ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-579/2022 от 31.05.2022 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-579/2022

УИД 19RS0003-01-2022-000821-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2022 года город Саяногорск

Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Плетневой Т.А.,

при секретаре Маменко А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к ФИО1 о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования оформленного протоколом от ДАТА,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от ДАТА, по вопросу № 4 в части определения источником финансирования расходов на проектирование тепловых пунктов и узлов учета средства фонда капитального ремонта., накопленные на специальном счете и признании недействительным решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от ДАТА по вопросу № 6 в части определения источником финансирования расходов на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых узлов средства фонда капитального ремонта., накопленные на специальном счете, мотивируя исковые требования тем, что ДАТА и ДАТА в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия поступили обращения НО «Фонд капремонта» в которых ставится вопрос о проверке документов, связанных с решением собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, о проведении капитального ремонта МКД и оплате работ за счет средств, собранных в фонд капитального ремонта. В ходе рассмотрения обращений установлено, что в период с ДАТА по ДАТА по инициативе ФИО1 состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного но адресу: <адрес>. На повестке собрания стояло 8 вопросов, по которым проводилось голосование. Решение собрания оформлено протоколом от ДАТА. По вопросу № 4 принято следующее решение: «Утвердить расходы на проектирование тепловых пунктов и узлов учета в сумме 150 000 рублей, источник финансирования - средства, собираемые по статье «капитальный ремонт»». По вопросу № 6 принято следующее решение: «Утвердить смету на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых узлов в сумме 9 473 598 рублей, включая сумму на проектирование 150 000 рублей, источник финансирования -средства, собираемые по статье «капитальный ремонт». На основании принятых решений между собственниками МКД, в лице М.О. (Заказчик) и ООО <> (Подрядчик) заключены два договора: договор от ДАТА по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ремонт узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии и ГВС) в МКД, расположенном по адресу <адрес>. Ленинградский мкр» <адрес>; договор от ДАТА на проектирование и формирование комплекта технической документации. Пунктом 2.1 Договора определены виды работ, выполняемые Подрядчиком. В соответствии с п. 2.2 Договора Подрядчик выполняет работы, указанные в п. 2.1 на Объекте Заказчика за счет средств фонда капитального ремонта, накапливаемых на специальном счете, владельцем которого является Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», собираемых по статье «Капитальный ремонт» с собственников помещений указанного МКД. Разделом 1 Договора определены виды работ, выполняемые Подрядчиком и требования к ним. В соответствии с п. 2.2 Договора для оплаты работ, указанных в 1 разделе, в соответствии с решением общего собрания, используется специальный счет, на котором аккумулируются средства, собираемые собственниками по статье «Капитальный ремонт». Решение общего собрания, оформленное протоколом от ДАТА, по вопросу № 4 и по вопросу № 6 в части определения источником финансирования работ средства фонда капитального ремонта, накопленных на специальном счете, пункт 2.2 Договора и пункт 2.2 Договора нарушают требования законодательства. Просят признать недействительным решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от ДАТА, по вопросу № 4 в части определения источником финансирования расходов на проектирование тепловых пунктов и узлов учета средства фонда капитального ремонта, накопленные на специальном счете и признать недействительным решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от ДАТА по вопросу № 6 в части определения источником финансирования расходов на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых узлов средства фонда капитального ремонта., накопленные на специальном счете.

Представитель истца, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, по доверенности Ж.Д., в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, была уведомлена надлежащим образом.

Представитель третьего лица, Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта» по доверенности К.Е. считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснила, что капитальный ремонт общедомового имущества проводится в соответствии с региональной программой «Капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасии (2014 - 2050 годы), утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 №102, а также краткосрочным планом реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия на период 2021 - 2023 годы», утвержденных постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.04.2020 № 212. Согласно региональной программы, капитальный ремонт инженерных систем указанного многоквартирного дома запланирован на 2039 - 2041 год, к приоритетным видам работ исходя из положения ч. 3.1. ст. 168 ЖК РФ, данные работы не относятся. В тоже время, лифтовое оборудование вышеуказанного дома на протяжении 7 лет эксплуатируется с превышением предусмотренного допустимого срока эксплуатации, более того, лифтовое оборудование и газовое оборудование внутридомовых инженерных систем относится к оборудованию повышенной опасности.

Представитель третьего лица ООО «Нива» по доверенности К.И. считает требования истца необоснованными. Нарушений ст. 181.4, ст.181.5 ГК РФ при вынесения решения собрания не допущено.

Представитель третьего лица ООО «Тор» в лице директора Б.Д. в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом. Представил отзыв, в котором указал, что решение собрания не может быть признано недействительным, так как нарушений требований закона не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу положений статьи 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьёй 47.1 ЖК РФ) и очно-заочного голосования.

На основании части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Протокол общего собрания в соответствии с пунктом 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) должен содержать информацию о лицах, присутствовавших на собрании. Вместе с тем, протокол общего собрания сам по себе не является документом, на основании которого может быть установлено количество присутствующих на собрании лиц, поскольку такие сведения в протокол вносятся на основании иных документов, по которым производится подсчет участвующих в собрании лиц (листы регистрации, листы (бюллетени) голосования, доверенности представителей, решения собственников и т.д.).

В силу подпункта 1 части 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.

Статьей 181.5 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, а также противоречит основам правопорядка или нравственности (пункты 1, 4).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12,2014 № 722 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия» министерство является органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20, ст. 172 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора осуществляет контроль за формированием фонда капитального ремонта многоквартирных домов.

В соответствии с ч. 12 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 ГК РФ).

К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов, как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.

Таким образом, отсутствие одного из перечисленных условий исключает признание решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным.

Как следует из материалов дела, ДАТА и ДАТА в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия поступили обращения НО «Фонд капремонта», в которых ставится вопрос о проверке документов, связанных с решением собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, о проведении капитального ремонта МКД и оплате работ за счет средств, собранных в фонд капитального ремонта.

Как установлено судом, в период с ДАТА по ДАТА по инициативе ФИО1 состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного но адресу: <адрес>.

Из содержания протокола от ДАТА следует, что на повестке собрания обозначено 8 вопросов, по которым проводилось голосование. По вопросу № 4 принято следующее решение: «Утвердить расходы на проектирование тепловых пунктов и узлов учета в сумме 150 000 рублей, источник финансирования - средства, собираемые но статье «капитальный ремонт»». По вопросу № 6 принято следующее решение: «Утвердить смету на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых узлов в сумме 9 473 598 рублей, включая сумму на проектирование 150 000 рублей, источник финансирования - средства, собираемые по статье «капитальный ремонт».

Согласно принятым решениям, между собственниками МКД, в лице М.О. (Заказчик) и ООО <> (Подрядчик) заключены два договора: договор от ДАТА по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ремонт узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии и ГВС) в МКД, расположенном по адресу <адрес>; договор от ДАТА на проектирование и формирование комплекта технической документации.

Пунктом 2.1 Договора определены виды работ, выполняемые подрядчиком. В соответствии с п. 2.2 договора подрядчик выполняет работы, указанные в п. 2.1 на объекте заказчика за счет средств фонда капитального ремонта, накапливаемых на специальном счете, владельцем которого является Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», собираемых по статье «Капитальный ремонт» с собственников помещений указанного МКД.

Разделом 1 Договора определены виды работ, выполняемые подрядчиком и требования к ним. В соответствии с п. 2.2 Договора для оплаты работ, указанных в 1 разделе, в соответствии с решением общего собрания, используется специальный счет на котором аккумулируются средства, собираемые собственниками по статье «Капитальный ремонт».

Порядок формирования фонда капитального ремонта и расходования средств фонда капитального ремонта установлен Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 № 102 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2050 годы).

В соответствии с приложением к Региональной программе в отношении МКД по адресу: <адрес> 2021 - 2023 запланировано проведение ремонта лифтов, лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (п. 249).

Согласно Краткосрочному плану реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2050 годы)» на 2021- 2023 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.04.2020 № 212 в отношении МКД по адресу: <адрес> запланировано проведение ремонта и замена лифтов в срок до декабря 2022 года.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если
собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и(или)работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего
имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 170 Жилищного кодекса РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ но капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

Из решения собственников помещений МКД по адресу: <адрес>, оформленного протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от ДАТА, следует, что региональный оператор НО «Фонд капремонта» определен владельцем специального счета по формированию фонда капитального ремонта (вопрос № 5). Решением установлен размер взноса на капитальный ремонт, равный минимальному, размеру взноса, установленного Постановлением Правительства Республики Хакасия (вопрос № 7).

Согласно заявления о присоединении от ДАТА, НО «Фонд капитального ремонта» открыт специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.

Так как из решения собрания следует, что собственники решили уплачивать взносы на капитальный ремонт в минимальном размере, решение о проведении работ по капитальному ремонту, не предусмотренных Региональной программой, является незаконным.

Суд соглашается с доводами истца о том, что поскольку собственниками МКД принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт денежные средства, накопленные на специальном счете, владелец счета, НО «Фонд капремонта», вправе расходовать исключительно на работы, установленные Региональной программой.

При этом, перечисленные в протоколе общего собрания от ДАТА по вопросам № 4 и № 6 виды работ, а именно проектирование и ремонт тепловых пунктов и узлов учета не предусмотрены Региональной программой.

Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от ДАТА, по вопросу № 4 и по вопросу № 6 в части определения источником финансирования работ средства фонда капитального ремонта, накопленных на специальном счете, противоречит ч. 4.1 и ч. 4.2 ст. 170 Жилищного кодекса РФ.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к ФИО1 о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования оформленного протоколом от ДАТА по вопросам № 4 и № 6 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия к ФИО1 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в форме очно-заочного голосования оформленного протоколом от ДАТА удовлетворить.

Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от ДАТА, по вопросу № 4 в части определения источником финансирования расходов на проектирование тепловых пунктов и узлов учета средства фонда капитального ремонта, накопленные на специальном счете.

Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное протоколом от ДАТА по вопросу № 6 в части определения источником финансирования расходов на выполнение работ по капитальному ремонту тепловых узлов средства фонда капитального ремонта., накопленные на специальном счете.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Плетнева Т.А.

Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2022

Мотивированное решение изготовлено 02.06.2022