ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57/2021 от 02.02.2021 Кызылского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2-57/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт. Каа-Хем 02 февраля 2021 года

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе судьи Тагалановой С.К., при секретаре Монгуш В.М., с участием представителя истца- Правительства Республики Тыва ФИО8. представителя истца - Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва К., ответчика председателя ДНП «<данные изъяты>» ФИО6, представителя ответчика ФИО2., рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Правительства Республики Тыва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>», Д1. о признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Тыва, Кызылский район, на 100 м. севернее от 15 кв.м автодороги Кызыл-Сарыг-Сеп, общей площадью 220 362, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером заключенный между Д1. и Дачным некоммерческим партнёрством «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Дачное некоммерческое партнёрство «<данные изъяты>» (ОГРН ) возвратить Д1. земельный участок расположенный по адресу: <адрес> категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , обязать Д1. возвратить Дачному некоммерческому партнёрству «<данные изъяты>» денежные средства 5 000 000 (пять миллионов) рублей, аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Дачного некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

установил:

ДД.ММ.ГГГГ Правительство Республики Тыва обратилось в суд с исковым заявлением к Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>», Д1. о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным (ничтожным), об обязании внести в ЕГРИП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об аннулировании записи о регистрации права собственности на земельный участок, примении последствий недействительной сделки, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в Правительство Республики Тыва поступило уведомление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о том, что ДД.ММ.ГГГГ между Д1. (продавец) и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец продал земельный участок по адресу: <адрес> категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер . Земельный участок был продан за 5 000 000 (пять миллионов) рублей. При оформлении сделки купли-продажи земельного участка, было оформлено, согласие супруги продавца Д.2., удостоверенное нотариусом нотариального округа <адрес> Республики Тыва ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ. Договор купли-продажи земельного участка между Д1. и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям, отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно статье 8 данного закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаем изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначенияобязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или «отравляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Сделка при продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна. В случае, если субъект Российской Федерации откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Аналогичные нормы закреплены и в статье 34 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. №886 BX-I «О земле». Согласно части 1 указанной статьи при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Правительство Республики Тыва имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно ответу первого заместителя руководителя Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва ФИО4. от ДД.ММ.ГГГГ в период с января 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ в Правительство Республики Тыва предложения, заявления, обращения и иные документы от гражданина Д1. не поступали, что свидетельствует о нарушении изложенных выше требований закона. Кроме того, согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действие настоящего закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 июля 2003 № 112- ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, вид разрешенного использования «для ведения подсобного хозяйства» подразумевает пользование землей только гражданами в целях удовлетворения личных потребностей. Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них назначением. Статьей 260 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что за основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными государственными органами в порядке, установленном федеральными законами. Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений норм закона земельный участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен только гражданами и только в целях удовлетворения их личных потребностей. На основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на реализацию земельного участка с видом разрешенного использования «под личное подсобное хозяйство» в пользу юридического лица или от имени юридического лица. Ограничение, предусмотренное статьей 1 Федерального закона № 101-ФЗ о нераспространении указанного закона на оборот земельных участков, предоставленных гражданам из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства, не применяется к спорным правоотношениям, поскольку данное ограничение распространяется только на граждан, приобретающих земельные участки, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В силу пункта 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Пунктами 6 и 7 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, не являются земельными участками, изъятыми из оборота либо ограниченными в обороте. Соответственно юридическое лицо вправе приобрести в собственность земельный участок у гражданина, предоставленный последнему для ведения личного подсобного хозяйства. Однако Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определен правовой режим земельного участка при ведении личного подсобного хозяйства только для физических лиц. Соответственно, юридические лица, приобретающие в собственность земельные участки с разрешенным видом землепользования «для личного подсобного хозяйства», вправе реализовать весь объём имущественных прав, за исключением тех, которые установлены данным законом для граждан или граждан и совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства. Юридическое лицо вправе заключить договор купли-продажи указанного земельного участка с физическим лицом, однако использовать этот земельный участок юридическое лицо может только после изменения его целевого назначения с соблюдением правил п. 2 ст. 7, ст. 8 ЗК РФ. В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В силу п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п.2 ст. 67 ГК РФ). Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. На основании вышеизложенного, просит признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номером , заключенного между Д1. и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Дачное некоммерческое партнерство «<данные изъяты>» () возвратить Д1. спорный земельный участок кадастровым номером , обязать Д1. возвратить Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>» денежные средства в сумме 5 000 000 (пять миллионов) рублей, аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером Дачного некоммерческого партнерства «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ определением суда в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены – администрация Кызылского кожууна Республики Тыва и Д.2..

ДД.ММ.ГГГГ Правительство Республики Тыва дополнило иск, указав, что Правительство Республики Тыва считает, что ответчиками не был соблюден установленный порядок продажи земель сельскохозяйственного назначения.В соответствии со статьей 1 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 г. № 95 BX-I «О Правительстве Республики Тыва» Правительство Республики Тываосуществляет исполнительную власть в Республике Тыва и является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва. Правительство Республики Тыва является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Республике Тыва.В Законе Республики Тыва от 2 июня 2006 г. № 1779 BX-I «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Тыва» установлено, что в Республике Тыва устанавливается система исполнительных органов государственной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва - Правительством Республики Тыва, возглавляемым высшим должностным лицом Республики Тыва. Министерство Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной законодательством Российской Федерации и Республики Тыва сфере деятельности.Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство) входит в систему исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, как и Правительство Республики Тыва.В пункте 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 г. № 591 (далее - Положение),установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тываявляется органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.Практика других регионов показывает, что право приобретать от имени высшего исполнительного органа прописывается в нормативном правовом акте, в частности, в силу подпункта 7 пункта 13.1 и пункта 13.32 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановление Правительства Московской области от 29 октября 2007 г. № 842/27, Правительство Московской области возложило на Министерство полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области о приобретении в собственность Московской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в порядке реализации преимущественного права покупки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области, а также по осуществлению действий, необходимых для реализации решений о приобретении в собственность Московской области земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва не может представлять интересы, принимать решения от имени Правительства Республики Тыва без надлежащим образом оформленной доверенности. В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Ничтожной называется сделка, которая является изначально недействительной в силу закона. Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.В соответствии со статьей 34 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 г. № 886 BX-I «О земле» при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Правительство Республики Тыва имеет преимущественное право покупкитакого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.Полагают, что договор купли-продажи, заключенный между Д1. и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» земельный участок по адресу: <адрес>,общей площадью 220 362 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер , является ничтожной сделкой, поскольку был заключен с нарушением преимущественного права покупки.В силу п.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п.2 ст. 67 ГК РФ).Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.В соответствии со статьей 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.Правительство Республики Тыва узнало о том, что ДД.ММ.ГГГГ между Д1. (продавец) и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец продал земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер , только ДД.ММ.ГГГГСчитают, что поскольку просят признать сделку ничтожной, к ней применяется общий срок исковой давности 3 года.В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации , утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ закреплено, что согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ течение срока исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о началеее исполнения. На основании изложенного просят,признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , заключенный между Д1. и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ,обязать Дачное некоммерческое партнерство «<данные изъяты>» ( возвратить Д1. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362 кв.м, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , обязать Д1. возвратить Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>» денежные средства в сумме 5 000 000 (пять миллионов) рублей, аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Дачного некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва обратилось в суд с исковым заявлением к Д1., Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>», о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным (ничтожным), о возложении обязанности ДНП «<данные изъяты>» возвратить Д1. земельный участок, Д1. возвратить ДНП «<данные изъяты>» денежные средства, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Д1. (продавец) и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец продал земельный участок по адресу: Российская Федерация, <адрес> общей площадью 220 362 кв.м., категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер . Указанный земельный участок был продан за 5 000 000 (пять миллионов) рублей. Согласно пункту 5 Договора при продаже земельного участка было получено только согласие супруги продавца Д.2., удостоверенное нотариусом нотариального округа <адрес> Республики Тыва ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ г. . Договор купли-продажи земельного участка между Д1. и ДНП «<данные изъяты>» не соответствует действующему законодательства. В соответствии с частью 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

В силу части 3 статьи 1 Закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: сохранение целевого использования земельных участков; преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна (часть 4 статьи 8 Закона № 101-ФЗ). Аналогичные нормы закреплены в статье 34 Конституционного закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ВХ-1 "О земле". Д1. не исполнена предусмотренная Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обязанность по письменному извещению истца о намерении продать земельный участок, тем самым нарушено право Республики Тыва на преимущественную покупку участка. Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что Закон не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Вместе с тем абзац 2 пункта 1 статьи 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" требует системного толкования. Земельный кодекс Российской Федерации регулирует оборот не всех указанных земельных участков и не в полном объеме. В частности, оборот земельных участков с видом разрешенного использования личное подсобное хозяйство, садоводства, огородничества и дачного хозяйства регулируется Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве", указанный закон ограничивает субъектный состав лиц ведущих личное подсобное хозяйство, регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства. Отчуждение земельного участка Д1. произведено в пользу юридического лица ДНП «<данные изъяты>». Пунктом 3 статьи 81 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно статье 3 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" подразумевает пользование землей только гражданами в целях удовлетворения личных потребностей. Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них назначением. Статьей 260 Гражданского кодекса РФ определено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Юридические лица, в силу приведенных норм закона не могут являться субъектами, ведущими личное подсобное хозяйство, а потому земельные участки с видом разрешенного использования "под личное подсобное хозяйство", не могут быть отчуждены им без предварительного изменения его целевого назначения в установленном порядке, следовательно, на данные правоотношения не распространяется ограничение, указанное в абз. 2 п. 1 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".С учетом анализа действующего законодательства, принципа оборота земель сельскохозяйственного назначения о сохранении целевого назначения земельных участков, следует, что ограничение, предусмотренное статьей 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о нераспространении указанного закона на оборот земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, не применяется к спорным правоотношениям, поскольку данное ограничение распространяется только на граждан, приобретающих земельные участки, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 14.05.2007 г. №591 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющее функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Пунктом 15 положения о Министерстве установлено, что Министерство приобретает по решению Правительства Республики Тыва земельные участки и иное имущество в государственную собственность Республики Тыва, осуществляет передачу земельных участков и иного имущества, находящегося в государственной собственности, в муниципальную собственность. Планирует использование земель сельскохозяйственного назначения, переводит земли сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель, осуществляет от имени Республики Тыва юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Республики Тыва при управлении имуществом Республики Тыва и его приватизации, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности, а также земельными участками городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, как на ее территории, так и за ее пределами. Поскольку, доказательства извещения ответчиками Правительства Республики Тыва в письменной форме о намерении продать земельный участок с кадастровым номером с общей площадью 220 360 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет, отсутствуют, следовательно, сделка по продаже земельного участка недействительна. О факте продаже в нарушение установленных норм, Министерство узнало, когда Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» в Арбитражный суд Республики Тыва был подан иск о признании незаконными действий Администрации п.г.т. Каа-Хем в отказе включить земельный участок с кадастровым номером с общей площадью 220360 кв.м, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием земельного участка -для ведения личного подсобного хозяйства в границы населенного пункта незаконными, обязанию принять решение по включению земельного участка в границы населенного пункта, обязании подготовить предложения о внесении изменений в генеральный план изменив вид разрешенного использования с сельскохозяйственного назначения на вид под садоводство. Министерство привлечено третьим лицом. В судебном заседании председателем ДНП <данные изъяты>» был указан факт о приобретении данного земельного участка по вышеуказанному договору. Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Согласно статье 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на земельные участки предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. На основании вышеизложенного, просят признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером заключенный между Д1. и дачным некоммерческим партнёрством «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Дачное некоммерческое партнёрство «<данные изъяты>» () возвратить Д1. земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , обязать Д1. возвратить Дачному некоммерческому партнёрству «<данные изъяты>» денежные средства 5 000 000 (пять миллионов) рублей.

Определением Кызылского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по иску Правительства Республики Тыва к Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>», Д1. о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным (ничтожным), об обязании внести в ЕГРИП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об аннулировании записи о регистрации права собственности на земельный участок, примени последствий недействительной сделки и гражданское дело по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>», Д1. о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным (ничтожным), о возложении обязанности ДНП «<данные изъяты>» возвратить Д1. земельный участок, Д1. возвратить ДНП «<данные изъяты>» денежные средства соединены в одно производство.

Ответчик Д1. в возражении на иск указал, что 03.11.2016г. был заключен договор купли-продажи земельного участка между Д1. (продавец) и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» (покупатель). Согласно п.1, указанного договора, Продавец продал, а Покупатель купил в собственность

спорный земельный участок с кадастровым номером . Согласно п. 5 данного договора купли-продажи земельного участка, согласие супруги продавца Д.2. получено и удостоверено нотариусом. Решение учредителей о покупке недвижимости - земельного участка также получено, что подтверждается решением учредителей ДНП «<данные изъяты>» о покупке земельного участка. Данный земельный участок был передан покупателю ДНП «<данные изъяты>» за 5 млн. руб., что подтверждается передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ. Переход право собственности на указанный земельный участок был зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> и в последующем данный договор купли - продажи земельного никем не был оспорен, истец полагает, что ответчик не исполнил обязанности по извещению уполномоченных лиц о намерении продать земельный участок с указанием размера, местоположения земельного участка и срока, в связи с этим сделка по земельного участка, совершенна с нарушением преимущественного права покупки. На этом основании истец полагает, что сделка ничтожна, и необходимо положение привести в первоначальное состояние. Считает, что иск не подлежит удовлетворению в связи с тем, что как указано в части 4 ст. 8 Закона - ФЗ сделка по продаже земельного совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна. При толковании указанной нормы ответчик Д1. исходит из того, что ничтожной является сделка, направленная на нарушение преимущественного права покупки истец основывает свой иск на том, что спорная сделка была направлена на нарушение процедуры уведомления о продаже земли третьим лицам, где указывает, что имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается. По мнению ответчика Д1. «Нарушение преимущественного права» и «Нарушение процедуры уведомления о продаже» - являются разными понятиями, Д1. при нарушении процедуры уведомления о продаже мог нарушить преимущественное право истца лишь в том случае, если истец намеревался приобрести спорный земельный участок. А в случае если истец не намеревался приобрести спорныйземельный участок, то его право не нарушено. При таких обстоятельствах, истцу для удовлетворения иска надлежит доказать не нарушения процедуры уведомления о продаже, а факт нарушения права преимущественной покупки, а именно: действительное намерение истца приобрести земельный участок за цену 5 000 000 руб. Также, по мнению ответчика Д1., истец должен доказать наличие полномочий по приобретению указанного земельного участка и финансовой возможности с целевым назначением - приобретение спорного земельного участка по указанной цене. Ответчик Д1. полагает, что Истец при планировании своего бюджета, предусмотренного бюджетным законодательством, не имел намерений скупать земли сельскохозяйственного назначения, в данном случае с учетом максимальной отсрочки в 90 дней, которая предусмотрена п.2, ст. 8 Закона № 101-ФЗ. Кроме этого, Правительство Республики Тыва не имеет полномочий по приобретению данного земельного участка, так как такими полномочиями наделяются министерства, соответствующего направления, в данном случае существующие полномочия по приобретению указанного земельного участка имеются у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Полагает, что истец в своем иске не приводит действительных доказательств, нарушенных прав, а лишь указывает на формальное нарушением процедуры уведомления.

Из отзыва представителя ответчика ДНП «<данные изъяты>» ФИО6 следует, что истцом не доказано, какие права и законные интересы нарушены оспариваемой сделкой, и каким образом данный иск направлен на восстановление этих прав и интересов. При рассмотрении требований истца в предмет судебного исследования должен быть включен вопрос о наличии у него права на обращение в суд, сделка не может быть признана недействительной по иску лица, чьи имущественные права и интересы не затрагиваются. Истцом пропущен срок исковой давности для подачи иска о признании недействительной сделки, предусмотренный п.2 ст.181 ГК РФ. Министерство земельных и имущественных отношений является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества Республики Тыва. Доводы истца о наличии преимущественного права на выкуп земельного участка у Правительства Республики Тыва основаны на не правильном применении норм закона. Земельные участки предназначенные для ведения ЛПХ, не отнесены к числу изъятых, ни к числу ограниченных в обороте, это значит собственник земельного участка вправе совершать с ним любые действия не запрещенные законом. Требование о применении последствий недействительности сделки может быть предъявлено лицом, чьи права будут восстановлены в случае приведения сторон недействительной сделки в первоначальное положение, истец не доказал нарушение его прав и интересов оспариваемым договором. Доказательств, свидетельствующих об умышленных действиях ответчиков при заключении договора купли-продажи спорного земельного участка, направленных на причинение вреда другим лицам, не представлено истцом.

В судебном заседании представитель Правительства Республики Тыва в лице представителя ФИО8..., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержала исковое заявление по указанным в нем основаниям.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва К., действующая по доверенности поддержала исковые требования, просила удовлетворить.

Ответчик ДНП «<данные изъяты>» в лице председателя ДНП ФИО6 и её представителя ФИО2., действующей на основании доверенности просили отказать в удовлетворении иска.

Ответчик Д1., третьи лица – Д.2., Управление Росреестра по <адрес>, администрация Кызылского кожууна в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными данной статьей, либо иными предусмотренными законом способами.

Признание права в соответствии с указанной нормой является одним из способов судебной защиты гражданских прав.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Частью 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.25 ЗК РФ право собственности на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Закон Республики Тыва от 26.11.2004 N 944 ВХ-1 (ред. от 16.04.2019) "О личном подсобном хозяйстве", регулирует отношения, связанные с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, на территории Республики Тыва осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, настоящим Законом, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Республики Тыва и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Д1. и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», общей площадью 220362 кв.м., с кадастровым номером .Стороны оценили земельный участок в 5000 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ на основании передаточного акта земельный участок с кадастровым номером , был передан Д1., Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>».

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва адресованное заместителю председателя Правительства РТ ФИО5. следует, что Министерство уведомляет о необходимости подачи иска Правительства РТ по оспариванию договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Д1. и Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» о купле-продаже земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», общей площадью 220362 кв.м., с кадастровым номером . Д1. не исполнена предусмотренная ФЗ «об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обязанность по письменному извещению истца о намерении продать земельный участок, тем самым нарушено право Республики Тыва на преимущественную покупку участка.

Согласно ответу на запрос первого заместителя руководителя Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва ФИО4., следует, что в период с января по ДД.ММ.ГГГГ в Правительство Республики Тыва предложений и заявлений, обращений и иных документов от Д1. не поступало.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что юридическое лицо - Дачное некоммерческое партнерство «<данные изъяты>» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, председатель правления указана ФИО6, которая имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее –ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за Дачным некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный <адрес>

Из реестрового дела следует, что на земельный участок с кадастровым номером имеются документы подтверждающие факт неоднократного обращения Д1. от лица ФИО1. в Управление Росреестра по <адрес> в целях регистрации права собственности на спорный земельный участок за ФИО1., так на заявление ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ, поданное представителем по доверенности Д1., действующим на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, регистрирующим органом было вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в качестве правоустанавливающего документа было представлено постановление от ДД.ММ.ГГГГ в котором не указан адрес (местоположение) объекта, позволяющего однозначно определить объект на территории регистрационного округа, не были представлены документы, свидетельствующие об отводе земельного участка до принятия Земельного кодекса Российской Федерации, подтверждающие право ФИО1. на бесплатное приобретение указанного земельного участка, а также информация, подтверждающая публикацию в средствах массовой информации.

ФИО1. повторно обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности на спорный земельный участок в лице представителя Д1., приложив к заявлению постановление от ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения данного заявления регистрирующим органом было принято решение о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли – продажи земельного участка, расположенного <адрес> площадью 220362 кв.м. между ФИО1. (продавец) и Д1. (покупатель).

ДД.ММ.ГГГГФИО1. и Д1. обратились в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права перехода права собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения данного заявления регистрирующим органом было принято решение о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ на спорный земельный участок за Д1.

ДД.ММ.ГГГГ в ГАУ «МФЦ по <адрес>» с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ о переходе права собственности на спорный земельный участок обратились Д1. и ДНП «<данные изъяты>» на основании договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», общей площадью 220362 кв.м., с кадастровым номером . По итогам рассмотрения данного заявления регистрирующим органом было принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с направлением запроса в администрацию <адрес> Республики Тыва об уточнении адреса указанного земельного участка.

В последующем ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> за ДНП «<данные изъяты>» было зарегистрировано право собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

На запрос суда предоставлен ответ руководителя Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Тыва следует, что согласно с п. 3 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2002 года №101 (в ред. 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъект Российской Федерации имеет преимущественное право на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При этом, согласно п. 1 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2002 года №101 ( в ред. 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действие настоящего ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства ( в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Таким образом, так как земельный участок с кадастровым номером расположен на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования « для ведения личного подсобного хозяйства», при продаже указанного земельного участка не применяется норма п.3 ст. 1 ФЗ от 24 июля 2002 года №101 (в ред. 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» - право преимущественной покупки Республики Тыва при его продаже.

По существу заявленных требований по настоящему делу, истцы Правительство Республики Тыва и Министерство земельных имущественных отношений Республики Тыва просят признать незаконным договор купли-продажи спорного земельного участка, заключенный между Д1. и ДНП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя иск о нарушении со стороны Д1. преимущественного права покупки в соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", что являются не состоятельными, поскольку из п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", следует, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Следовательно, так как спорный земельный участок с кадастровым номером расположен на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», при продаже указанного земельного участка норма п.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не может быть применена. Отсутствует право преимущественной покупки истцов Правительства Республики Тыва и Министерство земельных имущественных отношений Республики Тыва, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.

Доводы истцов о том, что сделка по переходу права собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ спорного земельного участка, является ничтожной в силу нарушения преимущественного права покупки в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", являются не состоятельными, поскольку в соответствии с п.3 ст.1 указанной нормы преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Как верно указано в возражении ответчиков обеспечение судебной защиты лицу, ссылающемуся на нарушения его прав, возможно не только при условии установления факта нарушения ответчиком требований закона, но и при одновременной доказанности факта нарушения ответчиком охраняемых законом прав и интересов истца. Бремя доказывания указанных обстоятельств, лежит на истце, однако, доказательств нарушения прав истцов исполнением спорного договора также не представлено.

Ответчиком в судебном заседании заявлено о пропуске срока исковой давности для подачи иска о признании недействительной сделки, предусмотренной п.2 ст. 181 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (абзац первый пункт 3 статьи 166 ГК РФ).

По смыслу пункта 1 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой.

В соответствии с пунктом 2 названной нормы сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В абзаце 1 пункта 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).

В пунктах 74, 75 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

При предъявлении исков о признании недействительной ничтожной сделки законом предусмотрена норма, устанавливающая специальное правило о начале течения срока исковой давности, исключающее применение общих положений статьи 200 Кодекса.

Так, согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 109-ФЗ), срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 181 ГК РФ).

Поскольку истцом заявлено о ничтожности сделки, которая является оспоримой, вопреки доводам истцов, срок исковой давности в данном случае начинает исчисляться не с момента начала исполнения сделки, а с обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 181 ГК РФ.

Судом установлено, что истец - Правительство Республики Тыва обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им стало известно о существовании договора купли-продажи спорного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с аналогичным иском в суд к ДНП «<данные изъяты>» и Д.2. обратилось в суд, указав, что Министерству стало известно о продаже спорного земельного участка, при поступлении иска в Арбитражный суд РТ иска ДНП «<данные изъяты>» о признании незаконным действий Администрации пгт Каа-Хем ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что по делу установлено, что истцам стало известно о наличии договора купли-продажи в июне 2019 года, иски поданы 21 октября 2019 года и в августе 2020 года, дела объедены одно производство, суд считает, что годичный срок исковой давности не пропущен.

Суд полагает, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является надлежащим истцом, поскольку Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва входит в систему исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, как и Правительство Республики Тыва.В пункте 1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва и его структуры, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 14 мая 2007 г. № 591,установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тываявляется органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, а также по осуществлению действий, необходимых для реализации решений о приобретении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Суд исследовав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером расположен на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», при продаже которого не применяется норма п.3 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», связи с чем исковые требования Правительства Республики Тыва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>», Д1. о признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером заключенный между Д1. и Дачным некоммерческим партнёрством «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Дачное некоммерческое партнёрство «<данные изъяты>» () возвратить Д1. земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , обязать Д1. возвратить Дачному некоммерческому партнёрству «<данные изъяты>» денежные средства 5 000 000 (пять миллионов) рублей, аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Дачного некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362 кв.м., не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Правительства Республики Тыва, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Дачному некоммерческому партнерству «<данные изъяты>», Д1. о признании недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 220 362, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером заключенный между Д1. и Дачным некоммерческим партнёрством «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Дачное некоммерческое партнёрство «<данные изъяты>» (ОГРН возвратить Д1. земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером , обязать Д1. возвратить Дачному некоммерческому партнёрству «<данные изъяты>» денежные средства 5 000 000 (пять миллионов) рублей, аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Дачного некоммерческого партнерства «<данные изъяты>» на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 220 362 кв.м., отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2021 года с учетом выходных дней 6,7 февраля 2021 года.

Судья С.К.Тагаланова