ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-579/19 от 29.10.2019 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2019 г. п. Одоев Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Романовой И.А.,

при секретаре Клейменовой Е.Г.,

с участием истца Леоновой Л.Н.,

представителей ответчика администрации МО Одоевский район Тульской области по доверенностям Мельниковой Т.А., Авдохиной Е.Н., Баранова Э.В.,

третьего лица Анчеева И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-579/2019 по иску Леоновой Людмилы Николаевны к администрации МО Одоевский район Тульской области о признании аукциона несостоявшимся,

установил:

истец Леонова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО Одоевский район Тульской области о признании аукциона несостоявшимся, указывая, что 01.04.2016 ею подано заявление в администрацию о предоставлении в аренду земельного участка площадью 12 кв.м, находящегося вблизи жилого дома <данные изъяты>, после чего в ее адрес поступило уведомление, из которого следовало, что участок будет сформирован и поставлен на кадастровый учет администрацией МО Одоевский район для продажи на аукционе и что информация о месте и времени проведения торгов будет опубликована в газете «Новая жизнь» и на официальном сайте МО Одоевский район. С 25.04.2016 по 17.12.2018 никаких мер по формированию и постановке указанного земельного участка на кадастровый учет со стороны администрации для продажи на аукционе и информирования о месте и времени проведения торгов предпринято не было. 17.12.2018 по результатам проведения внеплановой выездной проверки со стороны администрации МО Одоевский район в части соблюдения земельного законодательства ФИО1 вынесено предписание об освобождении данного земельного участка либо оформлении на него права в соответствии с законодательством РФ на срок до 17.06.2019. В связи с тем, что инспектором по муниципальному земельному контролю администрации МО Одоевский район ФИО4 даны пояснения о необходимости проведения межевания указанного земельного участка заинтересованным лицом, ею с <данные изъяты> 12.03.2019 заключен договор по подготовке землеустроительной документации для постановки земельных участков на Государственный кадастровый учет №613, а также произведена оплата выполненных работ. Собранный пакет документов направлен 21.03.2019 в ГБУ ТО «МФЦ» отделение №18 п. Одоев, однако расписки о получении документов ей выдано не было. Документы о совершении регистрационных действий ни в установленный срок - до 23.04.2019, ни до 17.06.2019 не выдавались. 19.08.2019 администрацией проведен аукцион по продаже права заключения договора аренды на земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> площадью 19 кв.м для размещения временного гаража. По мнению истца аукцион проведен с нарушением законодательства, так как не была применена видеофиксация хода аукциона, при том что предмет аукциона спорный, а со вторым участником аукциона у нее длительное время складываются неприязненные отношения из-за предмета аукциона, что было известное организаторам. Просит суд: признать аукцион 19.08.2019 несостоявшимся, обязать главу МО Одоевский район устранить в полном объеме допущенные нарушения.

В судебном заседании истец Леонова Л.Н. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснив, что считает аукцион несостоявшимся, при том, что принимала участие в его проведении, однако считает процедуру нарушенной, поскольку не применялась видеофиксация. Вблизи жилого дома №<данные изъяты> расположен земельный участок площадью 12 кв.м, находящийся в муниципальной собственности, которым она и ее супруг пользуются с начала 1990-х годов в соответствии с устным разрешением сотрудников администрации. На данном участке располагается привезенная ее отцом металлическая будка в виде кабины от грузового автомобиля, на которую она в настоящее время не претендует и не считает ее своим имуществом. Кроме данного объекта ее личных предметов либо построек на данном участке не имеется. Ввиду длительных неприязненных отношений со вторым участником аукциона Анчеевым И.Н., полагает, что видеосъемка процесса проведения аукциона должна была быть обязательной, однако ходатайств об этом не заявляла, поскольку о таких отношениях организаторам было известно. Так же в ходе проведения аукциона она добровольно уступила право на заключение договора аренды второму участнику - Анчееву И.Н., поскольку он предложил большую сумму. На спорный участок после аукциона она уже не претендует, согласна на выделение ей другого земельного участка для размещения временного гаража. На удовлетворении заявленных требований в изложенной редакции настаивала, просила обязать ответчика администрацию МО Одоевский район Тульской области устранить допущенные нарушения путем признания ее победителем по результатам аукциона.

Представители ответчика администрации МО Одоевский район Тульской области по доверенностям Мельникова Т.А., Авдохина Е.Н., Баранов Э.В. против заявленных требований возражали, поддержав доводы, изложенные в возражениях.

Представитель ответчика администрации МО Одоевский район Тульской области по доверенности Мельникова Т.А. в судебном заседании пояснила, что аукцион может быть признан несостоявшимся в соответствии с п. 12 п. 19 ст. 39.12 ЗК РФ в случаях: если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся; если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один участник аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона. В марте 2019 Леоновой Л.Н. подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 19 кв.м по адресу: <данные изъяты>, которая утверждена постановлением администрации МО Одоевский район 03.04.2019 №274, с целью постановки земельного участка на ГКУ. После присвоения земельному участку кадастрового номера и проведения рыночной оценки размера годовой арендной платы на земельный участок администрацией принято постановление от 28.06.2019 №433 «О проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков». Информация о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков была размещена на официальной сайте, извещение о проведении аукциона опубликовано в общественно – политической газете «новая жизнь». Одоевский район» и на официальном сайте МО Одоевский район. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе (лот №6) от 14.08.2019 на участие в данном аукционе подано 2 заявки: Анчеевой О.В., Леоновой Л.Н., которые рассмотрены комиссией и заявители признаны участниками аукциона. Аукцион, открытый по составу участников и форме предложений о начальном размере годовой арендной платы на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> площадью 19 кв.м с разрешенным использованием – для размещения временного гаража, с начальным размером годовой арендной платы – 1644 руб., был проведен 19.08.2019 в 11 час. В ходе проведения аукциона предпоследнее предложение о величине арендной платы за земельный участок в год, составляющей 20 089, 68 руб. поступило от участника аукциона Леоновой Л.Н. Последнее предложение о величине арендной платы за земельный участок в год, составляющей 20 139 руб. поступило от участника №2 – Анчеева И.Н., действующего на основании доверенности от 19.07.2019 от имени Анчеевой О.В. Так, в соответствии с п. 17 ст. 39.12 ЗК РФ победителем аукциона признан Анчеев И.Н. В извещении о проведении торгов <данные изъяты>, размещенном на официальном сайте РФ, присутствует лот №6 – земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 19 кв.м, статус торгов – состоявшиеся. 30.08.2019 администрацией МО Одоевский район заключен договор аренды земельного участка №77 с Анчеевой О.В. на указанный земельный участок, который зарегистрирован Управлением Росреестра по Тульской области 24.09.2019 <данные изъяты> Полагала, что аукцион проводился в соответствии с требованиями ст. 39.12 ЗК РФ, а аудио – или видеозапись в сфере земельных отношений действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того решением мирового судьи СУ№37 Одоевского судебного района Тульской области от 08.10.2019 исковое заявление Леоновой Л.Н. удовлетворено, в ее пользу взысканы денежные средства, затраченные на межевание земельного участка. Администрацией МО Одоевский район 25.09.2019 в отношении Леоновой Л.Н. на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, проведена внеплановая документарная проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой установлено, что земельный участок площадью 7,5 кв.м по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, используется Леоновой Л.Н. для эксплуатации строения (металлическая будка от машины), не имеющей предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, в связи с чем муниципальным инспектором сделан вывод о наличии в ее действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Материалы проверки переданы в МО по Арсеньевскому, Белевскому, Одоевскому, Суворовскому районам и Славному для рассмотрения, однако в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Леоновой Л.Н. отказано в связи с тем, что факт использования ею земельного участка для эксплуатации металлического строения ничем не подтвержден. В своем заявлении Леонова Л.Н. утверждает, что отношения к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> не имеет. Просит отказать в удовлетворении заявленных Леоновой Л.Н. требований в связи с необоснованностью.

Определением судьи при подготовке дела к судебному разбирательству от 03.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Анчеев И.Н., Анчеева О.В.

Третье лицо Анчеев И.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных истцом требований возражал, просил в их удовлетворении отказать в связи с необоснованностью, полагая аукцион состоявшимся, а процедуру его проведения - в отсутствие каких-либо нарушений.

Третье лицо Анчеева О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнений участников процесса суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие третьего лица Анчеевой О.В.

Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной нормы, подпунктом 15 которой предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Исходя из смысла названной нормы, каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей его использования в соответствии с разрешенным видом использования, вправе обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места его размещения, и орган местного самоуправления обязан обеспечить такой выбор. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию.

В соответствии с ч.1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

На основании ч.4 ст. 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов; 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; 3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

04.04.2016 Леонова Л.Н. обратилась в администрацию МО Одоевский район Тульской области с заявлением о предоставлении ей в аренду путем проведения торгов земельного участка площадью 12 кв.м вблизи жилого <данные изъяты>, для размещения временного гаража.

Из ответа администрации МО Одоевский район Тульской области №1524 от 25.04.2016 следует, что указанный в заявлении земельный участок будет сформирован и поставлен на кадастровый учет администрацией для продажи на аукционе, с размещением в газете «Новая жизнь» и на официальном сайте МО Одоевский район соответствующей информации о месте и времени проведения торгов.

В соответствии с актом проверки от 17.12.2018, проведенной на основании распоряжения главы администрации МО Одоевский район от 10.12.2018 №326-р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства ФИО1, в ходе которой установлено, что на земельном участке в районе многоквартирного жилого <данные изъяты> размещается строение (металлическая будка) от машины, используемое ФИО1 С правой стороны располагается гараж, используемый Анчеевым И.Н., с левой – <данные изъяты>. Общая площадь занимаемого участка составляет 7,5 кв.м. Вход в строение ограничен для доступа третьих лиц. Дополнительных ограждений на участке не имеется. Сведения о зарегистрированных правах ФИО1 на земельный участок и находящееся на нем строение (металлическая будка) по указанному адресу в ЕГРН отсутствуют. В ходе проведения проверки ФИО1 пояснил, что земельный участок он использовал вместо сарая ближе к дому, указав, что Леонова Л.Н. обращалась в администрацию для оформления используемого земельного участка. Землеустроительные работы не проводились, постановка на государственный кадастровый учет не осуществлялась.

По результатам проведенной проверки 17.12.2018 администрацией МО Одоевский район ФИО1 выдано предписание №114/1-18 об устранении нарушений земельного законодательства.

12.03.2019 между Леоновой Л.Н. и ИП ФИО3 заключен договор на выполнение работ по подготовке землеустроительной документации для постановки земельного участка по адресу: <данные изъяты> на государственный кадастровый учет.

20.03.2019 кадастровым инженером ФИО3 подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности местоположением: <данные изъяты>

Постановлением администрации МО Одоевский район №274 от 03.04.2019 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> из земель населенных пунктов, площадью 19 кв.м для размещения временного гаража.

Согласно ч.11 ст. 39.11 ЗК РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 14 ст. 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.

19.08.2019 в 11 час. на основании постановления администрации МО Одоевский район от 28.06.2019 №433 проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> площадью 19 кв.м для размещения временного гаража.

Как следует из копии протокола указанного мероприятия, имеющейся в материалах дела, организатором торгов является администрация МО Одоевский район Тульской области. Аукцион проведен с участием двух заявителей, признанных по результатам рассмотрения заявок участниками аукциона: Леоновой Л.Н. и Анчеевым И.Н., действующим на основании доверенности от имени Анчеевой О.В. В протоколе зафиксировано, что предпоследнее предложение о величине арендной платы на земельный участок в год, составляющей 20 089 руб. 68 коп. поступило от Леоновой Л.Н. Последнее предложение о величине арендной платы на земельный участок в год, составляющей 20 139 руб., поступило от Анчеева И.Н. В соответствии с п. 17 ст. 30.12 ЗК РФ победителем аукциона признан Анчеев И.Н., действующий от имени Анчеевой О.В. на основании доверенности, предложивший наибольшую величину годовой арендной платы.

Согласно ч.16 ст. 39.11 ЗК РФ по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.

Итоги аукциона утверждены комиссией в составе: ФИО2, Мельниковой Т.А., Баранова Э.В., секретарем комиссии Авдохиной Е.Н.

На основании распоряжения главы администрации МО Одоевский район №327-р от 04.09.2019 инспектором сектора земельных отношений администрации МО Одоевский район ФИО4 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Леоновой Л.Н., в ходе которой установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> размещается строение (металлическая будка от машины), используемое Леоновой Л.Н. Указанный земельный участок общей площадью 19 кв.м предоставлен в аренду Анчеевой О.В. на основании договора аренды №77 от 30.08.2019, на срок с 30.08.2019 по 29.08.2024, зарегистрированного в ЕГРН 24.09.2019. По сведениям ЕГРН от 25.09.2019 земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.04.2019 с присвоением кадастрового номера, граница его установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Леоновой предоставлено постановление администрации от 03.04.2019 №274 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и межевой план, однако, данные документы не свидетельствуют об оформленных правах на данный земельный участок. Следовательно, металлическое строение установлено и используется Леоновой Л.Н., не имеющей прав на земельный участок.

26.08.2019 администрацией МО Одоевский район Тульской области отменено предписание в отношении ФИО1, поскольку до истечения срока его исполнения ФИО1 сообщил, что оформлением земельного участка будет заниматься его супруга Леонова Л.Н.

25.09.2019 в адрес Леоновой Л.Н. направлено предписание №92/1-19 об устранении нарушений земельного законодательства РФ, с установлением срока до 25.03.2020.

Решением мирового судьи судебного участка №37 Одоевского судебного района Тульской области от 08.10.2019 исковые требования Леоновой Л.Н. удовлетворены. В ее пользу с администрации МО Одоевский район взысканы денежные средства, затраченные на оплату работ по подготовке землеустроительной документации для постановки земельного участка, расположенного в районе <данные изъяты> на государственный кадастровый учет, в размере 7400 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.

Определением государственного инспектора в Арсеньевском, Белевском, Одоевском, Суворовском районам и Славном по использованию и охране земель от 10.10.2019 в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Леоновой Л.Н. отказано на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку не установлен факт использования именно Леоновой Л.Н. земельного участка для эксплуатации металлического строения. Поскольку в своем заявлении Леонова Л.Н. утверждает, что отношения к земельному участку с кадастровым номером 71:16:010515:624 она не имеет, должностное лицо пришло к выводу о том, что с ее стороны отсутствует противоправное деяние.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей ФИО4, ФИО1, оснований не доверять которым у суда не имеется.

В соответствии с ч.17 ст. 39.12 ЗК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

В судебном заседании истцом не оспаривалось, что Анчеев И.Н. действительно предложил наибольший размер ежегодной арендной платы на земельный участок, являющийся предметом аукциона, в связи с чем признан победителем проведенного аукциона. Вместе с тем истец настаивала на удовлетворении исковых требований в изложенной редакции, именно признать аукцион от 19.08.2019 несостоявшимся.

На основании ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Закона РФ от 25.10.2001 г. N 137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

К нарушениям, влекущим признание торгов недействительными, ст. 448 ГК РФ отнесены нарушение срока их проведения, ненадлежащее оповещение о торгах, невнесение задатка, отсутствие протокола о результатах торгов и другие существенных условия, повлекшие неправильное определение победителя.

По смыслу п. 1 ст. 449 ГК РФ, основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушение процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований закона при проведении торгов.

При этом, применительно к ст. 449 ГК РФ под правилами проведения торгов следует понимать те процедурные требования, которые должны быть соблюдены для обеспечения возможности всех заинтересованных лиц принять участие на торгах, надлежащего проведения торгов и определения победителя.

В силу вышеприведенных норм закона для признания торгов недействительными по иску лица, заинтересованного в надлежащем проведении торгов вследствие нарушения порядка их проведения, необходимо оценить, насколько допущенное нарушение является существенным, и могли ли нарушения, на которые ссылается заявитель, повлиять на результаты торгов. В случае если нарушения, на которые ссылается заявитель, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, то отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.

Таким образом, основанием признания торгов недействительными в совокупности служат нарушения, имеющие существенное значение, влияющие на результат торгов и находящиеся в причинно-следственной связи с ущемлением прав и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц (имеющих правовое значение).

В предмет доказывания по иску о признании торгов недействительными входят факты: наличие (отсутствие) нарушений порядка и правил проведения торгов и их существенность (влияние на результат торгов), а также наличие ущемлений прав и интересов заинтересованных лиц допущенными нарушениями и невозможность восстановления этих прав в ином порядке без применения последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

При этом, бремя доказывания существенности допущенных при проведении торгов нарушений, повлиявших на результат торгов и повлекших ущемление прав заинтересованного лица, в рассматриваемом случае истца Леоновой Л.Н., лежит на последней.

Основания признания аукциона несостоявшимся предусмотрены п.п. 12, 19 ст. 39.12 ЗК РФ: В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя; в случае, если в аукционе участвовал только один участник или при проведении аукциона не присутствовал ни один из участников аукциона, либо в случае, если после троекратного объявления предложения о начальной цене предмета аукциона не поступило ни одного предложения о цене предмета аукциона, которое предусматривало бы более высокую цену предмета аукциона.

Ч. 17 ст. 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого земельного участка не заключен с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, или с единственным принявшим участие в аукционе его участником, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной начальной цены предмета аукциона, но не более чем на тридцать процентов начальной цены предмета предыдущего аукциона.

Истцом Леоновой Л.Н. в качестве оснований, позволяющих полагать, что процедура проведения аукциона нарушена, является отсутствие видеофиксации процесса проведения торгов.

Данный довод суд признает несостоятельным, поскольку процедуру продажи права аренды земельных участков регламентирует ЗК РФ, положениями которого не предусмотрено обязательное ведение видеозаписи проведения аукциона.

Довод истца о сложившихся неприязненных отношениях между ней и вторым участником аукциона Анчеевым И.Н. ничем объективно не подтвержден, кроме того данный факт не мог повлиять на порядок проведения и результат аукциона.

В соответствии с ч.1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Как установлено в судебном заседании, металлическая кабина, расположенная на спорном земельном участке, не относится к сооружению, и не является зданием либо объектом капитального строительства, кроме того, истцом заявлено об отказе от права на данный предмет как в судебном заседании, так и при проведении проверки Управлением Росреестра по Тульской области.

Таким образом, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь исследованных доказательств в их совокупности, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания аукциона несостоявшимся в ходе судебного разбирательства не установлено.

Открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> площадью 19 кв.м, для размещения временного гаража, проведен в соответствии с требованиями ст.ст. 39.11, 39.12 ЗК РФ, на основании постановления администрации МО Одоевский район от 28.06.2019 №433, при этом нарушений, имеющих существенное значение, влияющих на результат торгов, каким-либо образом связанных с ущемлением прав и охраняемых законом интересов истца, не установлено, а потому заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Леоновой Людмилы Николаевны к администрации МО Одоевский район Тульской области о признании аукциона несостоявшимся отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 05.11.2019