ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57/2018 от 02.03.2018 Нерехтского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-57/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 марта 2018 года

г.Нерехта Костромской области

(данные изъяты) районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хабаровой Т.В.,

при секретаре Комиссаровой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж

установил:

ФИО1 обратилась с иском к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ по г.Нерехта и Нерехтскому району Костромской области, в дальнейшем произвела замену ответчика на ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное), просила:

- включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по

воспитательно-реабилитационной работе,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора

ОГКУ (данные изъяты) социально-реабилитационный центра для несовершен-

нолетних «Радуга»,

- обязать ГУ-У правление Пенсионного фонда РФ по г.Нерехте и Нерехтскому району Костромской области назначить трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением (с ДД.ММ.ГГГГ).

Мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Нерехта и Нерехтскому району Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г.Нерехте и Нерехтскому району Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии отказано по причине: отсутствие требуемого специального стажа. В специальный стаж не включены следующие периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга». Считала отказ в назначении досрочной пенсии незаконным.

Представитель истца ФИО2, действующий по доверенности, исковые требования поддержал полностью. Показал, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» при зачете в специальный стаж с зачтенным (данные изъяты), давал право ФИО1 на получение досрочной страховой пенсии с даты ее обращения ДД.ММ.ГГГГ, в назначении которой ФИО1 было отказано неправомерно. ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» - специализированное учреждение, основными задачами деятельности которого является социальная реабилитация несовершеннолетних, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, координация деятельности служб сопровождения семей по вопросам реабилитации кровных семей и сопровождения замещающих семей. Одним из основных видов деятельности учреждения является предоставление социально - педагогических услуг в стационарной форме. Уставом учреждения закреплено право наряду с основной деятельностью осуществлять образовательную деятельность. Согласно должностных инструкций, заместитель директора по воспитательно-реабилитационной работе, а затем зам. директора центра организует воспитательный и реабилитационный процесс, осуществляет руководство и контроль за развитием данных процессов, осуществляет методическое руководство коллективом педагогических, социальных и медицинских работников. ФИО1 в силу должностных обязанностей по одной и второй должности занималась анализом проблем, результатов и перспектив в том числе и воспитательной работе учреждения, занималась планированием и организацией текущей и перспективной деятельности педагогических работников учреждения, воспитательной, культурно-массовой, реабилитационной и методической работы, подготовкой и проведением медико-психолого-педагогических консилиумов, работой по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних воспитанников, разработкой необходимой учебно-методической документации, систематическим контролем за качеством социально-реабилитационного процесса, посещением занятий, проводимых педагогическими и социальными работниками учреждения. Согласно списка должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, предусмотрена должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а так же в данный список включены учреждения социального обслуживания населения, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. За время работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних данное учреждение неоднократно переименовывалось, функции учреждения при переименованиях не изменялись, при переименовании должности заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе на заместителя директора цента сохранилась все должностные обязанности ФИО1 в полном объеме. Работала на полную ставку, имея право представлять интересы несовершеннолетних воспитанников перед организациями и учреждениями, является автором ряда воспитательно-реабилитационных программ, по которым она проводила занятия с несовершеннолетними воспитанниками социально-реабилитационного центра, неоднократно являлась директором воспитательно-оздоровительных лагерей при учреждении. Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 предусмотрена должность «заместителя директора» в разделе «Наименование должностей» и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» предусмотрено учреждение «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выработав специальный стаж более 25 лет, истица вправе рассчитывать на назначение ей пенсии с даты наступления права ДД.ММ.ГГГГ. Работая в указанных должностях социально-реабилитационного центра, истицей выполнялась работа, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ относится к педагогической.

Представители ответчика ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) ФИО3, ФИО4, действуя по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ отказано в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 включена должность «зам.директора» в разделе «Наименование должностей», в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» предусмотрено учреждение «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». При этом пункт 8 Правил, регулирующий порядок и условия исчисления стажа работы, дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью не содержит указания на включении в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии работа в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 Списка директорам и зам. директоров. Из этого следует, что работа ФИО1 в ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. Решением ГУ ПФ РФ по г.Нерехта и Нерехтского района в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей ФИО1 отказано, т.к. специальный стаж истицы установлен менее требуемого по законодательству и составил - 10 лет 03 месяцев 18 дней. Кроме того, на истицу подавались индивидуальные сведения в пенсионный фонд, но без льготного кода. Считали, что решение комиссии ГУ ПФ об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, принято в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Суд, выслушав представителя истца и представителей ответчика, изучив отзыв ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное), исследовав материалы дела, находит иск ФИО1 подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, может быть установлена досрочная трудовая пенсия по старости.

Пунктом 2 ст. 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение такой пенсии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с пунктом 1.13 раздела "Наименование учреждений" в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, включены учреждения социального обслуживания: социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Вместе с тем, по смыслу действующего пенсионного законодательства основанием для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью является выполнение соответствующей деятельности не только в поименованных в данном Списке учреждениях, но и по предусмотренной Списками специальности (должности). В раздел "Наименование должностей" включена должность директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.

Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Пунктом 5 этих же Правил предусмотрено, что периоды работы в учреждениях, указанных в п.1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Поскольку истица в спорный период времени работала заместителем заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе, в должности заместителя директора ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолет-них «Радуга», т.е. в должности и в учреждении, предусмотренных Списками, то к спорным правоотношениям следует применять п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, в соответствии с которым периоды работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в п. 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Таким образом, при выполнении работы в указанной должности в указанном учреждении фактом, имеющим значение для дела, является факт выполнения работником нормы рабочего времени.

Довод ответчика о применении пункта 8 Правил, регулирующего порядок и условия исчисления стажа работы, не дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, для руководящего состава в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 Списка, суд признает ошибочным.

Положения пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10. 2002 г. №781, на которые ссылается ответчик, вопросы включения периодов работы в должности директора, зам. директора учреждений, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка не регулируют, эти вопросы, как указано выше, урегулированы пунктом 5 Правил.

Положения на п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, относятся к директорам, заместителям директора учреждений, указанных в п. п. 1.1. - 1.10, 1.12 раздела 1 и учреждений, указанных в разделе 2 Списка, к которым учреждения социального обслуживания не относятся.

На основании изложенного позиция ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) о том, что спорный период работы ФИО1 не подлежит включению в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть принята судом, доводы ответчика нельзя признать обоснованными.

Кроме того, вопросы присвоения особых условий характеру выполняемой ФИО1 работы в должности заместителя директора социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в силу приведенных выше норм юридического значения для разрешения спора не имеют, поскольку данная должность и учреждение прямо указаны в Списке, вне связи с какими-либо иными условиями, а Правила связывают возможность такого включения только с выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

То обстоятельство, что за период работы ФИО1 учреждением не были предоставлены в органы ПФ индивидуальные сведения об особых условиях труда не могут служит основанием для исключения этого периода из специального стажа. Обязанность по предоставлению в Пенсионный Фонд РФ таких сведений возложена на работодателя. Нет вины работника в том, что из-за действий должностных лиц работодателя особые сведения в Пенсионный Фонд не были предоставлены.

Представленными материалами дела установлено, что ФИО1 выполняла работу на полную ставку, спорный период ее работы подлежит включению в специальный стаж согласно п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.

Данный вывод суда основан на следующих документальных доказательствах материалов дела.

В периоды работы в ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» ФИО1 занималась педагогической деятельностью и выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы. В должностные обязанности истицы входило планирование и непосредственное участие в мероприятиях по социально-реабилитационной и воспитательной работе с детьми, организация жизнедеятельности воспитанников, создание в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних условий, приближенных к домашним, соблюдение режима дня, оказание помощи воспитанникам в приготовлении домашних заданий, организация досуга, сопровождение воспитанников на различные мероприятия, экскурсии, медицинское обследование. Из Программ социальной реабилитации, представленных истцом суду, усматривается, что над программами работала и принимала непосредственное участие в их осуществлении ФИО1

Что усматривается из должностных обязанностей работника, сертификата о пройденном ФИО1 курсе обучения по теме «Содержание и методика групповой работы с подростками», удостоверения о повышении квалификации работника, аттестационного листа на ФИО1, комплексных Программ социальной реабилитации детей и подростков, трудовой реабилитации детей и подростков, Программ нравственного воспитания и развития детей в условиях социально-реабилитационного центра ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» на 2001 -2016 г., планов по реализации принятых Программ на указанный период.

Материалами дела подтверждается, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора центра ФИО1 работала на полную ставку, что подтверждается копией трудовой книжки ( копия материалов пенсионного дела л.д.5-9). Одновременное совмещение должности социального педагога с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ не опровергает выводов суда, в обязанности педагога также включены функции по осуществлению социально-педагогической деятельности.

Выпиской из приказа от31.08.2015г. «О переименовании должности» следует, что с ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе ФИО1 (исполняла обязанности с ДД.ММ.ГГГГ) переименована на должность заместителя директора ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» с сохранением должностных обязанностей в полном объеме.

Таким образом в обязанности зам.директора ФИО1 оставить вопросы разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, проведение воспитательных, реабилитационных, культурно-массовых и досуговых мероприятий с детьми, организации каникулярного и летнего отдыха детей, участие в профилактике отклоняющегося поведения и правонарушений несовершеннолетних. ФИО1 проводила занятия, беседы с воспитанниками учреждения, осуществляет различного рода мероприятия с детьми при реализации Программ центра, занималась организацией досуга детей, развивая из увлечения по различным направлениям, занималась организацией каникулярного отдыха.

Фактически несла ответственность за жизнь и здоровье детей, сопровождая и проводя различного рода культурно-массовые мероприятия.

Как следует из Устава ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» учреждение является воспитательно-реабилитационным учреждением муниципальной системы социальной защиты населения, оказывающим социальную помощь и поддержку несовершеннолетним с целью преодоления их социальной дезадартации. Деятельность учреждения направлено на оказание социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам с 3-х до 18 лет, в т.ч. с различными формами дезаптации, с девиантным поведением. Учреждение является местом временного пребывания несовершеннолетних, условия жизни приближены к домашним.

Уставы ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» за спорный период отражают цель центра - реализация прав несовершеннолетних граждан на социальное обслуживание в стационарной форме. Задача – профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

При таких обстоятельствах, надлежит признать, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по воспитательно-реабилитационной работе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора ОГКУ (данные изъяты) социально-реабилитационный центра для несовершеннолетних «Радуга» ФИО1 подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона от 17.01.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

С учетом выше указанного периода работы, подлежащего включению в специальный стаж истца, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у ФИО1 имееся необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии на дату обращения с заявлением к ответчику, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ: (данные изъяты).

На основании изложенного, требования ФИО1 подлежат удовлетво-рению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Обязать ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 следующие периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по

воспитательно-реабилитационной работе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора ОГКУ «(данные изъяты) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга». Обязать ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Костромском районе Костромской области (межрайонное) назначить трудовую пенсию ФИО1 досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья: Т.В. Хабарова