Дело № 2-579/16 31 марта 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд г.Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Лифановой О.Н.,
при секретаре Амхадовой А.Ш.,
с участием старшего помощника прокурора Московского района Санкт-Петербурга ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района Санкт-Петербурга к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании организовать санитарную уборку строительных отходов,
установил:
Прокурор Московского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Московского района Санкт-Петербурга, в котором просит обязать ответчика в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу включить в адресный перечень ликвидации несанкционированных мест размещения отходов несанкционированную свалку строительных отходов, расположенную на территории по адресу: <адрес>; обязать ответчика в 90-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать уборку и санитарную очистку строительных отходов с указанной территории и разместить их в соответствии с действующим законодательством, указывая в обоснование, что данная несанкционированная свалка была выявлена в ходе прокурорской проверки и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании старший помощник прокурора Московского района Санкт-Петербурга ФИО1 исковые требования поддержала, на их удовлетворении в полном объёме настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Явившийся в судебное заседание представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве, также отметил, что из представленных в материалы дела доказательств невозможно установить наличие отходов по указанному адресу, а также их класс для определения ответственного лица за их уборку.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право каждому на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии с п. 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Согласно нормам указанного выше Положения задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.8); реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством (п. 2.3.9); участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении (п. 2.4.4).
Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п. 3.4.75 Положения администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15 февраля 2001 года "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления" на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится участие в пределах своей компетенции в обеспечении чистоты и порядка на территории муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов, мусора и уборку территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Положениями подп. 13 п. 1 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" установлено, что к вопросам местного значения муниципальных образований относится в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, на которой расположены жилые дома частного жилищного фонда, т.е. органы местного самоуправления не возлагаются обязанности по проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.6, 3.45, 3.51, 3.65 Положения о Комитете
по благоустройству Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 № 836, к полномочиям Комитета,
в том числе, относятся:
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых
и промышленных отходов, если указанные полномочия не отнесены к вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований
Санкт-Петербурга;
организация санитарной очистки территории общего пользования в пределах компетенции Комитета.
Из системного толкования указанных норм следует, что обязанность
по уборке бытового мусора должна осуществляться органами местного самоуправления, обязанность по уборке строительных и иных отходов
– администрациями соответствующих районов Санкт-Петербурга, а организация сбора, вывоза, переработки и утилизации промышленными отходами, относящимися к 1, 2, 3 классам опасности организуется Комитетом по природопользованию.
Из системного толкования вышеприведенных норм, следует, что юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является определение класса отходов для последующего установления лица, ответственного за исполнение обязанности по ликвидации данных отходов.
Из материалов дела следует, что 26 июня 2015 года старшим помощником прокурора Московского района Санкт-Петербурга ФИО1 была проведена проверка соблюдения требований в сфере природоохранного законодательства по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов по адресу: <адрес>, где была выявлена несанкционированная свалка отходов, о чём составлен акт проверочных мероприятий и приложена фотофиксация в виде черно-белого фотоснимка ненадлежащего качества /л.д.5,6/.
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурору предоставлены полномочия осуществлять надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В силу положений ст.ст.21,22,24,28 данного Закона, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона прокурор, в частности, вносит представление об устранении нарушений закона нарушений, а также прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, представление подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно ст.35 Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, его полномочия определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 45 ГПК РФ, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса /далее - ГПК РФ/ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Согласно ст.71 ГПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в подтверждение наличия несанкционированной свалки на территории Московского района Санкт-Петербурга по вышеуказанному адресу прокурором были представлены письменные доказательства в виде акта, составленного единолично сотрудником, осуществлявшим проверку, а также черно-белый фотоснимок, при визуальном осмотре которого установить наличие каких-либо отходов, в том числе их класса, а также соотнести изображение на фотоснимке с адресом, указанным в акте проверочных мероприятий, не представляется возможным.
От исполнения процессуальной обязанности представления дополнительных доказательств по делу и доказательств в обоснование возражений, в том числе, фотофиксации надлежащего качества, а также составления акта проверочных мероприятий с участием представителей Администрации Московского района Санкт-Петербурга, Комитета по природопользованию, несмотря на данные судом в порядке ст.150 ГПК РФ разъяснения, стороны уклонились.
Доказательств о наличии у прокурора информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, её источниках, а также внесения представления в адрес Администрации Московского района Санкт-Петербурга об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, в материалах дела также не имеется.
Дополнительные доказательства, подтверждающие, что по указанному в акте проверочных мероприятий от 26 июня 2015 года имеется несанкционированная свалка именно строительных отходов без определенного класса опасности, суду не представлены.
При таких обстоятельствах оценивая представленные прокурором доказательства в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, в том числе относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что представленные суду доказательства не позволяют достоверно установить: факт наличия по указанному в иске адресу несанкционированной свалки, а также класс /тип, вид/ отходов, подлежащих ликвидации, что в свою очередь исключает возможность всесторонне, полно и объективно разрешить спор и не позволяет сделать однозначный вывод об ответственности за ликвидацию несанкционированной свалки выбранного прокурором ответчика и соответственно влечёт отказ в удовлетворении предъявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска прокурора Московского района Санкт-Петербурга к Администрации Московского района Санкт-Петербурга об обязании организовать санитарную уборку строительных отходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: