ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-58 от 02.03.2012 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-58/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Пермь 02 марта 2012 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Малышевой Н.В.,

при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием представителя истца ФИО2, действующей по доверенности,

представителя ответчика ФИО3, действующего по доверенности,

представителя третьего лица ФИО4, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску ФИО5 к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, третье лицо – ИФНС по Ленинскому району г.Перми о признании сделки недействительной части, применении последствий недействительности части сделки и взыскании суммы,

установил:

ФИО6 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений администрации г. Перми (далее – Департамент), о признании условий п.п.2.1., 2.3. договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ о включении в стоимость приобретаемого имущества НДС сверх цены имущества, указанной в заявке на выкуп, недействительными, как несоответствующие действующему законодательству РФ; о взыскании неосновательного обогащения в размере . В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ФИО6 по итогам продажи муниципального имущества без объявления цены был заключён договор купли-продажи объекта муниципальной собственности №, в соответствии с условиями которого, ФИО6 было приобретено нежилое помещение общей площадью  на 1 этаже (номера на поэтажном плане 1-14) жилого дома, расположенного по адресу: . Продажная цена объекта была определена в размере , включая стоимость объекта в размере  и налог на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) в сумме  (пункты 2.1 - 2.3). Указанная сумма на основании писем от ДД.ММ.ГГГГ была перечислена Департаменту должниками истца - ФИО1 и  по платёжным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму  и от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму . Поданная ФИО6 заявка на участие в торгах представляла собой оферту, выражающую намерение считать её заключившей договор купли-продажи имущества по предлагаемой цене приобретения в размере . Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об итогах продажи муниципального имущества без объявления цены по лоту № ФИО6 была признана покупателем муниципального имущества, то есть, ей был получен акцепт. Считает, что согласно абз. 2 п.3 ст.161 НК РФ ФИО6, как физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не признается налоговым агентом по НДС,  соответственно, обязанность по перечислению НДС сверх цены приобретаемого муниципального имущества у нее отсутствует. Согласно п.6 ст.168 НК РФ, п.13 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 №549, предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы); протокол об итогах продажи должен содержать цену приобретения имущества, предложенную покупателем. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ содержит цену приобретения муниципального имущества по лоту № в размере , что соответствует цене, указанной истцом в заявке. Следовательно, в цену приобретения муниципального имущества, указанную в заявке, отражённую в протоколе, в силу прямого указания закона должен был быть включён не подлежащий выделению НДС в сумме . Решением Пермской городской думы г. Перми от 12.09.2006 N 210 утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений г. Перми, в соответствии с которым, Департамент управляет и распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной казне, в установленном законом порядке, обеспечивает процесс приватизации муниципального имущества. Ранее нежилые помещения в доме № по  находились на балансе муниципального унитарного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия , что подтверждается регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ Передача в собственность недвижимого имущества ФИО6 произведена в порядке приватизации, в связи с чем, полагает, что эта операция не облагается НДС на основании п.п.3 п.2 ст.146 НК РФ, поскольку реализация в порядке приватизации имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну муниципального образования, не подлежит налогообложению НДС. ФИО6 не является индивидуальным предпринимателем, нежилое помещение было приобретено ей не для целей, связанных с ведением предпринимательской деятельности, в связи с чем, на правоотношения, возникшие в связи с участием истца в торгах и заключением договора от ДД.ММ.ГГГГ №, распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей». Соответственно, отдельный расчёт и включение в договор от ДД.ММ.ГГГГ № НДС сверх цены, указанной в заявке ФИО6 и в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ является противоречащим закону и ущемляет права истца как потребителя, в связи с чем, условие договора подлежит признанию недействительным. Во исполнение договора от ДД.ММ.ГГГГ № Департаменту по платёжному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № были излишне перечислены денежные средства в сумме , являющиеся задолженностью  перед истцом. Указанная сумма является неосновательным обогащением ответчика, подлежит возврату истцу согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 направила в Департамент претензию, содержащую требование о возвращении денежных средств в сумме , ДД.ММ.ГГГГ получен ответ на претензию истца об отказе в возврате денежных средств. С учетом изложенного, считает, что условие договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ в части увеличения цены муниципального имущества на сумму НДС, не отвечает требованиям действующего законодательства РФ, и в соответствии со ст.168 ГК РФ сделка является ничтожной. В соответствии с п.2 ст.167 ГК РФ Департамент обязан возвратить ФИО6 денежные средства в размере .

Впоследствии истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила свои требования, предъявив их к Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми, ИФНС России по ленинскому району г.Перми, просит признать условия п.п.2.1.,2.3. договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ о включении в стоимость приобретаемого имущества НДС сверх цены имущества, указанной в заявке на выкуп, недействительными (ничтожными); применить последствия недействительности части данной сделки и взыскать в пользу ФИО6 с Департамента сумму в размере  (л.д.61).

В ходе судебного разбирательства представитель истца отказался от исковых требований к ответчику ИФНС России по Ленинскому району г.Перми, данный отказ принят судом, о чем вынесено определение (л.д.79).

ДД.ММ.ГГГГ заключен брак ФИО1 и ФИО6, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО7 (л.д.88 - свидетельство о заключении брака; л.д.87 - копия паспорта).

ФИО5 в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила свои требования, предъявив их к Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми, просит признать условия п.п.2.1.,2.3. договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ о включении в стоимость приобретаемого имущества НДС сверх цены имущества, указанной в заявке на выкуп, недействительными (ничтожными); применить последствия недействительности части данной сделки и взыскать в пользу ФИО5 с Департамента сумму в размере  (л.д.85).

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит дело рассмотреть в её отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования ФИО5 поддержала в полном объеме. Пояснила, что рыночная стоимость приватизируемого объекта, определяемая независимым оценщиком,  должна включать НДС, а применяемый порядок определения суммы НДС  не должен приводить к увеличению этой стоимости на сумму НДС.  При определении налоговой базы по НДС в отношении муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, определяемой на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что  эта стоимость включает НДС,   в связи с этим, НДС по реализуемому муниципальному недвижимому имуществу исчисляется покупателем расчетным методом, если он является налоговым агентом, или продавцом,  без увеличения ее на сумму налога (НДС).   ФИО5 не является налоговым агентом по уплате НДС,  следовательно, не обязана его уплачивать.   Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, не признается объектом налогообложения. Предложение (заявка) о выкупе было подано ФИО5 в конверте, данная заявка  содержала предлагаемую цену и фразу  «в том числе НДС». Департамент признал ФИО5 победителем торгов,  однако, незаконно  увеличил цену объекта на сумму НДС.   Заключенный между сторонами договор купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ  является договором присоединения, поскольку покупатель по договору не имел возможности повлиять на условия данного договора, предлагаемые продавцом. Покупатель мог только согласиться с теми условиями, на которых предлагал заключить договор продавец; условия договора были изложены в типовом договоре купли-продажи, разработанном продавцом, и покупатель мог только договор принять таким, каков он есть (в том числе и оспариваемое условие договора об уплате НДС). Считает, что в соответствии со ст.ст. 2,3 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость не может быть предметом договорных отношений.   Департамент в оспариваемой сделке выступает от имени муниципального образования. Муниципальные образования не являются плательщиками НДС,   которые перечислены в ч.1 ст.143 НК РФ. Покупателем по данному договору купли-продажи объекта муниципальной собственности является гражданин,  не являющийся индивидуальным предпринимателем,  следовательно,  на него также не может распространяться обязанность по уплате НДС, установленная ч.1 ст.143 НК РФ. Просит признать условия п.п.2.1.,2.3. договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными (ничтожными); применить последствия недействительности части данной сделки; взыскать с Департамента в пользу ФИО5 сумму .

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в судебном заседании исковые требования не признает, считает доводы истца необоснованными. В обоснование своих возражений пояснил, что согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ назначение реализованного помещения «торговое», что исключает использование данного помещения для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Департамент осуществляет приватизацию муниципального имущества в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии со ст. 146 НК РФ передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации не является объектом налогообложения. При осуществлении процедуры приватизации спорного объекта в рамках Федерального закона №178-ФЗ, последний находился в составе имущества муниципальной казны. В связи с чем, операция по реализации данного помещения является налогооблагаемой и положения п.п.3 п.2 ст146 НК РФ не применяются. В информационном извещении о продаже объекта, расположенного по , указано на необходимость внесения физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, дополнительной суммы (в виде НДС). На момент заключения договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ № истец возражений по цене имущества не имел, договор подписан сторонами без разногласий, в связи с чем, цена договора сторонами согласована. В соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, счетом-фактурой от ДД.ММ.ГГГГ, книгой продаж за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выпиской с лицевого счета № за ДД.ММ.ГГГГ сумма НДС в размере  перечислена Департаментом в федеральный бюджет. Таким образом, подтверждения доводов истца о том, что его ввели в заблуждение, не имеется. Департамент не является лицом получившим сумму неосновательного обогащения. В связи с чем, Департамент не является надлежащим ответчиком по данному иску. Кроме того, истец не вправе требовать возврата суммы, перечисленной иным лицом. Согласно п. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 (в редакции от 26.01.2010)  оплата имущества производится  в размере предложенной покупателем цены приобретения имущества. Предложенная ФИО6 цена приобретения имущества должна поступать в местный бюджет в размере 100%. Уменьшение указанной цены () на сумму НДС и перечисление этой суммы в бюджет другого уровня приведет к нарушению норм бюджетного законодательства (ст.62 Бюджетного кодекса РФ), так как сумма дохода от продажи муниципального имущества, оставшаяся после такой оплаты НДС, уже не будет составлять 100 %. Таким образом, Департамент (продавец) правомерно предъявил истцу соответствующую сумму налога, истец был об этом уведомлен и возражений при подписании и исполнении Договора купли-продажи не заявлял. Ссылка истца на Закон РФ «О защите прав потребителей» ошибочна, т.к. указанный закон не регулирует правоотношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества. Просит в исковых требованиях ФИО8 отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ИФНС России по Ленинскому району г.Перми требования истца не признает, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указал, что  Инспекция не согласна с доводом истца о том, что приобретая нежилое помещение по адресу: , она являлась физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, соответственно, в соответствии с абз.2 п.3 ст.161 НК РФ обязанность по перечислению НДС сверх цены приобретаемого муниципального имущества у неё отсутствует, на основании следующего. Протокол от ДД.ММ.ГГГГ составлен по итогам продажи муниципального имущества без объявления цены, условия подачи предложений о цене имущества Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми отражены в информационном сообщении, в котором указано, что «предложения о цене приобретения имущества (подается в запечатанном конверте; цена приобретения имущества указывается без учета НДС цифрами и прописью); оплата для покупателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (с учетом НДС, рассчитываемого дополнительно к предложенной цене приобретения), осуществляется в течение 10 дней со дня заключения договора купли-продажи имущества путем перечисления денежных средств на счет продавца». ФИО6 законность проведения итогов продажи муниципального имущества без объявления цены не оспорена, с предложением о цене приобретения имущества в размере  без учета налога на добавленную стоимость была согласна. Таким образом, ФИО6, выступая с предложением цены имущества в размере  изначально знала, что при заключении договора цена приобретаемого имущества с учетом НДС будет составлять , соответственно, ФИО6 неправомерно указывает, что протокол от ДД.ММ.ГГГГ содержит цену приобретения имущества. Полагает, что ссылка на п. 6 ст. 168 НК РФ, п. 13 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ № является несостоятельной. В качестве довода ФИО6 также указывает, что передача в собственность недвижимого имущества произведена в порядке приватизации, в связи с чем, эта операция не облагается НДС на основании п.п.3 п.2 ст.146 НК РФ, поскольку реализация в порядке приватизации имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну муниципального образования, не подлежит налогообложению НДС. С данным доводом Инспекция также не согласна. Согласно п.п.3 п.2 ст.146 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. Ссылка ФИО6 на то, что нежилые помещения в доме № по  находились на балансе МУЖРЭП  в данном случае не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку факт нахождения имущества на балансе МУЖРЭП  не свидетельствует, что данные помещения являются имуществом муниципального предприятия. Из анализа представленных ФИО6 документов, в частности, из технического паспорта на нежилые помещения, следует, что имущество, отраженное в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, не является имуществом муниципального предприятия, выкупаемого в порядке приватизации, собственником нежилых помещений является Администрация города Перми, право собственности подтверждается регистрационным удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, реализация нежилых помещений, отраженных в договоре купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, не является передачей имущества, выкупаемого в порядке приватизации, поэтому проведенная операция не подпадает под действие п.п.3 п.2 ст.146 НК РФ и подлежит налогообложению на общих основаниях. В соответствии со ст.146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Пунктом 3 ст.161 НК РФ установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговыми агентами - покупателями (получателями) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Поскольку физическое лицо не является плательщиком НДС обязанность по перечислению НДС при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну возлагается на Департамент имущественных отношений администрации г. Перми. Платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 перечислила на счета Департамента имущественных отношений администрации г. Перми денежные средства в оплату по договору от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе сумму налога на добавленную стоимость в размере . Департамент, в свою очередь, в целях исполнения своей обязанности в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ исчислил и уплатил НДС в федеральный бюджет. На основании изложенного, Инспекция просит в исковых требованиях истцу отказать в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО5 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что условия подачи предложений о цене имущества отражены Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми в информационном сообщении (л.д.8), в котором указано, что претендент представляет продавцу лично или через своего полномочного представителя: предложение о цене приобретения имущества (подается в запечатанном конверте; цена приобретения имущества указывается без учета НДС цифрами и прописью). Оплата для покупателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (с учетом НДС, рассчитываемого дополнительно к предложенной цене приобретения), осуществляется в течение 10 дней со дня заключения договора купли-продажи имущества путем перечисления денежных средств на счет продавца.

ДД.ММ.ГГГГ подведены итоги продажи муниципального имущества без объявления цены, Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми составлен соответствующий протокол (л.д.9-12). На основании Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 № 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или без объявления цены» покупателем муниципального имущества по лоту № (нежилые помещения общей площадью  на I этаже (номера на поэтажном плане 1-14) жилого дома по адресу: ) признана ФИО6, предложившая цену .

ДД.ММ.ГГГГ департаментом имущественных отношений в адрес ФИО6 направлено уведомление о признании покупателем муниципального имущества (л.д.13).

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми (Продавец) и ФИО6 (Покупатель) по результатам продажи муниципального имущества без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № купли-продажи объекта муниципальной собственности (л.д.14-18), по условиям которого, Продавец продает, а Покупатель приобретает нежилые помещения общей площадью  на 1 этаже (номера на поэтажном плане 1-14) жилого дома, расположенного по адресу:  в соответствии с приложением (пункт 1.1.). Продажная цена Объекта, в соответствии с протоколом об итогах продажи муниципального имущества без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ, определена в размере  с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) (пункт 2.1). Оплата стоимости Объекта без учета НДС в размере  производится в течение 10 календарных дней с момента подписания настоящего договора путем перечисления Покупателем денежной суммы на расчетный счет Продавца (пункт 2.2). Оплата НДС (18%) в размере  производится в течение 10 календарных дней с момента подписания настоящего договора путем перечисления Покупателем денежной суммы (пункт 2.3.).

Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 перечислены на счет Департамента имущественных отношений администрации г. Перми денежные средства по договору купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО6 в размере  (л.д.19).

Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ  перечислены на счет Департамента имущественных отношений администрации г. Перми денежные средства по договору купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО6 сумму налога на добавленную стоимость в размере  (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 выдано свидетельство о государственной регистрации права на нежилые помещения, общей площадью , этаж 1, на поэтажном плане №, по адресу:  (л.д.21).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подана в Департамент имущественных отношений администрации г.Перми претензия, содержащая требование о возмещении убытков - денежных средств в сумме  (л.д.23-24).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми дан ответ на претензию истца об отказе в возврате денежных средств, уплаченных по договору купли-продажи Объекта от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.25-26).

В связи с отказом Департамента имущественных отношений администрации г.Перми удовлетворить претензию, истец обратился в суд с исковыми требованиями о признании условий п.п.2.1, 2.3 договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ о включении в стоимость приобретаемого имущества НДС сверх цены имущества, указанной в заявке на выкуп, недействительными, применении последствий недействительности части сделки и взыскании суммы в размере .

В силу ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №210 утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений администрации г.Перми, в соответствии с которым, основными целями деятельности Департамента являются: осуществление полномочий администрации города Перми по рациональному управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Перми, в том числе муниципальным имуществом, закрепленным за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, находящимся в муниципальной казне, а в части, установленной настоящим Положением, - муниципальным жилищным фондом, земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2.1.1.). Основными задачами Департамента являются организация и проведение торгов в установленной сфере деятельности (пункт 2.2.5.). В сфере приватизации муниципального имущества Департамент обеспечивает процесс приватизации муниципального имущества (пункт 3.2.1.)

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены. Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении. Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты). Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в статье 16 настоящего Федерального закона. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц. Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Положениями Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в качестве обязательной нормы, регулирующей установление цены отчуждаемого имущества, включение суммы налога на добавленную стоимость в цену договора не предусмотрено.

Уплата и возмещение налога на добавленную стоимость регулируется нормами главы 21 Налогового кодекса РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Пунктом 2 статьи 146 НК РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. В данный перечень включены: передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации; выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (п.п. 3, 4 п.2 ст.146 НК РФ).

Операции по реализации государственного и муниципального имущества, не входящего в состав имущественного комплекса государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, в перечне, указанном в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не предусмотрены. Кроме того, данные операции не приведены в ст.149 НК РФ, которой установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Учитывая вышеизложенное, операции по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями, учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

  Кроме того, в силу п.1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В информационном извещении о продаже объекта, расположенного по , указано на необходимость внесения покупателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, дополнительной суммы (в виде НДС), рассчитываемой дополнительно к предложенной цене приобретения объекта (л.д.8, оборот).

Абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно пункта 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса.

Доводы истца о том, что передача в собственность недвижимого имущества ФИО6 произведена в порядке приватизации, в связи с чем, данная операция не облагается НДС на основании п.п.3 п.2 ст.146 НК РФ, суд считает несостоятельной.

Из анализа представленных суду документов, следует, что имущество, отраженное в договоре купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, не является имуществом муниципального предприятия, выкупаемого в порядке приватизации, собственником нежилых помещений является Администрация города Перми, право муниципальной собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.95). На основании приказа Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено право оперативного управления муниципального учреждения «Содержание муниципального имущества» на нежилое помещение на первом этаже общей площадью  (комнаты № по техническому паспорту) жилого дома по ; данный объект включен в состав имущества муниципальной казны (л.д.97). Следовательно, реализация нежилых помещений, отраженных в договоре купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, не является передачей имущества, выкупаемого в порядке приватизации, поэтому проведенная операция не подпадает под действие п.п.3 п.2 ст.146 НК РФ и подлежит налогообложению на общих основаниях.

Нежилое помещение реализовано физическому лицу на основании договора купли-продажи, из которого следует, что объект передается в соответствии с проведенным аукционом, а не по программе приватизации, цена объекта указана с учетом НДС, а продавец обязан исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В обоснование своих требований о том, что платежи по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № произведены ФИО6, истцом представлены: договор № займа денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО6 и ; соглашение о зачете взаимных требований от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между ФИО6 и , в соответствии с которым,  уплатила сумму в размере  за ФИО6 в счет оплаты НДС по договору купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ; договор № займа денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО6 иФИО1; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении обязательств по договору займа № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между ФИО6 и ФИО1, в соответствии с которым, ФИО1 уплатил сумму в размере  за ФИО6 в счет оплаты стоимости покупки нежилого помещения по договору купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку имущество было реализовано физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, т.е. не являющимся плательщиком НДС, следовательно, обязанность по перечислению НДС при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну возлагается на Департамент имущественных отношений администрации г.Перми. В силу абз.2 п.3 ст.161 НК РФ данная покупка облагается налогом на добавленную стоимость.

В свою очередь, Департамент имущественных отношений администрации г.Перми в целях исполнения своей обязанности в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации исчислил и уплатил НДС в федеральный бюджет, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, счетом-фактурой № от ДД.ММ.ГГГГ, книгой продаж за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выпиской с лицевого счета № за ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50,51,52,53).

У суда отсутствуют основания для удовлетворения иска ФИО5 о признании условий п.п.2.1, 2.3 договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктами 1 и 2 статьи 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

На основании ст.180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

С учетом положений статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Согласно пункта 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549 (в редакции от 26.01.2010),  предусмотрено, что  договор купли-продажи имущества должен содержать все существенные условия, предусмотренные для таких договоров Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Оплата имущества производится в размере предложенной покупателем цены приобретения имущества. Единовременная оплата имущества осуществляется в течение 10 дней со дня заключения договора купли-продажи имущества.

Информационное сообщение о продаже муниципального имущества без объявления цены, представленное в материалы дела, соответствует требованиям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Истец на момент заключения договора купли - продажи № от ДД.ММ.ГГГГ возражений по цене имущества не имела, договор подписан сторонами без разногласий, в связи с чем, цена договора сторонами была согласована.

ФИО6 законность проведения итогов продажи муниципального имущества без объявления цены не оспорена, порядок продажи муниципального имущества без объявления цены на момент заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ покупателю был известен. В данном случае, ДД.ММ.ГГГГ с предложением о цене приобретения имущества в размере  выступил именно покупатель ФИО6 При этом, предложение подается покупателем в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты). Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Доказательств иного со стороны истца суду на день рассмотрения дела не представлено.

Учитывая положения Бюджетного законодательства, согласно которым, к неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных (абз.3 п.3 ст.41 Бюджетного кодекса РФ). Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов (ч.1 ст.62 Бюджетного кодекса РФ).

Проанализировав вышеуказанные нормы действующего законодательства, предложенная ФИО6 цена приобретения имущества должна поступить в местный бюджет в размере 100%.

Из анализа представленных суду доказательств, следует, что ФИО6, выступившей с предложением цены имущества в размере , было известно, что при заключении договора купли-продажи цена приобретаемого имущества с учетом НДС будет составлять . Информация об уплате покупателем НДС имеется в материалах дела.

Доводы представителя истца о том, что предложение (заявка) о выкупе было подано ФИО5 в конверте и данная заявка содержала предполагаемую цену и фразу «в том числе НДС», несостоятельны, опровергаются материалами дела, а именно: предложением ФИО6 о цене приобретения, адресованным продавцу – Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми, содержащим только предлагаемую цену приобретения в размере .

В материалы дела также представлены заключение № по экспертизе и отчет об оценке № «Об определении рыночной стоимости объекта оценки: встроено-пристроенных нежилых помещений в количестве 11 шт.» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки – встроенных нежилых помещений общей площадью  на 1 этаже 5-этажного жилого дома, расположенного по адресу:  составляет  (л.д.99-108,109-129).

Доводы представителя истца о том, что рыночная стоимость приватизируемого объекта, определяемая независимым оценщиком, должна включать НДС, а применяемый порядок определения суммы НДС не должен приводить к увеличению этой стоимости на сумму НДС несостоятельны. Ссылка на отчет и рыночную стоимость спорного объекта в размере  незаконна, так как отчет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен для проведения аукциона, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, который, в свою очередь, не состоялся, что подтверждается информационным сообщением о продаже объекта без объявления цены, опубликованным в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования города Перми от 08.10.2010 №77 (л.д.31-33). В соответствии с положениями ст.24 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки, во внимание не принимается.

На основании изложенного, п.п.2.1, 2.3 договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ о включении НДС в стоимость приобретаемого имущества не противоречат действующему законодательству. Оснований для удовлетворения исковых требований о признании этого договора недействительным в части (ст.168 ГК РФ) и применении последствий недействительности сделки у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми, третье лицо – ИФНС по Ленинскому району г.Перми о признании условий п.п.2.1, 2.3 договора купли-продажи объекта муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ о включении в стоимость приобретаемого имущества НДС сверх цены имущества, указанной в заявке на выкуп, недействительными, применении последствий недействительности части сделки и взыскании суммы в размере  отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: