ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57/2012 от 19.03.2012 Илимпийского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-57/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Илимпийский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Джимбеевой Л.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО2,

главы муниципального образования пгт. <адрес>, председателя Совета депутатов ФИО7,

представителя Совета депутатов муниципального образования пгт. <адрес>ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя администрации муниципального образования пгт. <адрес>ФИО4 по доверенности отДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Совета депутатов муниципального образования пгт. <адрес> о признании недействующим полностью постановления главы администрации муниципального образования пгт. Тура ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о бесплатной приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в <адрес>»,

У С Т А Н О В И Л:

Совет депутатов муниципального образования пгт. <адрес> обратился в суд с заявлением о признании недействительным полностью постановления главы администрации муниципального образования пгт. Тура ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о бесплатной приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в <адрес>».

В обоснование заявления указано, что постановлением нарушена компетенция Совета депутатов муниципального образования пгт. Тура: в соответствии с ч.10 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определение порядка управления и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Положения указанной нормы федерального закона закреплены также в Уставе муниципального образования пгт. Тура. В соответствии со ст.ст. 37,44,45 Устава в собственности муниципального образования пгт. Тура находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. По вопросам установления порядка управления и распоряжение объектами муниципальной собственности представительный орган муниципального образования пгт. Тура принимает решения, иные муниципальные акты не должны противоречить настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме. Передача гражданам в порядке приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ», иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Приобретение данных жилых помещений в собственность на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, федеральным законом не предусмотрено. На этом основании Совет депутатов полагает, что глава администрации муниципального образования пгт. Тура не обладает полномочиями на издание данного нормативного правового акта, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, Уставу муниципального образования пгт. Тура, имеющих большую юридическую силу, просит признать постановление недействительным полностью со дня вступления его в силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ со дня официального опубликования в газете «Эвенкийская жизнь».

В судебном заседании глава муниципального образования пгт. Тура, председатель Совета депутатов ФИО7, представитель Совета депутатов по доверенности ФИО3 требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель главы администрации муниципального образования пгт. Тура по доверенности ФИО4 с заявлением не согласился, суду пояснил, что администрация МО пгт. Тура, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО пгт. Тура, согласно Уставу муниципального образования пгт. Тура от имени собственника муниципального имущества вправе владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом, в том числе жилищным фондом. В соответствии с п. 5.31 Положения об администрации муниципального образования пгт. Тура, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования пгт. Тура от ДД.ММ.ГГГГ/(в)-3-6, в области жилищных отношений администрация: распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, приватизации жилых помещений, использования нежилых помещений, аренды зданий, сооружений, находящихся в муниципальной собственности. По вопросам местного значения, а также вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, глава администрации издает постановления. Согласно ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определил лишь базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, но не содержит условий оформления гражданами необходимых документов для заключения договора передачи, контроля одноразовой бесплатной приватизации жилых помещений и др., что может повлечь нарушения как со стороны должностях лиц, отвечающих за приватизацию, так и недовольство со стороны граждан, обращающихся в администрацию с этими вопросами. Поэтому администрация пгт. Тура была вынуждена систематизировать деятельность в области приватизации жилищного фонда. В соответствии со ст. 6 федерального закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Таким уполномоченным собственником жилых помещений является администрация пгт. Тура в силу п.5.31 Положения об администрации муниципального образования пгт. Тура, где прямо указано, что администрация пгт. Тура решает вопросы приватизации жилых помещений. В результате изучения всей нормативной базы по вопросу приватизации жилых помещений администрация пгт. Тура разработала Положение о бесплатной приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в <адрес>, утвержденное постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ-п, являющимся локальным нормативным актом. Положение было разработано в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилого фонда в РФ» и Примерным Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N 4. Проект постановления был направлен администрацией прокурору <адрес> с целью проверки на предмет соответствия требованиям законодательства. Замечания прокурора были высказаны в отношении двух пунктов, которые были учтены при опубликовании настоящего Положения, других замечаний со стороны прокуратуры не было. В связи с этим полагает, что претензия Совета депутатов является несостоятельной, постановление главы администрации пгт. Тура от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Положения о бесплатной приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в <адрес>» принято в соответствии с полномочиями администрации пгт. Тура на принятие данного нормативного правового акта, порядок его принятия соблюден.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, заслушав заключение прокурора об обоснованности требований представительного органа, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом или его частью нарушена их компетенция.

Согласно пункту 17 и 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дел данной категории судам надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Материалами дела и судом установлено, что главой администрации муниципального образования пгт. Тура ФИО6ДД.ММ.ГГГГ издано постановление -п «Об утверждении Положения о бесплатной приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в пгт. Тура». Постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в официальном издании Эвенкийского муниципального образования-газете «Эвенкийская жизнь» за . Данным нормативным правовым актом установлены основные правила передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда <адрес>.

В соответствии с подпунктом «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ согласно ч.2 ст. 76 Конституции РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно ст. 12, 13,14 Жилищного кодекса РФ к федеральному уровню в области жилищных отношений отнесены: определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; установление правил пользования жилыми помещениями, вопросы правового регулирования отдельных видов сделок с жилыми помещениями.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ ФИО1 в области жилищных отношений отнесены: определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не отнесенными к полномочиям органов государственной власти РФ, полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органом местного самоуправления относятся вопросы: учета муниципального жилищного фонда, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определены правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений (ст.1 Закона).

В соответствии со ст.2 указанного Закона граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

ДД.ММ.ГГГГ Решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству утверждено Примерное Положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в РФ, устанавливающее основные правила передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, обслуживания и порядок содержания и ремонта приватизированного жилья в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".

Сравнительный анализ оспариваемого правового акта и названных выше федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ приводит к выводу о том, что законодатель в области жилищных отношений не наделил органы местного самоуправления полномочиями по определению (установлению) условий и правил приватизации гражданами занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поскольку данные вопросы находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Следовательно, постановление главы местной администрации от ДД.ММ.ГГГГ-п « Об утверждении Положения о бесплатной приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в <адрес>» издано в нарушение конституционных положений о разграничении компетенции Российской Федерации, ее субъектов РФ и местного самоуправления.

К тому же, Положение о бесплатной приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в <адрес>, утвержденное оспариваемым постановлением, содержит нормы, противоречащие Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Так, пунктом 5 Положения устанавливается, что решение о приватизации служебного жилого помещения может быть принято при условии отсутствия у гражданина другого жилого помещения на территории РФ, условие о котором не содержится в федеральном законе и Примерных Положениях. В данной норме отсутствует положение, установленное федеральным законом о том, что решение о приватизации служебного жилого помещения принимается уполномоченным органом с согласия собственника жилого помещения.

Кроме этого, постановление главы местной администрации, которым утвержден нормативный правовой акт, принят без соблюдения компетенции при его издании, в нарушение полномочий представительного органа.

Согласно ч.10 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.3 ст. 45, ч.7 ст. 37 Устава муниципального образования пгт. Тура определение порядка управления и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования пгт. Тура.

Поскольку оспариваемым правовым актом устанавливаются общие правила поведения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования <адрес>, следовательно, оно не может быть принято в форме постановления.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В соответствии с ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Совета депутатов муниципального образования пгт. <адрес> удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим полностью со дня его принятия постановление главы администрации муниципального образования пгт. <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о бесплатной приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда в <адрес>».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Илимпийский районный суд течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

По вступление решения в законную силу оно подлежит официальному опубликованию в газете «Эвенкийская жизнь».

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Л.Н. Джимбеева