ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-57/2024 от 18.01.2024 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Гражданское дело

УИД RS0-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2024 года г.<адрес>

Березовский районный суд <адрес>-Югры в составе председательствующего судьи Черемисиной А.Д.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО1

при секретаре судебного заседания ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплосети Игрим» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере промышленной безопасности,

установил:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МУП «Теплосети Игрим» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере промышленной безопасности, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить лицензию на проведение деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов 3 класса опасности на объекты - газовые котельные, расположенные по адресам <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ).

В обоснование иска указано, что во исполнение поручения прокуратуры округа проведена проверка соблюдения МУП «Теплосети Игрим» законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности, а также промышленной безопасности опасных производственных объектов. Основным видом деятельности МУП «Тепосети Игрим» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Деятельность по выработке и предоставления тепловой энергии в виде отопления на территории пгт.Игрим МУП «Теплосети Игрим» осуществляет путем эксплуатации 5 газовых котельных: Котельная (<адрес>), Котельная (<адрес>), Котельная (<адрес>), Котельная (<адрес>), Котельная (<адрес>), которые администрацией <адрес> переданы в хозяйственное ведение МУП «Теплосети Игрим» МО <адрес>. Указанные котельные относятся к опасным производственным объектам, которым присвоен III класс опасности. При этом в нарушение требований законодательства, с момента передачи в хозяйственное ведение по настоящее время, эксплуатация МУП «Теплосети Игрим» 3 из 5 опасных производственных объектов - газовых котельных, расположенных по адресам: <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ) осуществляется без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя МУП «Теплосети Игрим» прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений закона. В ответе на представление МУП «Теплосети Игрим» указано, что приняты меры к устранению нарушений закона, в целях получения лицензии на вышеуказанные объекты при актуализации Схемы теплоснабжения г.<адрес> были включены мероприятия и предложения по величине необходимых инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение источников тепловой энергии. ДД.ММ.ГГГГ в целях контроля за фактическим устранением выявленных нарушений, прокуратурой района генеральному директору МУП «Теплосети Игрим» направлено требование о предоставлении информации о фактическом устранении нарушений, указанных в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу на указанное требование от ДД.ММ.ГГГГ, предприятием проводятся работы по получению лицензии по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов, проводится экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций зданий вышеуказанных объектов, после проведения экспертизы будут продолжены работы по получению лицензии ОПО. Иных документов, подтверждающих проведение работы по получению лицензии на вышеуказанные объекты газоснабжения, предприятием не представлено, равно как не представлены документы, подтверждающие направление в Ростехнадзор заявления о предоставлении лицензии. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ответчиком не приняты меры по получению лицензии на опасные производственные объекты – газовые котельные, расположенные по адресам: <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ). Несоблюдение требований законодательства в сфере промышленной безопасности, отсутствие лицензии у организации, может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц городского поселения Игрим.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 поддержала исковые требования по изложенным доводам.

Представитель Игримского МУП «Теплосети Игрим» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что ответчик с исковыми требованиями согласен. Газовые котельные, как и указано в исковом заявлении, переданы собственником администрацией <адрес> ХМАО-Югры, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом, с использованием которых вырабатывается тепловая энергия, горячее водоснабжение для потребителей в пгт.Игрим. Ответчику известно, что указанные газовые котельные отнесены к опасному производственному объекту III класса опасности и, что для их эксплуатации необходимо иметь специальное разрешение (лицензию). Ответчик, в вопросе получения лицензии не бездействовал. Ввиду того, что здания котельных имеют длительный период эксплуатации (ввод в эксплуатацию котельной – 1975 год, котельной – 1988 год, котельной – 1974 год) и отсутствует проектная документация по ним, то согласно пункту 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, данные сооружения подлежат экспертизе промышленной безопасности. МУП «Теплосети Игрим» получены экспертные заключения по трем котельным, по которым установлено несоответствие зданий котельной , котельной , котельной требованиям промышленной безопасности. Результаты экспертизы внесены в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, о чем свидетельствуют уведомления. Выявленные в акте обследования дефекты зданий неустранимы путем проведения текущего ремонта, так как повреждениям подверглись несущие конструкции сооружений в целом. В связи с этим, соответствующее обращение направлено в адрес главы <адрес>. Поскольку, для получения лицензии, в соответствии с п.26 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 454 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на здания является обязательным приложением, то, в его отсутствие, получить разрешение (лицензию) на текущую дату не представляется возможным. Деятельность, связанная с предоставлением Ответчиком услуги по теплоснабжению потребителям без получения лицензии на данный вид деятельности является жизненно необходимой, осуществляется в интересах граждан и социально ориентированных учреждений. МУП «Теплосети Игрим» обязан исполнить постановление <адрес> «О начале отопительного периода» и поставлять услугу по теплоснабжению в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на территории поселения. Прекращение и срыв отопительного сезона могло повлечь тяжкие последствия (л.д.82-84). Также представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя МУП «Теплосети Игрим» (л.д.81).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.140).

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав прокурора, принимая во внимание доводы ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (далее Федеральной закон N 116-ФЗ) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно статье 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Правила регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения государственного реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1371 (далее - Правила).

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ

организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно пункту 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 878, в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

Пунктом 12 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон № 99-ФЗ) установлено, что лицензированию подлежит вид деятельности - эксплуатация взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В силу Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров чрезвычайных, ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может, повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в отношении МУП «Теплосети Игрим» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности, а также промышленной безопасности опасных производственных объектов (л.д.12).

Основным видом деятельности МУП «Теплосети Игрим» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Предприятие обеспечивает тепловой энергией и горячей водой муниципальный, ведомственный, частный жилой фонд, юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, граждан на договорной основе (л.д.15-16, 21-22).

Согласно договору на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом /хв от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> закрепила за МУП «Теплосети Игрим» на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе: здание Котельной (<адрес>), здание Котельной (<адрес>), здание Котельной (<адрес>), здание Котельной (<адрес>), здание Котельной (<адрес>) (л.д.35-38, 39-57).

Деятельность по выработке и предоставления тепловой энергии в виде отопления на территории пгт.Игрим МУП «Теплосети Игрим» осуществляет путем эксплуатации 5 газовых котельных: Котельная (<адрес>), Котельная (<адрес>), Котельная (<адрес>), Котельная (<адрес>), Котельная (<адрес>), зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которым присвоен III класс опасности (л.д.59).

При этом, в нарушение требований законодательства эксплуатация ответчиком газовых котельных, расположенных по адресам: <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ), осуществляется без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

<адрес> в адрес генерального директора МУП «Теплосети Игрим» внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.60-62).

Согласно ответу на представление МУП «Теплосети Игрим» приняты меры к устранению нарушений закона, в целях получения лицензии на вышеуказанные объекты при актуализации Схемы теплоснабжения г.<адрес> были включены мероприятия и предложения по величине необходимых инвестиций в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение источников тепловой энергии (л.д.64-69).

ДД.ММ.ГГГГ в целях контроля за фактическим устранением выявленных нарушений, прокуратурой района генеральному директору МУП «Теплосети Игрим» направлено требование о предоставлении информации о фактическом устранении нарушений, указанных в представлении прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70).

Согласно ответу на вышеуказанное требование от ДД.ММ.ГГГГ, предприятием проводятся работы по получению лицензии по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов, проводится экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций зданий вышеуказанных объектов, после проведения экспертизы будут продолжены работы по получению лицензии ОПО (л.д.71).

ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Теплосети Игрим» и ООО «ОПО-72» заключен договор на оказание услуг по промышленной безопасности, предметом которого является оказание услуг в области промышленной безопасности, проведение экспертизы промышленной безопасности (л.д.72-76).

Согласно представленным стороной ответчика заключениям экспертизы промышленной безопасности газовые котельные, расположенные по адресам <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ) не соответствуют требованиям промышленной безопасности, по итогам визуального обследования помещений обнаружены дефекты, здания находятся в аварийном состоянии, препятствующие дельнейшей эксплуатации (л.д.85-93, 102-110, 118-126).

Результаты экспертизы промышленной безопасности внесены в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности (л.д.134-136).

В администрацию <адрес> МУП «Теплосети Игрим» направлено информационное письмо о выявленных нарушениях промышленной безопасности, о выявленных дефектах зданий котельных, которые неустранимы путем проведения текущего ремонта. Предложено рассмотреть вопрос о дальнейшей реконструкции объектов с полной заменой изношенного котельного оборудования и зданий на новое, техническое совершенствование тепловых источников, оптимизация работы систем в целях повышения эффективности работы установок, снижения эксплуатационных затрат и приведения котельных в полное соответствие современным требованиям (л.д.130).

Таким образом, судом установлено, что МУП «Теплосети Игрим» переданы в хозяйственное ведение газовые котельные, расположенные по адресам <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ) в пгт.Игрим, которым присвоен III класс опасности, в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ответчик, при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности, не имеет лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов III класса опасности, что ответчиком не оспаривается.

В настоящем случае прокурор защищает права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности и проживания. Предъявление настоящего иска обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатируемые МУП «Теплосети Игрим» взрывопожароопасные объекты не отвечают требованиям безопасности, создает угрозу жизни и здоровья людей при возникновении пожара.

На основании изложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

При определении срока исполнения решения суд учитывает принцип разумности, отсутствие возражений ответчика относительно срока, заявленного прокурором, учитывая требования, характер спорного правоотношения, интересы неопределенного круга лиц, суд находит указанный прокурором срок достаточным для совершения необходимых действий.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает, что в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину за рассмотрение требований неимущественного характера в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Теплосети Игрим» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере промышленной безопасности - удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплосети Игрим» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить лицензию на проведение деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов 3 класса опасности на объекты - газовые котельные, расположенные по адресам <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ), <адрес> (Котельная ) в пгт.<адрес>-Югра.

Взыскать с МУП «Теплосети Игрим» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд <адрес>-Югры, через Березовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено на компьютере.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Березовского районного суда А.Д. Черемисина