2-57/18 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино | 06 февраля 2018 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Усть-Вымскому району, Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании незаконным отказа в увольнении по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, обязании назначить пенсию по выслуге лет,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД России по РК, ОМВД России по Усть-Вымскому району о признании незаконным отказа в увольнении по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с 27.12.2017.
В обоснование указал, что с 18.07.2001 проходит службу в органах внутренних дел в должности <...> ОМВД России по Усть-Вымскому району. 27.11.2017 истцом был направлен рапорт об увольнении со службы по выслуге лет, однако ему было отказано по причине наличия заключения служебной проверки о его увольнении в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. Данный отказ полагает незаконным, поскольку работодателем нарушен предусмотренный действующим законодательством порядок увольнения по инициативе сотрудника.
Возражая против удовлетворения иска, ответчики в письменных отзывах указали, что решение об увольнении сотрудника за грубое нарушение служебной дисциплины по результатам служебной проверки было принято до подачи истцом рапорта об увольнении по выслуге лет, оснований для назначения пенсии по выслуге лет не имеется, поскольку сотрудник не уволен из органов внутренних дел.
Истец и его представитель в судебном заседании настаивали, что работодатель обязан был уволить ФИО1 по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, по истечении одного месяца с подачи рапорта.
Представитель ответчика в заседании суда иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе основания и порядок прекращения прохождения данной службы, порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников полиции урегулированы Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон "О службе в ОВД").
Под служебной дисциплиной, согласно ч.1 ст.47 Закона "О службе в ОВД" понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Грубым нарушением служебной дисциплины признается, в том числе, совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность (п.4 ч.2 ст.49 Закона "О службе в ОВД").
Положения п.6 ч.1 ст.50 Закона "О службе в ОВД" допускают наложение на сотрудника органов внутренних дел, в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Порядок наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания урегулирован в ст.51 Закона "О службе в ОВД".
Так в силу ч.6 ст.51 Закона "О службе в ОВД" в случае проведения служебной проверки дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки. Кроме того, дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч.7 ст.51 Закона "О службе в ОВД"). До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению уполномоченного руководителя в соответствии со ст.52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч.8 ст.51 Закона "О службе в ОВД"). О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ уполномоченного руководителя. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки (ч.9 ст.51 Закона "О службе в ОВД").
Установлено, что ФИО1 с 01.05.2005 проходил службу на различных должностях в ОМВД России по Усть-Вымскому району, с 23.07.2011 – назначен на должность <...> ОМВД России по Усть-Вымскому району.
По результатам служебной проверки 23.11.2017 начальником оперативного отделения МВД по РК дано заключение, утвержденное 24.11.2017, о наличии оснований для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы из органов внутренних дел по п.6 ч.2 ст.82 Закона "О службе в ОВД" в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, выразившимся в бездействии при получении 01.11.2017 сообщений от граждан и непринятии мер неотложного реагирования на данные сообщения, а именно не направления на место происшествия сотрудников дорожно-патрульной службы, патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны при имеющейся у них возможности на отработку сообщения, зарегистрированного в КУСП за <Номер>, отсутствии доклада руководителям ОМВД, ОП <Номер> о сложившейся оперативной обстановке, в результате чего подвергнуты опасности жизнь и здоровье гражданина, а также совершено тяжкое преступление.
27.11.2017 ФИО1, отстраненный от исполнения служебных обязанностей с 24.11.2017 в связи с временной нетрудоспособностью, подал рапорт на имя исполняющего обязанности начальника ОМВД России по Усть-Вымскому району об увольнении из органов внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 Закона "О службе в ОВД" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с даты выхода с больничного.
Письмом от 27.12.2017 начальник ОМВД России по Усть-Вымскому району уведомил ФИО1 об отказе в удовлетворении рапорта со ссылкой на имеющееся заключение служебной проверки, в соответствии с которой последний подлежит увольнению из органов внутренних дел по основаниям п.6 ч.2 ст.82 Закона "О службе в ОВД".
В соответствии с ч.1 ст.84 Закона "О службе в ОВД" сотрудник органов внутренних дел имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения. По истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел вправе прекратить выполнение служебных обязанностей при условии соблюдения им требований, предусмотренных ч.7 ст.89 Закона "О службе в ОВД", в соответствии с которыми он обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение.
Таким образом, довод истца об отсутствии заключения по результатам служебной проверки на дату истечения срока предупреждения об увольнении по инициативе сотрудника несостоятелен, поскольку материалами дела подтверждено, что до подачи истом рапорта об увольнении имелось заключение о его увольнении по негативному основанию, доказательств того, что истцом предпринимались действия по исполнению требований ч.7 ст.89 Закона "О службе в ОВД", не суду не представлено, а сам истец, подавая рапорт без указания даты увольнения, вышел за пределы предоставленного ему права, в связи с чем рапорт об увольнении "по выходу с больничного" не может иметь юридических последствий.
При таком положении оснований для признания незаконным отказа в удовлетворении рапорта ФИО1 от 27.11.2017 об увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, не имеется, в связи с чем, данные требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Статьей 70 Закона "О службе в ОВД" установлено, что порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", а также положениями постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" лицам, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Поскольку истец является действующим сотрудником ОМВД России по Усть-Вымскому району, постольку право на назначение и выплату пенсии по выслуге лет у него отсутствует, в связи с чем, в удовлетворении указанных требований также следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Усть-Вымскому району, Министерству внутренних дел по Республике Коми о признании незаконным отказа в увольнении по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, обязании назначить пенсию по выслуге лет – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий | А.Е. Ермаков |
Мотивированное решение составлено 11 февраля 2018 года.