Дело № 2-57/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:
Председательствующего Сат А.К.,
при секретаре Сарыглар А. Б.,
с участием прокурора – заместителя прокурора Тоджинского района Республики Тыва Очура А.А.,
рассмотрев в откр ытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ ДО «Тоора-Хемская детская школа искусств» о возложении обязанности провести инвентаризацию имущества с участием представителя администрации Тоджинского района в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Обязать МБОУ ДО «Тоора-Хемская детская школа искусств» предоставить в администрацию Тоджинского района обновленные карты учета имущества на каждый объект основных средств в течение недели со дня вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Тоджинского района во исполнение решения коллегии прокуратуры Республики Тыва от 26.11.2012 за № 7/14-2012 проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего использование муниципального имущества.
Согласно ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу п. 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросами местного значения муниципального района являются, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Также, в соответствии сч. 4 и 5 ст. 51 ФЗ № 131 органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанное положение, также, закреплено в уставе ответчика, согласно которому учредителем и
собственником имущества ответчика является администрация муниципального образования «Тоджинский район».
В разделе 3 Положения «Об учете и ведении реестра муниципального имущества» муниципального района «Тоджинскийкожуун Республики Тыва», утвержденного Постановлением администрации Тоджинского кожууна 05.08.2008 № 390 (далее – Положение), установлено, что муниципальные образования, учреждения, МУП, получившие реестровые номера, ежеквартально, в течение месяца следующего за отчетным кварталом (двух месяцев с начала текущего года), представляют в КУМИ администрации Тоджинского района копии балансовых отчетов и иных документов об изменении данных об объектах учета, а также ежегодно, до 1 апреля текущего года, обновленные карты учета.
Согласно ст. 165 Бюджетного кодекса РФ Минфин РФ устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета.
В соответствии с п. 54 приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157-н инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый объект основных средств.
Однако, в нарушение указанных требований закона по состоянию на 18.08.2017 обновленные карты учета имущества ответчиком в КУМИ администрации Тоджинского района не предоставлены.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
Из анализа указанной нормы следует, что муниципальные бюджетные учреждения не могут являться коммерческими организациями, поскольку по своей организационной правовой форме не подходят к требованиям ст. 50 ГК РФ.
Также, статьями9.1 и 9.2 Главы 6 «Формы некоммерческих организаций» Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что к формам некоммерческих организаций относятся муниципальные учреждение и бюджетные учреждения.
Таким образом, в соответствии с действующим федеральным законодательством ответчик признается некоммерческой организацией. Указанное положение, также, закреплено в уставе учреждения.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – ФЗ № 402) действие настоящего Федерального закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации.
Согласно ст. 11 ФЗ № 402 активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина от 13.06.21995 № 49 утверждены методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее – Методические указания).
Пунктом 1.1-1.3 Методических указаний установлено, что настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов. Под организацией в дальнейшем понимаются юридические лица по законодательству Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета. Для целей настоящих Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Наряду с этим, согласно п. 26-27 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34 «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Также, в разделе 2 Положения установлено, что руководители муниципальных образований, учреждений и МУП при проведении инвентаризации имущества направляют в отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношений администрации Тоджинского района уведомление не позднее, чем за 15 дней до начала ее проведения для обеспечения участия представителя администрации района при проведении инвентаризации.
Однако после окончания финансового 2016 года такое уведомление ответчиком не направлено. Инвентаризация с участием участия представителя администрации Тоджинского района не проведена, сведения о проведении инвентаризации самостоятельно отсутствуют.
Не предоставление обновленных карт учет имущества и проведение инвентаризации без уведомления и участия представителя администрации Тоджинского района создает условия для укрытия фактов утраты муниципального имущества, что нарушает права муниципального образования «Тоджинский кожуун Республики Тыва», в чей собственности находится муниципальное имущество.
В судебном заседании прокурор Очур А.А. поддержал исковые требования и просил удовлетворить.
Ответчик –представитель МБДОУ «Тора-Хемская ДШИ» Шой-Сюрюн Ч.С. в судебном заседании заявила о признании иска в полном объеме. Последствия признания иска, положения ст. ст. 39, 98, 100, 134, 173, 220 ГПК РФ ему были разъяснены в судебном заседании и понятны.
Изучив заявление ответчика о признании иска и материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать исковые требования истца.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку признание ответчиком исковых требований в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает его признание иска.
При таких обстоятельствах исковое заявление подлежит полному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоджинского о возложении обязанности на МБОУ ДО «Тоора-Хемская детская школа искусств», удовлетворить.
Возложить обязанности на МБОУ ДО «Тоора-Хемская детская школа искусств» провести инвентаризацию имущества с участием представителя администрации Тоджинского района в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Возложить обязанности на МБОУ ДО «Тоора-Хемская детская школа искусств» предоставить в администрацию Тоджинского района обновленные карты учета имущества на каждый объект основных средств в течение недели со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия через Тоджинский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий А.К. Сат