области функции по разработке проектов и направлении данных проектов в орган государственной власти не оспаривал и сам истец, который в ходе служебной проверки пояснял, что проект нормативно правового акта – проект постановления Правительства Новосибирской области «О территориальной подсети Новосибирской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения» был направлен в Министерство юстиции Новосибирской области для согласования.

Таким образом, вопреки доводам истца, в функции Главного управления МЧС России в соответствии с вышеуказанным Положением входят, в том числе и функции по разработке проектов нормативно правовых актов и направлении данных проектов в орган государственной власти.

Доводы истца о том, что на юридический отдел и в должностные обязанности истца не входит приведение в соответствие НПА НСО о сети наблюдения и лабораторного контроля, являются несостоятельными.

Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ служебные обязанности сотрудника федеральной противопожарной службы определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

В соответствии с п.7.20 Положения об отделе юридическом на данный отдел возложены функции в том числе по участию в подготовке проектов нормативных правовых актов Новосибирской области Новосибирской области в области гражданской обороны, защиты населения и территорний от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также других документов, обеспечивает при необходимости их правовое сопровождение совместно с исполнителем.

Согласно п.п. 9.3., 9.4 должностного регламента начальника юридического отдела, начальник юридического отдела принимает участие в разработке предложений по реализации государственной политики в области гражданской обороны, подготавливает проекты правовых актов, обеспечивает их правовое сопровождение.

Таким образом, на юридический отдел, в том числе на начальника юридического отдела возложена обязанность по контролю за подготовкой проекта нормативно правового акта, его сопровождение в установленные сроки.

Вместе с тем, возложенная решением Коллегии МЧС России от 11.02.2020 №1/1 на начальников отдела УГО и ЗНТ, ЮО задача по подготовке проекта нормативно правового акта была завершена с нарушением установленного срока, то есть только 18.08.2020 года.

Доводы истца о том, что юридическим отделом в установленные сроки была проведена правовая экспертиза нормативно правового акта, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно п.10 приложения к распоряжению Главного управления от 30.04.2020 года №29 ответственность за своевременное и качественное исполнение контрольных поручений возлагается на руководителей структурных подразделений, которым даны поручения. При этом руководители структурных подразделений указанных в поручении первыми, и структурных подразделений, указанных последующими несут равную ответственность за своевременное и качественное исполнение поручений.

Таким образом, при выполнении задачи, установленной руководителем Главного управления начальники отделов УГО и ЗНТ, ЮО несут равную ответственность.

Доводы истца о нарушении процедуры проведения служебной проверки, подлежат отклонению.

Решением коллегии МЧС России от 11.02.2020 года №1/1 «Об итогах работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по основным направлениям деятельности в 2019 году и о задачах на 2020 год» территориальным органом МЧС России была поставлена задача по обеспечению методического руководства и взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по приведению до 1 июля 2020 года нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 года №1333.

С вышеуказанным решением коллегии истец ФИО1 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Главного управления от 05.06.2020 года №650 «Об организации выполнения мероприятий определенных решением коллегии» определено в том числе начальникам отделов организовать выполнение мероприятий, определенным Планом согласно приложения к приказу. Пунктом 21.3 приложения к приказу ответственным структурным подразделением за исполнение приказа в части приведения нормативных правовых актов НСО по вопросам организации деятельности сети наблюдения и лабороторного контроля в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2019 №1333. Данным приказом на начальников отделов возложен контроль за организацией со сроком исполнения 01.07.2020 года.

В соответствии с указанием начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год начальником Управления оперативного реагирования организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов в Сибирском федеральном округе проведена служебная проверка по факту невыполнения мероприятий определенных решением коллегии МЧС России от 11.02.2020 №1/1.

Согласно регистрационно-контрольной карточки к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ служебная проверка назначена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ руководителю стало известно о неисполнении требований приказа и коллегии.

Таким образом, довод истца о нарушении сроков проведения служебной проверки являются несостоятельными.

При проведении служебной проверки истцу были разъяснены права.

В заключении о результатах служебной проверки указано время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, проверено выполнение требований руководящих документов МЧС России о направлении в соответствующие подразделения МЧС России информации о дисциплинарном проступке, изучено личное дело сотрудника, предложено сотруднику дать объяснения.

Таким образом, процедура проведения служебной проверки представителем ответчика нарушена не была.

Заключением служебной проверки была установлена вина ФИО1 в неисполнении решения коллегии по приведению до 01 июля 2020 года нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 года №1333. Начальникам отделов строго указано на недостаточный контроль исполнения контрольных документов.

С данным заключением истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ начальника Главного управления ФИО1 строго указано на нарушение служебной дисциплины, выразившееся в недостаточном контроле исполнения контрольных документов.

Указание истца на то обстоятельство, что он не был ознакомлен с данным приказом не свидетельствует о признании заключения служебной проверки незаконной, поскольку данным приказом истец не был привлечен к дисциплинарной ответственности. В соответствии с данным приказом были объявлены результаты проведения служебной проверки о которых истцу было известно при ознакомлении с заключением служебной проверки.

Поскольку процедура проведения служебной проверки не была нарушена, заключением служебной проверки была установлена вина ФИО1 оснований для удовлетворения заявленных истцом требований и как следствие признание заключение служебной проверки и приказа незаконными у суда не имеется.

В связи с тем, что нарушений прав истца при проведении служебной проверки судом установлено не было, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области о признании заключения о результатах служебной проверки незаконным, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Новосибирска.

Судья Е.В. Исакова

Мотивированная часть решения изготовлена ДД.ММ.ГГГГ