ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57/2016 от 16.05.2016 Газимуро-заводского районного суда (Забайкальский край)

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �Дело № 2-57/2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Газимурский Завод 16 мая 2016 года

Газимуро - Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Жалсаповой Д.Б.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Газимуро-Заводского района Киселева А.В.

истца ФИО1

при секретаре Паздниковой В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации сельского поселения «Батаканское» о признании незаконным отказа администрации сельского поселения «Батаканское» в назначении пенсии за выслугу лет ФИО1, обязании назначить пенсию ФИО1 за выслугу лет,

Установил:

Прокурор Газимуро-Заводского района Забайкальского края обратился в суд с исковыми требованиями в интересах ФИО1 к ответчику главе сельского поселения «Батаканское» ФИО11 с требованием признать незаконным отказ главы сельского поселения «Батаканское» в назначении пенсии за выслугу лет ФИО1, обязании назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет, впоследствии уточнив ответчика и предъявив заявленные требования к администрации сельского поселения «Батаканское».

В обоснование исковых требований указал, что ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в администрации сельского поселения «Батаканское» в должности заместителя главы администрации с 08 января 1992 года по 12 октября 2015 года. 14 октября 2015 года ФИО1 обратилась к главе сельского поселения «Батаканское» с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Ответчиком в назначении пенсии ФИО1 за выслугу лет было отказано, в связи с тем, что стаж муниципальной службы ФИО1 в должности заместителя главы администрации сельского поселения «Батаканское» исчисляется с 01.01.2006, а не с 08.01.1992, а также в связи с тем, что должность заместителя главы сельского поселения не включена в Реестр должностей муниципальной службы в Забайкальском крае. С учетом изложенного, полагая, что ФИО1 необоснованно отказано в назначении пенсии за выслугу лет, прокурор обратился в суд в вышеуказанными исковыми требованиями.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Газимуро-Заводского района Киселев А.В. заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы искового заявления.

Истец ФИО1 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика – ФИО11 не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что должность заместитель главы сельского поселения не входит перечень должностей в Реестре должностей муниципальной службы в <адрес>, в Реестре к главной группе должностей относится заместитель руководителя администрации сельского поселения. Стаж муниципальной службы ФИО1 засчитывается с ДД.ММ.ГГГГ, с момента вынесения распоряжения о реорганизации Батаканской сельской администрации в администрацию сельского поселения «Батаканское», в связи с чем, стаж истицы составляет менее 15 лет. Считает, что отказ в назначении пенсии ФИО1 соответствует закону.

Суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора, ФИО1, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из материалов дела усматривается, что главой сельского поселения «Батаканское» ФИО11 14.10.2015 было отказано ФИО1 в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием 15 лет муниципального стажа, а должность заместителя главы сельского поселения, с которой она уволена 12 октября 2015 г. в связи с уходом на пенсию, на день ее увольнения не относилась к должностям муниципальной службы в соответствии с Единым реестром должностей муниципальной службы в Забайкальском крае.

Согласно записей в трудовой книжке истицы, с 26 апреля 1990 года ФИО1 переведена на должность специалиста 2 категории исполкома Батаканского сельского совета, с 08 января 1992 года в связи с реорганизацией исполкома в администрацию переведена на должность заместителя главы администрации. (л.д. ____)

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в ред. от 04.03.2014 г.) в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно с п. п. 4 и 5 ст. 5 названного Закона взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством: учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральный государственный служащий имеет право на назначение пенсии по выслуге лет.

Согласно п. 4 ст. 7 указанного Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу ст. 19 Федерального закона N 166-ФЗ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Забайкальского края N 48-ЗЗК от 16.10.2008 г. "О стаже муниципальной службы в Забайкальском крае" в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды работы (службы) на должностях, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

Отказывая истице в назначении пенсии за выслугу лет, ответчик исходил из того, что должность заместителя главы администрации сельского поселения была отнесена к должностям муниципальной службы только до внесения изменений в Реестр должностей муниципальной службы Законом Забайкальского края от 12.07.2011 N 530-ЗЗК, в связи с чем, истица, уволившаяся 12 октября 2015 г., права на назначение государственной пенсии за выслугу лет, не имеет.

Суд полагает, что данный отказ основан на неправильном толковании и применении норм законодательства, определяющего особенности правового регулирования отношений, связанных с прохождением муниципальной службы, а также пенсионного обеспечения лиц, занимавших должности муниципальной службы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3).

Согласно статьям 6 и 7 указанного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 3 Закона Забайкальского края от 08.06.2009 N 192-ЗЗК (ред. от 30.06.2015) "О Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае" должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами, принимаемыми представительными органами муниципальных образований в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Забайкальском крае.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Забайкальском крае.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 12.07.2011 N 530-ЗЗК "О внесении изменений в приложение к Закону Забайкальского края "О Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае" должность «заместитель главы администрации городского, сельского поселения» изложена в следующей редакции: "заместитель руководителя администрации городского, сельского поселения".

В подп.2.1 раздела 2 данного Реестра была предусмотрена должность, которую истица занимала на момент ее увольнения «заместитель главы администрации».

Таким образом, ФИО1 осуществляла оплачиваемую из муниципального бюджета на постоянной основе профессиональную деятельность в муниципальном учреждении, которая соответствовала всем аспектам, учитываемым законодателем в качестве особых отличительных критериев, определяющим должности муниципальной службы.

Тот факт, что должность «заместителя главы администрации сельского поселения» была заменена на должность «заместителя руководителя администрации сельского поселения» в Реестре должностей муниципальной службы согласно изменениям, внесенным в Единый реестр должностей муниципальной службы законом Забайкальского края от 12.07.2011 N 530-ЗЗК, не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее признанию за истицей права на пенсионное обеспечение.

Право на пенсионное обеспечение возникает у гражданина с момента, с которого в соответствии с пенсионным законодательством складывается совокупность юридически значимых обстоятельств, таких, как достижение пенсионного возраста, наличие стажа работы по специальности или стажа по выслуге лет.

На территории сельского поселения «Батаканское» принято Положение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих сельского поселения «Батаканское», утвержденное Решением Совета сельского поселения «Батаканское» от 25.07.2013 г. N 43и.

Согласно названному Положению право на пенсию за выслугу лет имеют муниципальные служащие сельского поселения «Батаканское» при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет, в случае увольнения с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1-6 раздела 2 данного Положения.

В подпункте 6 Положения указано на увольнение муниципального служащего по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию по старости. В этом случае лицо, претендующее на назначение пенсии по выслуге лет, помимо указанных выше 15 лет стажа муниципальной службы должно иметь к моменту увольнения стаж замещения должности муниципальной службы не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на пенсию за выслугу лет, включаются периоды службы (работы), определяемые федеральным законом и законом края. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы), определяемые Федеральным законом и законом Забайкальского края. Финансирование пенсии за выслугу лет производится за счет средств бюджета сельского поселения «Батаканское» ( раздел 2, 3,5 Положения).

Назначение пенсии за выслугу лет производится по заявлению гражданина, но не ранее чем со дня возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Пенсия к трудовой пенсии по старости назначается пожизненно. Размер пенсии за выслугу лет определяется комиссией, положение о которой утверждается главой администрации сельского поселения «Батаканское». Назначение пенсии за выслугу лет производится Администрацией сельского поселения «Батаканское» на основании документов, представленных в соответствии с разделом 8 настоящего Положения.

Ответчик, рассматривая право ФИО1 на назначение пенсии за выслугу лет, исходил из того, что основанием для отказа в назначении пенсии за выслугу лет является также отсутствие у истицы непосредственно перед увольнением 15 лет стажа работы в органах местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с положением об администрации сельского поселения «Батаканское», утвержденном решением совета сельского поселения «Батаканское» от 30.01.2008 №22 администрация сельского поселения «Батаканское» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. В период отсутствия главы администрации его полномочия осуществляет заместитель главы администрации сельского поселения «Батаканское».

Согласно пояснений представителя ответчика ФИО11, ФИО4 назначена на эту должность лишь 01.01.2006 на основании распоряжения №1 от 10.01.2006. (л.д.____)

ФИО12 (ФИО14) О.В. в период времени с 08.01.1992 по 12.10.2015 работала в должности заместителя главы администрации сельского поселения «Батаканское», и спорный период трудовой деятельности ФИО1 подтверждается записями в ее трудовой книжке, которые не оспаривались представителем ответчика.

Доводы представителя ответчика о том, что запись в трудовой книжке истицы о ее назначении на должность заместителя главы администрации сельского поселения сделана на основании постановления Главы администрации <адрес> от 08.01.1992 №1, а в нем отсутствуют сведения о назначении ФИО12 на эту должность, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Согласно архивной справки администрации муниципального района «<адрес>», в штатном расписании Батаканского сельского совета и расчетных ведомостях за 1992 год ФИО12 (ФИО2) О.В. значится специалистом 2 категории. В штатном расписании за 1993 год в структуру администрации введена единица зам. главы администрации Батаканской администрации. (л.д.______)

Согласно постановления Главы администрации <адрес> от 08.01.1992 №1, полномочия ранее действовавшего исполкома прекращены, правопреемником исполкома является Глава администрации, постановлено сформировать новую структуру администрации.(л.д.____)

Согласно информации, предоставленной администрацией муниципального района «<адрес>» по запросу суда, в связи с реорганизацией исполкома районного Совета народных депутатов председатели исполкома освобождены от занимаемых должностей с 01.01.1992 и назначены переводом Главами сельских администраций, соответственно специалисты исполкома сельского Совета переведены заместителями Глав администраций. (л.д.____)

Кроме того, представлено распоряжение №10 от 07.06.1993 администрации сельского поселения «Батаканское», согласно которому заместителю главы администрации ФИО9 поручено произвести инструктаж по технике безопасности с руководителями госучреждений. (л.д. ____) В опровержение доводов ответчика, данное распоряжение подтверждает, что уже в 1993 году ФИО12 занимала должность заместителя главы администрации.

Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, которые пояснили, что в сельском поселении «Батаканское» в штате сельского совета до 1992 года числились председатель и специалист. После реорганизации сельского совета специалист переназначался заместителем главы администрации. ФИО1 исполняла обязанности заместителя главы администрации сельского поселения «Батаканское» с начала реорганизации сельских советов, то есть с января 1992 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 назначена на должность заместителя главы администрации 08.01.1992, в связи с упразднением органа местного самоуправления – сельского совета и переназначением ее на новую должность и имеются все условия, необходимые для назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет в соответствии с Положением «О пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих сельского поселения «Батаканское», утвержденном Решением Совета сельского поселения «Батаканское» от 25.07.2013 г. N 43и: замещение должности муниципальной службы подлежат включению в стаж муниципальной службы; стаж муниципальной службы составил более 15 лет; трудовая пенсия по старости назначена истцу с 12.10.2015.

Таким образом, суд полагает отказ в назначении пенсии за выслугу лет ФИО1 неправомерным, а заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации сельского поселения «Батаканское» в назначении пенсии ФИО1.

Обязать администрацию сельского поселения «Батаканское» назначить пенсию за выслугу лет ФИО1 с 12 октября 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья: Жалсапова Д.Б.