№ 2-579/2020
91RS0011-01-2020-000423-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года пгт. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего: судьи - Пикулы К.В.,
при секретаре - Костюк К.И.,
с участием
представителя истца - Жукова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Великодного В.В. к администрации Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым
о возложении обязанности произвести зачет излишне уплаченной денежной суммы по договору аренды, -
У С Т А Н О В И Л :
Великодный В.В. обратился с настоящим исковым заявлением, в котором просит возложить на администрацию Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (далее - Администрация) обязанность произвести зачет в счет будущих платежей по договору аренды земельного участка № от 10 марта 2017 года, заключеннного в отношении земельного участка общей площадью 37 922 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, излишне уплаченные денежные суммы в связи с неверным определением нормативной цены земельного участка, в размере 115 695, 68 рублей, а также в связи с наличием недостатков переданного змельного участка в виде охранной зоны линии электропередач, в размере 209 530 рублей.
Исковые требования обоснованы тем, что 10 марта 2017 года между Администрацией (арендодателем) и Великодным В.В. (арендатором) заключен договор № аренды земельного участка общей площадью 37 922 кв.м, имеющего кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 49 лет.
Арендная плата за пользование участком определена исходя из установленной ответчиком нормативной цены земельного участка – 5909919,20 рублей, в размере 184 389,48 рублей в год.
Истец обратился к арендодателю с заявлением произвести перерасчет размера арендной платы по договору и зачет излишне уплаченных денежных средств в счет будущих платежей, которое было оставлено без удовлетворения.
По мнению заявителя, основанием для перерасчета арендной платы является неправильное определение нормативной цены земельного участка.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» утверждено Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.
Пунктом 1 названного постановления определено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 года, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
Решением ХХХХII сессии VI созыва Колодезянского сельского совета Красногвардейского района №12/222-ХХХХII от 30 января 2014 года в отношении спорного земельного участка была установлена нормативная денежная оценка в размере 1198521,72 гривен.
Нормативная цена переданного в аренду земельного участка подлежала определению исходя из указанной в решении Колодезянского сельского совета Красногвардейского района от 30 января 2014 года нормативной денежной оценки.
С учетом уровня инфляции, на дату заключения договора аренды, нормативная цена земельного участка подлежала определению как 4700122,78 рублей (1198521,72 гривен х 3,8 х 1,032).
Соответственно, годовая арендная плата подлежала исчислению из указанной нормативной цены земельного участка.
По мнению заявителя, в результате неверно определенной нормативной цены земельного участка, возникла переплата арендных платежей по договору аренды.
Кроме того, в пользование истцу был передан земельный участок, часть которого обременена охранной зоной линии электропередач, размером 9 463 рублей.
Указанное обременение препятствует нормальному использованию земельного участка по его целевому назначению.
Обременение участка охранной зоной не было и не могло быть обнаружено арендатором в ходе обычного осмотра участка, поскольку не относится к физическим характеристикам земельного участка и вопреки требованиям земельного законодательства, арендодателем не были представлены полные и достоверные сведения при заключении договора аренды относительно площади и границ охранной зоны.
Расчет арендной платы за земельный участок произведен исходя из общей площади земельного участка и без учета площади, занятой охранной зоной линии электропередач.
Истец просит произвести зачет излишне уплаченной арендной платы, исчисленной от общей площади земельного участка без исключения площади, занимаемой охранной зоной линии электропередач.
Оставив заявление истца без ответа, арендодатель уклонился от зачета излишне уплаченных сумм арендной платы в счет будущих платежей, что послужило основанием для обращения за судебной защитой.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного слушания, в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Жуков А.И., действующий на основании доверенности от 14 октября 2019 года, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Администрация Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, извещенная заблаговременно о времени и месте судебного слушания, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайство об отложении слушания не заявила, представив в судебное заседание письменные возражения.
В своих письменных возражениях ответчик указывает, что при расчете нормативной цены Администрация руководствовалась Положением о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Колодезянского сельского поселения, утвержденного решением Колодезянского сельского совета от 21 ноября 2016 года №2/117, Постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года №450 (с изменениями она 01 января 2017 года), согласно которого расчет нормативной цены начал производиться с 2016 года. Присвоение кадастрового номера земельному участку 20 февраля 2014 года является технической операцией Госкомрегистра, не дающей права на расчет нормативной цены земельного участка. Нормативная цена рассчитывается с момента присвоения права на земельный участок, в настоящем случае с 31 января 2017 года.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 195 ГПК Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы судом, то есть представлены сторонами.
Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации) суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК Российско Федерации) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно пункта 1 статьи 424 ГК Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424).
Основания, условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулирован положениями главы V.1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК Российской Федерации).
В силу положений статьи 65 ЗК Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Порядокорядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3 статьи 39.7 ЗК Российской Федерации).
Вопросы интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, социальную и правовую системы Российской Федерации были урегулированы положениями Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон).
Статьей 23 Федерального конституционного закона установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым определены положениями Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Статьей 11 Закона Республики Крым №38-ЗРК определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков.
До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (постановление утратило силу с 01 января 2020 года, далее – Постановление о плате за земельные участки), было установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
Пунктом 2 Постановления о плате за земельные участки утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1).
В отношении земель Колодезянского сельского поселения Республики Крым с видом разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства нормативная цена 1 квадратного метра составила 146,47.
Согласно пункту 2.1 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее - Положение), нормативная цена земельного участка используется для целей налогообложения, определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
При отсутствии документов, в которых была определена нормативная денежная оценка земельного участка, нормативная цена земельного участка определяется на основании нормативной цены 1 квадратного метра земель, расположенных на территории Республики Крым, по формуле, приведенной в пункте 2.3 Положения.
Нормативная цена земельных участков определяется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по месту расположения соответствующих земельных участков (пункт 2.6 Положения).
Документы, содержащие сведения о нормативной цене земельных участков, направляются органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (абзац первый пункта 2.7 Положения).
Перечень земельных участков, сведения о кадастровой стоимости которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, предоставляется органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, по запросам органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в виде кадастровых планов территории в электронной форме в течение пяти рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (абзац второй пункта 2.7 Положения).
Пунктом 2.7.1 Положения была возложена обязанность на органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в срок до 15 ноября 2016 года представить в орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, сведения о нормативной цене земельных участков.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 10 марта 2017 года между администрацией Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым (арендодатель) и Великодным В.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с условиями которого арендодатель передал по акту о передаче, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок площадью 37 922 кв.м из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Колодезянское сельское поселение <адрес> Республики Крым (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 31 июля 2017 года, №), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – обеспечение сельскохозяйственного производства (1.18), с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 договора на земельном участке имеются охранные зоны линии электропередач, границы которых не установлены.
Условия об арендной плате за земельный участок предусмотрены сторонами в пункте 5 договора.
В соответстви с пунктом 5.1 договора, сумма арендной платы в год составляет 184 389,48 рублей в соответствии с расчетом, приведенным в приложении №1 к договору.
В пункте 7.1 договора стороны условились о том, что изменения и (или) дополнения условий договора оформляются сторонами в письменной форме путем заключения дополнительных соглашений.
По условиям договора аренды, его неотъемлемой частью является приложение №1 «Расчет размера годовой арендной платы», согласно которого по состоянию на 10 марта 2017 года арендная плата за пользование земельным участком определена в размере 3 % от нормативной цены земельного участка – 5909919,20 рублей и составляет 184 389,48 рублей в год.
На дату заключения договора аренды действовало Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных учатков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собтвенности муниципального образования Колодезянское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, утвержденного решением ХХIХ заседания I созыва Колодезянского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 21 ноября 2016 года №2/117 (далее – Положение №2/117).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения Колодезянского сельского совета №2/117 годовой размер арендной платы за пользование земельным участком муниципальной собственности, предоставленным без проведения торгов, рассчитывается в размере 3 процентов от нормативной цены земельного участка с видом разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства (1.18).
Согласно информации, содержащейся в выписке из Единого государственнного реестра недвижимости от 31 июля 2017 года, действовавшей на дату заключения спорного договора, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, отнесенный к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования – обеспечение сельскохозяйственнного производства, общей площадью 37 922 кв.м +/- 39,94 кв.м, находится в муниципальной собственности Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, его кадастровая стоимость определена в размере 5909764,48 рублей.
Расчет арендной платы по договору произведен с применением нормативной цены земельного участка, установленной на дату заключения договора и указанной в публичном реестре, и соответствует нормативному правовому акту, принятому уполномоченным органом местного самоуправления.
По мнению истца, при расчете арендной платы по договору арендодатель должен был руководствоваться нормативной ценой земельного участка, установленной по состоянию на 2014 год.
В подтверждение таких доводов стороной истца представлено извлечение межрайонного управления Госземагентства в <адрес>, <адрес> и <адрес> из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков от 12 ноября 2013 года №.
Суд не может согласиться с такими доводами и приходит к следующему.
Правовые основы проведения оценки земель в Украине были урегулированы Законом Украины «Об оценке земель» (положения Закона приводятся в редакции, действовавшей на дату принятия Республики Крым в состав Российской Федерации).
Статья 13 Закона Украины «Об оценке земель» предусматривала обязательное проведение денежной оценки земельных участков в случаях: определения размера земельного налога; определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности; определения размера государственной пошлины при мене, наследовании и дарении земельных участков согласно закону; определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного призводства; отчуждения земельных участков площадью более 50 гектаров, которые принадлежат к государственной или коммунальной собственности, для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений.
Согласно статьи 18 Закона Украины «Об оценке земель», нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, должна была проводиться не реже чем один раз в 5 – 7 лет.
Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформлялись как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель (статья 20) и выдавались центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений (статья 23).
Согласно сведений, содержащихся в извлечении из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков от 12 ноября 2013 года №, земельный участок общей площадью 39 477 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, предназначен для ведения товарного сельскохозяйственного производства, его нормативная денежная оценка составляет 1198521,72 гривен.
Сведения, содержащиеся в извлечении из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка с кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, были актуальны для целей проведения денежной оценки (статья 13 Закона Украины «Об оценке земли») в отношении указанного земельного участка с площадью 39 477 кв.м на дату выдачи извлечения - 12 ноября 2013 года.
Как уже ранее указано судом, документы, выданные государственными органами Украины, действуют на территории Республики Крым, если иное не вытекает из самих документов или существа отношений.
На дату определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым (пункт 2.7.1 Положения), органы государственной власти Республики Крым и местного самоуправления на её территории не имели доступа к данным государственного кадастра Украины.
По смыслу статьи 3 Закона Республики Крым №38-ЗРК сохраняют свою силу права пользования земельными участками, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, в частности, право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут) соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Суду не представлены сведения о том, что до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации между сторонами сложились правоотношения относительно использования спорного земельного участка.
Соответственно, из существа сложившихся правоотношений не следует, что представленное истцом извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, могло быть принято во внимание при заключении договора аренды в 2017 году и использовано в качестве определения нормативной цены земельного участка.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был заключен 10 марта 2017 года и на дату его заключения нормативная цена земельного участка была определена в размере 5909764,48 рублей, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 31 января 2017 года, ссылка на которую содержится в договоре аренды.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации).
Согласно статье 245 КАС Российской Федерации, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и гражданами в случае, если таковые затрагивают права и обязанности этих лиц.
Установленная на дату заключения договора аренды и указанная в публичном реестре нормативная цена земельного участка не была оспорена в предусмотренном законом порядке, сведений об обратном суду не представлено.
Проверка правильности определения нормативной цены спорного земельного участка, установленной на основании статьи 11 Закона Республики Крым №38-ЗРК, до утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, не может входить в предмет рассмотрения по делу о зачете встречного однородного требования.
При этом истец не лишен возможности обратиться за защитой своих прав в порядке, предусмотренном главой 25 КАС Российской Федерации.
Принимая во внимание, что заключение договора аренды стало результатом достижения между сторонами соглашения по всем существенным условиям договора и суду не представлены сведения относительно внесения в его условия изменений, которые не принимаются арендодателем к исполнению, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о зачете встречного однородного требования в связи с неправильным определением арендодателем размера арендной платы по договору.
Великодным В.В. также заявлены требования о зачете в счет будущих платежей по договору излишне уплаченных суммы арендной платы в связи с наличием недостатков земельного участка.
Доводы заявитель в этой части сводятся к незаконности взимания арендной платы за весь земельный участок, а не за часть, возможного к использованию без недостатков (без учета части земельного участка, попавшего в охранную зону линии электропередач).
Согласно пункту 1 статьи 611 ГК Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
В соответствии с положениями статьи 612 ГК Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
Последствия обнаружения у имущества, сданного в аренду, недостатков, полностью или частично препятствующих пользованию им, определены статьей 612 названного Кодекса. В этом случае арендатор вправе совершить одно из предусмотренных пунктом 1 данной статьи действий, в частности, потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора.
Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду (пункт 2 статьи 612 ГК Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок предоставлен истцу по договору аренды, заключенному в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК Российской Федерации, без проведения торгов в связи с наличием в его собственности объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.
Земельный участок передан по акту о его передаче, подписанному сторонами 10 марта 2017 года.
Обременение участка охранной зоной линии электропередач оговорено сторонами по условиям заключенного между ними договора аренды (пункт 2 договора).
При указанных обстоятельствах, отсутствие в публичном реестре сведений о наличии в границах земельного участка охранной зоны линии электропередач и непредставление арендатору сведений о площади и границах охранной зоны, не свидетельствует о недобросовестности со стороны арендодателя, и, соответственно, в силу пункта 2 статьи 612 ГК Российской Федерации, не влечет для него ответственности за недостатки переданного в аренду имущества.
С учетом изложенного, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации,-
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Великодного В.В. к администрации Колодезянского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Пикула
Мотивированное решение
изготовлено 28 сентября 2020 года