ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5800/20 от 30.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-943/2021
03RS0004-01-2020-006664-60

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Уфа 30 марта 2021 года

Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего - судьи Касимова А.В.,

при секретаре судебного заседания - Игнатьевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2021 года,

гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

установил:

ФИО1 (далее - ФИО1, истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Администрация ГО г. Уфа РБ, Минземимущество РБ, ответчики) о признании незаконной и отмене в отношении земельного участка истца с кадастровым номером , постановление Главы Администрации ГО г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ и исключении его из зарезервированных земель. Возложении обязанности на управление земельных и имущественных отношений г. Уфы согласовать межевой план по уточнению границ участка от ДД.ММ.ГГГГ. Внести изменения в ЕГРН относительно исправления реестровой ошибки (конфигурация участка) (ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ). При знать право собственности на земельный участок с кадастровым номером за ФИО1

В обоснование исковых требований указано, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенного ФИО2, нотариусом государственной нотариальной конторы Башкирской АССР ДД.ММ.ГГГГ за истец приобрела в собственность 1/2 доли на индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 41.4 кв.м., полезной площадью 33,4 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 380 кв.м., другая доля принадлежала ФИО3 Поскольку площадь указанного выше дома недостаточна для проживания двух семей и дом был ветхим, истец и ФИО3 решили снести дом и построить два отдельно стоящих новых дома. Истец со своей семьёй построила с 1991-1998 годы новый дом, в 2007 году баню, гараж и узаконили все решения Ленинского районного суда г. Уфы, ДД.ММ.ГГГГ. Также поделили земельный участок на 2 отдельных участка и поставили на кадастровый учёт. Все межевые работы по разделу участка выполнили специалисты управления земельных и имущественных отношений. Истцу достался земельный участок с кадастровым номером , площадью 195 кв.м., категории земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную. Спора по поводу пользования земельным участком между ними нет и с другим граничащим соседом по поводу границ участка спора нет. Сейчас стал вопрос оформления собственности на земельный участок и выяснилось, что вся земля, площадью 195 кв.м., соответственно и дом площадью 127,1 кв.м., из письма Главного управления архитектуры и градостроительства /ПР от ДД.ММ.ГГГГ расположены на территории общего пользования в границах красных линий проектируемой улицы. Красные линии на данную территорию установлены в составе проекты планировки жилого района Нижегородка в Ленинском и Советском районах ГО г. Уфа, утверждённого постановлением главы администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ) и к тому же работа по межеванию (определение координат земли и дома и надворных построек, выполненная специалистами горкомзема оказалась ошибочной. Ошибки реестровые свои исправить специалисты горкомзема не захотели (предоставили в ЕГРН неправильную конфигурацию участка, а соответственно и неточные координаты участка), межевой план, который заказала в последующем по поводу уточнения границ, управление земельных и имущественных отношений категорически не желает согласовать злоупотребляя своим правом. На исправление допущенных ошибок со стороны специалистов горкомзема для уточнения границ истец нанял независимого кадастрового инженера ФИО4, являющегося членом СРО КИ Ассоциация «СРО КИРУ и П» (уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ ). Сведения о СРО КИ Ассоциация «СРО КИРУ и П» содержатся в государственном реестре СРО КИ (уникальный номер реестровой записи от1 ДД.ММ.ГГГГ) и выяснилось, что специалисты горкомзема некачественно и недобросовестно выполнили межевое дело. Из заключения независимого кадастрового инженера следует, что: после проведения горизонтальной геодезической съёмки – фактическая площадь земельного участка с КН по границам капитального забора, установленного в 1991 году не изменилась и составила 195 кв.м. Несоответствие конфигурации земельного участка сведениям ЕГРН является весомым аргументом о наличии реестровой ошибки: - порядка её исправления в сведениях ЕГРН. В ходе выполнения кадастровых работ выявлено: в указанном межевом деле сведения о местоположении характерных точек границ указаны с ошибкой, связанной с неточностью в привязке к опорно-межевой сети, так как все работы были произведены в камеральных условиях без выезда на местность. Схема геодезических построений местоположение точек были установлены с ошибкой не в соответствии с существующими. Вследствие этого часть земельного участка не была должным образом постановлена на кадастровый учёт. По этой причине в границы образуемого земельного участка ошибочно не была включена территория занимаемая жилым домом, общей площадью 127,1 кв.м., адрес объекта капитального строительства: <адрес>. Данный объект капитального строительства построен и используется в своих границах с 1991 года, но не был поставлен на учёт должным образом. Неучтённая часть земельного участка расположена в границах учтённого. Фактически земельный участок с учётом не учтённой части используется с 1991 года. Данный факт подтверждают и сведениями ГКН, а именно ОКСы с инвентарным номером 21556 расположенные в границах уточняемого участка. Данный факт подтверждает технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный территориальным участком г. Уфы «ГУП БТИ», где указан год постройки дома как 1991, что подтверждает фактическое пользование земли более 15 лет. Исходя из изложенного выше, в сведениях ЕГРН по земельному участку с КН имеется реестровая ошибка. Из письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок истца с кадастровым номером по <адрес> дом, то есть вся застроенная площадь на основании постановления главы администрации городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ расположены в границах красных линий и являются территорией общего пользования, так как огорожен под жилой дом и неограниченный круг лиц им беспрепятственно не пользуется. Такое положение дел (резервирование и установление красных линий на её земельном участке и прохождение красных линий по дому, бане) считает противоправным, ущемляющим его право на собственность незаконным, а соответственно и постановление главы Администрации городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ в отношении её земельного участка с кадастровым номером и его дома, в части, касающейся его земельного участка. Далее, истец указала, что дом вместе с земельным участком приобретён в 1988 году и уже 32 года непрерывно владеет им.

Истец и её представитель по устному ходатайству ФИО5 исковые требования поддержали в полном объёме.

От Администрации городского округа г. Уфы и третьих лиц Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфы, Управление Росреестра по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле материалам, достаточным для вынесения решения по существу.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости.

В силу статьи 39 ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим ФЗ порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.

Согласно части 1 статьи 40 указанного выше федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи.Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч. 4).

Из материалов дела следует, что истец является собственником жилого дома на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой дом расположен на земельном участке площадью 195 кв.м., под кадастровым номером , представленном под индивидуальную жилую застройку.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением об уточнении границ земельного участка.

В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земли в собственность было отказано с мотивировкой, что земельный участок находится в границах красных линий.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В рассматриваемом случае основанием отказа в предоставлении заявителю земельного участка в собственность, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан указало на то, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.

В статье 9 Градостроительного кодекса РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2-4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Как следует из содержания ответа Главного управления архитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, и прилагаемой к указанному ответу схемой расположения испрашиваемого истцами земельного участка с кадастровым номером , земельный участок расположен на территории общего пользования в границах красных линий. Красные лини на данную территорию утверждены постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в составе проекта планировки жилого района <адрес>.

Проект планировки жилого района «Нижегородка» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, опубликован на сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в установленном порядке, не оспорен и не признан недействующим.

При наличии указанных документов территориального планирования у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Вместе с тем, в силу положений статьи 45 Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ на сегодняшний день предельные минимальные размеры земельных участков для индивидуальных жилых домов составляют 0,6 га.

Размер спорного земельного участка составляет 195 кв.м. или 0,195 га, что меньше минимального размера земельных участков, установленных правилами статьи 45 указанных выше правил.

Признание права собственности на земельный участок таким образом невозможно.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок не имеется, а потому исковые требования подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, утверждении межевого плана отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы.

Судья Касимов А.В.