ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57/2017 от 06.04.2017 Апанасенковского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Дивное 06 апреля 2017 года

Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Горностай Н.Е.,

при секретаре Якименко Л.А.,

с участием истицы и представителя истцов ФИО1,

истца ФИО2,

ответчика представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности ФИО3,

ответчика представителя администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО1, ФИО5, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, администрации муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края, некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании дома не многоквартирным и исключении его из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края на 2014-2043 годы»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО1, ФИО5, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в Апанасенковский районный суд с иском, впоследствии уточненном, к администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, администрации муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края, некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании дома не многоквартирным и исключении его из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края на 2014-2043 годы».

В обосновании своих требований указали, что им, ФИО2 и ФИО1 принадлежит жилая <данные изъяты> квартира на основании договора приватизации жилой площади от <дата> с РТП «Апанасенковское» Ставропольского края и на праве общей долевой собственности, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права от <дата>. Им, ФИО5 и ФИО10 принадлежит жилая <данные изъяты> квартира на основании общей долевой собственности – 1/2 доли в праве, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от <дата>. Им, ФИО6 и ФИО7 принадлежит жилая <данные изъяты> квартира на основании договора приватизации жилой площади от <дата> с РТП «Апанасенковское» Ставропольского края и на праве общей долевой собственности, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права от <дата>. Им, ФИО8 и ФИО9, а также их детям ФИО36 и ФИО37 принадлежит жилая <данные изъяты> квартира на основании общей долевой собственности – 1/4 доли в праве, что подтверждают свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.

Планировка дома такова, что каждая семья имеет свой личный вход в квартиру с выходом на личный земельный участок. В доме нет общего подвала, чердака, подъездов. У всех оформлены в частную собственность земельные участки, примыкающие к входу в квартиру. Две семьи - Пугач и Трясины - отделены полностью и имеют свой личный двор. Дом с прилегающей территорией огорожен со всех четырёх сторон.

С <дата> года начала действовать Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Их дом, расположенный по адресу <адрес> был тоже включён в данную Программу. Никто из представителей МО или других учреждений к ним не приходил и не проводил техническое обследование дома, не выяснял наличие общего домового имущества и коммуникаций, то есть списки многоквартирных домов с указанием их адреса специалистами администрации МО с. Дивного для НО СК «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» формировались в кабинете без выезда на конкретный адрес. За основу было взято то, что дом состоит из четырёх квартир, а не наличие общего домового имущества и коммуникаций, нуждающихся в дальнейшем в ремонте, ведь Программа подразумевает именно капитальный ремонт общего имущества и ничего другого.

Согласно вышеуказанной Программе, на <дата> годы в их доме запланирован ремонт общей внутридомовой инженерной системы электроснабжения, а на <дата> годы - ремонт крыши, общей внутридомовой инженерной системы газоснабжения, холодного водоснабжения, фасада, системы водоотведения и фундамента, но в доме, где они проживают, нет ни общей внутридомовой инженерной системы электроснабжения, ни общей инженерной системы газоснабжения, ни прочих коммуникаций, за исключением водоснабжения и водоотведения, которые от общей трассы подведены к дому. Общей является лишь крыша.

За последние <дата> они, жильцы дома, за личные средства отремонтировали крышу, сделали новые «коньки», добротные «ливнёвки» для стока дождевой воды. От общей трассы до внутридомового разветвления полностью поменяли систему холодного водоснабжения, а в <дата> года, несмотря на действие Программы капитального ремонта и, не дожидаясь <дата> года, заменили систему водоотведения, использовав современные строительные материалы, гарантийный срок службы которых не менее <данные изъяты> лет. Каждая семья по-своему усмотрения облагородила личный свой вход в квартиру, сделав навесы, выложив тротуарную плитку и т.д., построив беседки. Каждая семья содержит в порядке и регулярно красит трубы газоснабжения, ремонтирует фундамент и отмостку на своей территории, не дожидаясь прихода Некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов». Это говорит о том, что когда наступит <дата> год, в доме, расположенном по адресу <адрес> ремонтировать попросту окажется нечего. Таким образом, ущемляются наши права.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от <дата>, жилой дом - это индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартира - это структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признаётся структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Просят суд признать дом, расположенный по адресу: <адрес>, жилым домом блокированной застройки или блок жилого дома блокированной застройки. Признать решение о включении дома, расположенного по <адрес>, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края 2014-2043 годы», незаконным. Исключить дом, расположенный по адресу <адрес>, из Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В судебном заседании истица и представитель истцов ФИО1 требования иска поддержала по изложенным в нем основаниям, просила суд признать дом, расположенный по адресу: <адрес> жилым домом блокированной застройки и квартиры блоками жилого дома блокированной застройки. Признать решение о включении дома, расположенного по адресу: <адрес>, в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края 2014-2043 годы», незаконным. Исключить дом, расположенный по адресу: <адрес>, из Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Истец ФИО2 требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям, просил суд удовлетворить требования иска в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края ФИО3 с требованиями иска не согласилась, суду пояснила, что считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.

Так п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата>, установлено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 36 ЖК РФ, п. 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> в состав общего имущества включаются: крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В свою очередь в соответствии со ст. 16 ЖК РФ, п. 5 Положения жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно искового заявлению истцы проживают в жилых помещениях (квартирах), расположенных в многоквартирном <адрес>. Объект недвижимого имущества состоит из 4 жилых помещений (квартир), находится на земельном участке с единой границей и размером, имеет общую крышу, подводящие сети холодного водоснабжения и водоотведения. Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и всеми имеющимися критериями (признаками), объект недвижимого имущества является многоквартирным домом. Следовательно, не может быть признан домом блокированной застройки и исключенным из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы». Просила суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края ФИО4 оставила разрешение вопроса по требованиям иска на усмотрение суда.

Представитель ответчика администрации муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края, будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии указанного ответчика.

Представитель ответчика некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствии, принять решение на усмотрение суда.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии указанного ответчика.

Представителем ответчика некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» представлены также возражения на иск, согласно которым по заявленным исковым требованиям НО СК «Фонд капитального ремонта может пояснить следующее.

Федеральным законом от <дата> № 271-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации в части, касающейся проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно которым для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в том числе: утверждают региональную программу капитального ремонта общего имущества; устанавливают минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создают регионального оператора и устанавливают порядок его деятельности и т.д. Так во исполнение ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации для осуществления функций регионального оператора на территории <адрес> распоряжением <адрес> от <дата>-рп создана некоммерческая организации <адрес> «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» (далее НО СК «Фонд капитального ремонта), которая выполняет свои функции и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами <адрес>, а также учредительными документами регионального оператора.

НО СК «Фонд капитального ремонта» осуществляет в отношении помещений в многоквартирных домах, собственники которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта следующие функции, в том числе: аккумулирование взносов на капитальный ремонт; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. На основании данной нормы капитальный ремонт не является услугой предоставляемой региональным оператором, а является обязательством собственника помещения нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата>-П указал, что несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания, принадлежащего ему имущества, но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

В соответствии со ст. 153, ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

В соответствии с постановлением <адрес> от <дата>-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес>» минимальный размер ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> составляет 5 рублей на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику.

В соответствии с постановлением <адрес> от <дата>-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> на 2016 год» минимальный размер ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> на 2016 год составляет 6,36 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения в месяц.

В соответствии с постановлением <адрес> от <дата>-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> на 2017 год» минимальный размер ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес> на 2017 год составляет 6,36 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику помещения в месяц.

Многоквартирный дом по адресу <адрес> включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы», утвержденную Постановлением <адрес> от <дата>- п.

Согласно статьи <адрес> от <дата>-кз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, возникла с <дата>.

Представитель третьего лица Межмуниципального отдела по Ипатовскому району и Апанасенковскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии указанного третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 166 ЖК перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.

В силу ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; 4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от <дата>, в состав общего имущества включаются: а)помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б)крыши; в)ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г)ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д)механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); е)земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; е.1) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиямиФедерального закона"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ж)иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии спунктом 8настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности по 1/2 доли принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от <дата> и от <дата>. ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.

ФИО6 и ФИО7 на праве общей совместной собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата>.

ФИО5 и ФИО10 на праве общей долевой собственности по 1/2 доли принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от <дата> и от <дата>. ФИО5 и ФИО10 на праве общей долевой собственности по 1/2 доли принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от <дата> и от <дата>.

ФИО8, ФИО16, ФИО17 и ФИО9 на праве общей долевой собственности по 1/4 доли принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от <дата>, от <дата>, от <дата> и от <дата> года.

Из письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> видно, что все дома неблокированной и блокированной застройки, имеющие более двух квартир, администрация Апанасенковского муниципального района Ставропольского края обязана включить в реестр многоквартирных домов для участия данных домов в долгосрочной программе по капитальному ремонту мест общего пользования (за исключением аварийных).

Как установлено судом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы» как многоквартирный дом, что подтверждается Перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края, включенных в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы», составленным администрации муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края.

Из ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> видно, что в соответствии с понятиями, введенными Приказом Росстата от <дата> и ст. 49 ч. 2 п. 2 Градостроительного кодекса РФ «Жилые дома блокированной застройки – это жилые дома с количеством этажей не более, чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый блок из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке (т.е. на праве собственности) и имеет выход на территорию общего пользования». К типу «Многоквартирные жилые дома блокированной застройки» в соответствии со СНиП 31-01-2003 «Жилые здания многоквартирные» относятся здания с количеством этажей не более, чем три, состоящие из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее (квартиры) выше первого этажа. Такие многоквартирные дома (с вышеуказанными характеристиками) подлежат включению в региональную программу. Исключить многоквартирные дома блокированной застройки возможно после переоформления документов, изменив тип жилого помещения в многоквартирном доме на тип «жилой дом». Кроме того, по соглашению собственников участок может быть разделен между ними или из него может быть осуществлен выдел доли одного собственника, у лица, по заявлению которого был осуществлен выдел, возникает право собственности на новый объект. В таком случае, после изменения типа дома с многоквартирного на жилой, такие дома будет возможно исключить из Программы. Формирование и актуализация (корректировка) перечня многоквартирных домов, подлежащих включению в Программу, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом РФ не определено.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от <дата> жилой дом это индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Многоквартирный дом - совокупность двух и более квартир в жилом здании, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Положением о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. Жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В соответствии с СНиП 31-01-2003 жилое здание многоквартирное – это жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы, в том числе: жилое здание секционного типа – это здание, состоящее из одной или нескольких секций, отделенных друг от друга стенами без проемов, с квартирами одной секции, имеющими выход на одну лестничную клетку непосредственно или через коридор; жилое здание галерейного типа – это здание, в котором все квартиры этажа имеют выходы через общую галерею не менее чем на две лестниц; жилое здание коридорного типа – это здание, в котором все квартиры этажа имеют выходы через общий коридор не менее чем на две лестницы; блокированный жилой дом – это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок.

Следовательно, жилые дома блокированной застройки не имеют в своем составе квартир, а значит, не относятся к категории многоквартирных домов.

Из кадастрового паспорта на <адрес> кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес> и технический паспорта на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> следует, что у <адрес> имеется самостоятельный выход на земельный участок, <адрес> имеет общую стенку без проемов с квартирой .

Согласно кадастровому паспорту на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, и техническому паспорту на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, у <адрес> имеется самостоятельный выход на земельный участок, <адрес> имеет общую стенку без проемов с квартирой .

Из кадастрового паспорта на <адрес> кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> и технического паспорта на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, видно, что у <адрес> имеется самостоятельный выход на земельный участок, <адрес> имеет общую стенку без проемов с квартирой .

Из технического паспорта на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, видно, что у <адрес> имеется самостоятельный выход на земельный участок, <адрес> имеет общую стенку без проемов с квартирой .

Как следует из фототаблицы жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, у каждой квартиры имеется самостоятельный выход на земельный участок, каждая квартира на первом и втором этаже имеет общую стенку без проемов с другой квартирой на первом и втором этаже.

Согласно кадастровому паспорту на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> наименование дома – жилой дом, назначение дома – жилой дом, количество этажей – <данные изъяты>.

Как видно из рабочего проекта газификации жилых домов в <адрес>, жилого дома по <адрес>, в каждой квартире установлены газовые приборы и подведен газ.

Из технического паспорта на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, следует, что у каждой квартиры имеется самостоятельный выход на земельный участок, каждая <адрес> на первом этаже имеют общую стенку без проемов, а также <адрес><данные изъяты> этаже имеют общую стенку без проемов.

Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом блокированной застройки, а расположенные в нем помещения блоками.

Из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <дата>-АЧ/04 следует, что согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Статьей 16 Жилищного кодекса определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию "многоквартирный дом". В качестве главного квалифицирующего признака квартиры в части 3 указанной статьи указана возможность прямого доступа из квартиры в помещения общего пользования. Если из жилых помещений в доме нет прямого доступа в помещения общего пользования в таком доме, а есть выходы непосредственно на земельный участок, на котором расположен дом, то такие жилые помещения не являются квартирами, а дом не является многоквартирным. В связи с тем, что дома блокированной застройки не имеют в своем составе квартир, они не могут быть отнесены к МКД. Таким образом, дома блокированной застройки не подлежат включению в региональные программы капитального ремонта.

Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является жилым домом блокированной застройки, то указанный жилой дом не подлежит включению в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы».

При таких обстоятельствах решение о включении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является незаконным и жилой дом подлежит исключению из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы».

На основании изложенного суд считает требования ФИО2, ФИО1, ФИО5, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», администрации муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края, администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании дома не многоквартирным и исключении его из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края на 2014-2043 годы», обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, исковые требования истцов подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, ФИО1, ФИО5, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к администрации Апанасенковского муниципального района Ставропольского края, администрации муниципального образования села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края, некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании дома не многоквартирным и исключении его из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края на 2014-2043 годы» удовлетворить.

Признать жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, жилым домом блокированной застройки, а <адрес> кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , с кадастровым номером , расположенные в жилом доме, блоками жилого дома блокированной застройки.

Признать решение о включении дома, расположенного по адресу: <адрес> в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края 2014-2043 годы», незаконным.

Исключить дом, расположенный по адресу: <адрес>, из региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Апанасенковский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2017 года.

Судья: Н.Е. Горностай