Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2010 года
Cвердловский областной суд в составе:
судьи Соболевой Т. Е.,
с участием прокурора Литвиновой О. В.,
при секретаре Никифоровой Л. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шевцовой Н.Н. об оспаривании подпункта 3 статьи 1 Закона Свердловской области от 26 декабря 2008 года № 138-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области»,
У С Т А Н О В И Л:
09 декабря 2008 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области был принят Закон Свердловской области № 138-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области», который 25 декабря 2008 года был одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, 26 декабря 2008 года подписан Губернатором Свердловской области, опубликован в официальных средствах массовой информации: «Областной газете» № 414-415 27 декабря 2008 года и в «Собрании законодательства Свердловской области» № 12-1 (2008) 23 января 2009 года. Областным законом от 16 июля 2009 года № 66-ОЗ в указанный Закон Свердловской области были внесены изменения.
Законом Свердловской области от 26 декабря 2008 года № 138-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» часть первая пункта 2 статьи 2, устанавливающей меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, дополнена подпунктом 3, устанавливающим меру социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области (подпункт 3 статьи 1). Подпункт 6 части первой пункта 2 статьи 2 изложен в новой редакции с сохранением бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов (подпункт 4 статьи 1). В указанной части Закон Свердловской области вступил в силу с 1 февраля 2009 года (статья 2).
Заявитель Шевцова Н. Н., являясь лицом, признанным пострадавшим от политических репрессий, обратилась в суд заявлением об оспаривании подпункта 3 статьи 1 Закона Свердловской области от 26 декабря 2008 года № 138-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области».
В обоснование заявления указала, что Закон Свердловской области в оспариваемой части противоречит преамбуле и пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Условия предоставления ранее имеющейся льготы на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси) и в автобусах пригородных маршрутов ухудшены, поскольку денежное пособие назначено на замену льготного проезда только на городском транспорте, льготный проезд в пригородном автомобильном транспорте ликвидирован, чем нарушены ее социальные права.
Представитель Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области в судебном заседании, возражая против удовлетворения заявления, пояснил, что статья 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» предоставляет субъектам Российской Федерации право самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливать меры социальной поддержки для лиц, признанных жертвами политических репрессий, а также правовой механизм их реализации. Во исполнение указанной нормы федерального законодательства Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» (с изменениями, внесенными оспариваемым Законом Свердловской области), в качестве дополнительной меры социальной поддержки предусмотрена выплата ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области. Установленный размер имеет экономическое и правовое обоснование, совокупный объем финансирования из областного бюджета льгот в сфере транспортного обслуживания после введения в 2009 году пособия на проезд существенно увеличился, что соответствует требованиям статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, пособие на проезд представляет собой эффективный правовой механизм, обеспечивающий повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Представитель Губернатора Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и в срок, представил в суд письменные возражения, в которых заявленные требования не признал по аналогичным основаниям.
Суд, заслушав объяснения заявителя, представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», в силу которых нормы, содержащие меру социальной поддержки в виде бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов, признаны утратившими силу с 1 января 2005 года.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2005 года перечень мер социальной поддержки для вышеуказанных категорий, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Во исполнение вышеизложенных положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации 25 ноября 2004 года был принят Закон Свердловской области № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области», которым оспариваемой редакцией Областного закона от 26.12.2008 № 138-ОЗ установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в размере, установленном Правительством Свердловской области (до 01.02.2009 была предусмотрена мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда, в том числе и на вышеуказанных видах транспорта).
Оспариваемый Закон Свердловской области принят в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», по решению вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов, жертв политических репрессий, которые в силу пункта 1 статьи 26.3 осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Настоящим Федеральным законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки.
Федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения указанных категорий на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом никаких конкретных норм о предоставлении тех или иных видов льгот, о видах и размерах денежных компенсаций, их минимальных либо максимальных размерах, Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ не содержит.
Частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены определенные условия, а именно: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В силу положений статьи 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» (в оспариваемой редакции Областного закона от 26.12.2008 № 138-ОЗ) размер, порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия, а также порядок его индексации устанавливаются нормативными правовыми актами, издаваемыми Правительством Свердловской области.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Решением Свердловского областного суда от 06 мая 2009 года по гражданскому делу по заявлению заместителя прокурора Свердловской области был признан соответствующим федеральному и областному законодательству пункт 1 постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2008 года № 1428-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов и порядке его индексации», которым установлен размер ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов в сумме 275 рублей. Решением суда было установлено, что размер ежемесячного пособия на проезд является экономически и нормативно обоснованными и полностью соответствуют федеральному законодательству: Федеральному закону от 24.10.2007 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральному закону от 31.03.2006 № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.02.1999 № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации». Решение Свердловского областного суда вступило в законную силу 19 августа 2009 года с момента вынесения кассационного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Решением Свердловского областного суда от 06 мая 2009 года было установлено, что совокупный объем финансирования мер социальной поддержки по проезду по Закону Свердловской области от 25.11.2004 № 191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» увеличен. В 2005 году финансирование по бесплатному проезду указанной категории граждан составило 15 807 тысяч рублей; в 2006 году - 17 405 тысяч рублей; в 2007 году - 21 910, 4 тысяч рублей; в 2008 году - 24 409, 3 тысяч рублей; в 2009 году на меры социальной поддержки по проезду было предусмотрено 65 361 тысяч рублей. В 2004 году финансирование из федерального бюджета составило 32 007 тысяч рублей (с учетом всех предусмотренных мер социальной поддержки). Количество льготников составило в 2005 году - 12 125, в 2006 году - 16 486, в 2007 году - 16 412, в 2008 году - 16 394, в 2009 году - 16 386.
Кроме того, в настоящем судебном заседании было установлено, что объем финансирования расходов по ежемесячному пособию на проезд реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в 2009 году составил 71 771, 6 тысяч рублей, плановые назначения на 2010 год составляют 73 814, 5 тысяч рублей.
В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, определение размера дополнительных мер социальной поддержки должно быть обеспечено бюджетом субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании было также установлено, что по сравнению с 2008 годом произошло увеличение средств, выделенных из областного бюджета на 2009 год и на 2010 год на осуществление выплат ежемесячного пособия на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Согласно приложению № 4 к Закону Свердловской области от 19.12.2008 № 119-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» объем указанных расходов на 2009 год составляет 72 052 тысяч рублей. Согласно приложению № 4 к Закону Свердловской области от 20.11.2009 № 96-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» объем указанных расходов на 2010 год составляет 73 814, 5 тысяч рублей. Вместе с тем, выплаты, связанные с обеспечением бесплатного проезда по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, согласно приложению № 3 к Закону Свердловской области от 29.10.2007 № 101-ФЗ «Об областном бюджете на 2008 год» в 2008 году составили 24 475, 2 тысяч рублей.
Таким образом, доводы заявителя об ухудшении условий предоставления соответствующих льгот являются необоснованными и опровергаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами по делу, установленная мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в данном случае является введенным эффективным правовым механизмом замены льготы в натуральной форме.
Также являются несостоятельными доводы заявителя о том, что денежное пособие назначено вместо льготного проезда только на городском транспорте, льготный проезд в пригородном автомобильном транспорте ликвидирован. Как следует из оспариваемой заявителем нормы Закона Свердловской области, мерой социальной поддержки является ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов.
Доводы заявителя о неполучении ею лично ежемесячного пособия на проезд, в том числе на транспорте пригородных маршрутов, не могут являться основанием для признания недействующей оспариваемой нормы Закона Свердловской области, а требования подлежат рассмотрению в исковом порядке соответствующим районным (городским) судом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для признания недействующим подпункта 3 статьи 1 Закона Свердловской области от 26 декабря 2008 года № 138-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» не имеется, поскольку оспариваемый закон принят законодательным органом государственной власти Свердловской области в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, имеющего право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки.
Руководствуясь статьями 194, 196, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении заявления Шевцовой Н.Н. об оспаривании подпункта 3 статьи 1 Закона Свердловской области от 26 декабря 2008 года № 138-ОЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Свердловской области «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Свердловский областной суд.
Судья Т. Е. Соболева