ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57/2017 от 15.06.2017 Тюменцевского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-57/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2017 года с. Тюменцево

Тюменцевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Савостина А.Н.,

при секретаре Стрельцове А.В.,

с участием заместителя прокурора Тюменцевского района Рогожина А.А.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюменцевского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Тюменцевского района «Коммунальщик» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по установлению тарифов на водоснабжение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тюменцевского района Алтайского края обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию Тюменцевского района «Коммунальщик» (далее также – МУП «Коммунальщик») с указанным иском, в котором просил признать незаконным бездействие МУП «Коммунальщик» в части непринятия мер по установлению тарифов на водоснабжение в установленный законом срок, возложить на МУП «Коммунальщик» обязанность в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу обратиться в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для установления тарифов на водоснабжение.

Требования обосновал тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что МУП «Коммунальщик» осуществляет деятельность по предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению физическим и юридическим лицам с 01 июня 2015 года без установленного в соответствии с действующим законодательством тарифа и при этом не предпринимает надлежащих мер по установлению таких тарифов.

По данному факту прокурором 05 декабря 2016 года директору МУП «Коммунальщик» внесено представление, которое ответчиком было рассмотрено и оставлено без удовлетворения. При этом, до настоящего времени документы для установления указанных выше тарифов в полном объеме не подготовлены и не переданы в орган регулирования тарифов.

В связи с отсутствием обоснованных и утвержденных в соответствии с нормами действующего законодательства тарифов на оказываемые ответчиком услуги в сфере водоснабжения, эти услуги предоставляются по стоимости ниже обоснованной, что приводит к убыточности работы указанной коммунальной организации, задолженности перед поставщиками и по обязательным платежам в бюджет, не созданию аварийных запасов материалов, не проведению необходимого ремонта сетей и оборудования, не осуществлению иных необходимых расходов вследствие недостаточности средств.

Заместитель прокурора Рогожин А.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, основываясь на доводах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МУП «Коммунальщик» в судебном заседании ФИО1 исковые требования признал в полном объеме, о чем представил суду соответствующее заявление, пояснил, что МУП «Коммунальщик» оказывает услуги по холодному водоснабжению населению и организациям следующих населенных пунктов: с.Березовка, п.Вознесенский, с.Сосновка, п.Карповский, с.Шарчино, с.Урывка. С администрациями сельских советов данных населенных пунктов были заключены договоры аренды объектов водоснабжения. Тарифы на водоснабжение были ранее утверждены депутатами Грязновского сельсовета, которые МУП «Коммунальщик» использует и в настоящее время. В Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов обращались только в устной форме, выяснили какие необходимы документы, но все документы для установления тарифов на водоснабжение представить не смогли, так как отсутствуют правоустанавливающие документы на объекты водоснабжения, которые МУП «Коммунальщик» арендует у сельских советов, а также и ряд других документов. По вопросу надлежащего оформления прав собственности на эти объекты он обращался и в сельские советы и к районной администрации, на что были получены ответы, что в настоящее время идет оформление земельных участков под объектами водоснабжения, оформление права собственности на эти объекты лишь планируется. В связи с чем, собрать все необходимые документы для обращения в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по установлению тарифов на холодное водоснабжение пока не удается. По этой же причине не исполнено и представление прокурора.

Суд, заслушав представителя ответчика ФИО1, считает возможным принять от него признание иска, так как в соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятие признания иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

При этом, в соответствии со ст.68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за холодное водоснабжение.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.4 раздела 28 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года №406, тарифы в сфере холодного водоснабжения относятся к регулируемым тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии со ст.31 Федерального закона от07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.8 раздела 3 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года №406, тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной службой по тарифам.

Согласно ст.5 Федерального закона от07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст.4 Федерального закона от30 декабря 2004 года№210-ФЗ «Об основах системы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Согласно Положению об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года №695, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги, одной их основных задач которого является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, газоснабжения.

В соответствии с ст.ст. 14, 17, 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Как следует из Устава МУП «Коммунальщик» и сведений из ЕГРЮЛ учредителем МУП «Коммунальщик» является муниципальное образование Тюменцевский район Алтайского края, одним из видов деятельности данной организации определено: в Уставе – добыча и реализация воды, водоснабжение, ремонт и эксплуатация систем водоснабжения, обеспечение населения в границах поселения водоснабжением; в ЕГРЮЛ - распределение воды для питьевых и промышленных нужд (л.д. 4-5, 27-33).

Согласно договорам аренды от 01 мая 2016 года МУП «Коммунальщик» арендует: у администрации Новарповского сельсовета Тюменцевского района – водопровод в пос.Карповский; у администрации Урывского сельсовета Тюменцевского района – водонапорную башню, скважину №1, водопроводные сети; у администрации Березовского сельсовета Тюменцевского района – водонапорную башню в с.Березовка, водонапорную башню в с.Сосновка, водокачку в с.Березовка, водопроводную башню в п.Вознесенский; у администрации Шарчинского сельсовета Тюменцевского района – водонапорную башню, водопровод. Срок действия данных договоров определен с 01 мая 2016 года по 31 марта 2017 года (л.д. 34-61). Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, в последующем договоры аренды этого имущества не заключались.

Как следует из представления прокурора Тюменцевского района, вынесенного 05 декабря 2016 года, директору МУП «Коммунальщик» предъявлено требование о принятии незамедлительных мер по устранению нарушений закона в части установления тарифов в сфере холодного водоснабжения, в обоснование представления прокурор ссылается на те же доводы, что и в исковом заявлении (л.д. 18-19).

В ответе от 09 декабря 2016 года на указанное представление директор МУП «Коммунальщик» ФИО1 указывает, что представление прокурора рассмотрено, но для обращения в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для утверждения тарифа на услугу по холодному водоснабжению необходимо представить свидетельства о праве собственности на объект водоснабжения и землю под этим объектом. Объекты водоснабжения находятся в собственности администраций сельсоветов, МУП «Коммунальщик» их арендует. Указанные свидетельства могут быть выданы только собственникам. В настоящее время сделаны кадастровые и технические паспорта на водонапорные башни и скважины, но право собственности не зарегистрировано и свидетельства о регистрации права не получены (л.д. 12).

В судебном заседании установлено, что МУП «Коммунальщик» 06 декабря 2016 года обращался к главам указанных выше сельсоветов, а также главам Тюменцевского района и администрации Тюменцевского района о выделении необходимых денежных средств для оформления права собственности на объекты водоснабжения в связи с необходимостью получения лицензии на право пользования подземными объектами (л.д. 62-68). Также МУП «Коммунальщик» 09 июня 2017 года обращался к главам сельсоветов, у которых арендует объекты водоснабжения о предоставлении правоустанавливающих документов на эти объекты, для подачи документов в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов на утверждение тарифа по холодному водоснабжению, на что были получены ответы, что такие документы находятся в стадии оформления (л.д. 69-76).

Из информации Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 26 мая 2017 года следует, что МУП «Коммунальщик» с заявлением и обосновывающими материалами для установления тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения не обращалось, тарифы не утверждались (л.д. 26).

При таких обстоятельствах, исходя из представленных суду доказательств следует, что МУП «Коммунальщик» не приняло надлежащих мер к предоставлению в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов соответствующих документов для установления тарифа на услуги холодного водоснабжения, и нарушает порядок ценообразования, выраженный в применении тарифов за услуги водоснабжения, не установленных уполномоченным органом. Указанные выше обращения МУП «Коммунальщик» к главам сельсоветов и района суд не считает достаточными мерами, учитывая и то, что эти обращения имели место быть после вынесения представления прокурора и его обращения с иском в суд, а тарифы не установлены с 2015 года.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание признание иска представителем ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными, заявлены в соответствии с требованиями закона и подлежат удовлетворению.

Положениями ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на МУП «Коммунальщик» обязанность установить тариф на услуги водоснабжения, суд полагает необходимым, исходя из заявленных прокурором требований, установить ответчику срок шесть месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого решение должно быть исполнено.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия Тюменцевского района «Коммунальщик» в части непринятия мер по установлению тарифов на водоснабжение.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие Тюменцевского района «Коммунальщик» в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для установления тарифов на водоснабжение.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Тюменцевского района «Коммунальщик» в доход бюджета Муниципального образования Тюменцевский район Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Тюменцевский районный суд Алтайского края.

Председательствующий: А.Н. Савостин

Решение в окончательной форме принято 16 июня 2017 года.