ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-579/17 от 24.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-579/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2017 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.,

при секретаре Аксенцовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании отказа в распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала незаконным и возложении обязанности о направлении денежных средств областного материнского капитала,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании отказа в распоряжении средствами областного материнского капитала незаконным и возложении обязанности по направлению денежных средств на оплату обучения несовершеннолетней ФИО1 по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»» г. Смоленск. В обоснование требований указала, что ей ответчиком незаконно отказано в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки в виде областного материнского (семейного) капитала со ссылкой на то, что денежные средства областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, тогда как обучение несовершеннолетней было по программе, не имеющей государственной аккредитации.

Истица ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО5 по основаниям, приведенным в представленных возражениях. (л.д. 23-24).

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Принятый Смоленской областной Думой 28.02.2008 года областной закон № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" устанавливает на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 2 областного Закона дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) с учетом особенностей, установленных настоящим законом.

В силу п.1 ч.1 ст. 3 вышеназванного областного закона право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Смоленской области не менее одного года и, в частности, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2008 года, если ранее ими не был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал.

Согласно п.1 ч.1 ст.10 вышеназванного областного закона средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

В соответствии с Правилами подачи заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 21.01.2009 N 13, заявление о распоряжении с указанием направления использования средств (части средств) материнского капитала в соответствии с областным законом со всеми необходимыми документами подается лицами, имеющими сертификат на областной материнский (семейный) капитал в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере социальной защиты населения (п. 2); документы, указанные в Правилах направления средств (части средств) областного материнского семейного капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, - в случае направления средств (части средств) материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) (подп. 4 п. 7).

Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.

В силу положений п. 17 Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и на осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 29.01.2009 года № 12, основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются, в том числе, указание в заявлении направления использования областных средств, не предусмотренного областным законодательством.

Судом установлено, что ФИО4 является матерью несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 17,20).

ДД.ММ.ГГГГФИО2<адрес> по социальному развитию ФИО4 в связи с рождением второго ребенка был выдан сертификат серии ОМСК-67 на областной материнский (семейный) капитал в размере 132 379 руб. 50 коп. (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ между ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»» и ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, был заключен договор на обучение несовершеннолетней по дополнительной образовательной программе: подготовка к поступлению в ВУЗ на Подготовительных курсах в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, учебным планом и расписанием занятий с оплатой по договору в сумме 7 000 руб. (л.д. 21).

Согласно справке МБОУ СШ № 33 от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1 проходит обучение по программе ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»» г. Смоленск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обучаясь в 10 «А» классе физико-математического профиля МБОУ СШ № 33. (л.д. 22).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в Департамент Смоленской области по социальному развитию с заявлением о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала для оплаты обучения дочери. (л.д. 26-27).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в распоряжении средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала по причине, предусмотренной подп. 3 п. 16 Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и на осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, обучение несовершеннолетней по программе подготовки к поступлению в ВУЗ, которая не имеет государственную аккредитацию.

В статье 4 ГК РФ закреплен общий принцип действия гражданского законодательства во времени, который заключается в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Так, в силу ст. 91 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. (ст. 92).

При этом согласно положениям ч. 7 ст. 108 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01 сентября 2013 года. (ч. 1 ст. 111 ФЗ N 273-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы (ч. 2). К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; 3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ч. 3). К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ч. 4).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, как основного, так и дополнительного образования, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, при этом такой государственной аккредитации подлежит образовательная деятельность, проводимая по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (за исключением образовательных программ дошкольного образования), а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Само по себе отсутствие аккредитации дополнительной образовательной программы, не может являться достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления ФИО4, поскольку законодательством об образовании не предусмотрено аккредитация дополнительных образовательных программ,. В данном случае истицей реализовано право на направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ее дочерью - оплату платных образовательных услуг, которые оказываются общеобразовательным учреждением для детей, имеющим соответствующую государственную аккредитацию, и реализующему согласно свидетельству, лицензии и договору дополнительные образовательные программы в соответствии с образовательными стандартами.

При установленных судом обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО4 требований в части признания отказа Департамента Смоленской области по социальному развитию в распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала незаконным и возложении обязанности по направлению денежных средств областного материнского капитала на оплату обучения дочери.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать решение Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4 в распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала незаконным.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию принять решение об удовлетворении заявления ФИО4 о распоряжении денежными средствами областного материнского (семейного) капитала на оплату по договору на обучение по дополнительным образовательным программам от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский центр «МЭИ»» г. Смоленск и ФИО4.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий О.В. Космачева