ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5805 от 01.12.2011 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-5805/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2011 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёвой И.В. при секретаре Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ею составлен проект объекта капитального строительства - административно-офисного здания по адресу:  ЦАО города Омска.

Для получения разрешения на строительство она обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с соответствующим заявлением. 14.10.2011 года заявителем был получен отказ в выдаче разрешения в связи с отсутствием положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Полагает, что проект не требует проведения государственной экспертизы, поскольку подпадает под действие подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Просила суд признать незаконным отказ заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, требования поддержал. Пояснил суду, что положениями ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда не требуется проведение государственной экспертизы проектной документации.

К таким случаям относятся: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьёй 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьёй 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Объект, который намерена возводить заявитель, состоит их трёх очередей. Спора по второй очереди нет. Первая и третья очереди состоят из двух надземных и одного подземного (цокольного) этажа.

Пунктом 8 Правил подсчёта общей, полезной и расчётной площадей, строительного объёма, площади застройки и этажности общественного здания СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» установлено, что при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

Таким образом, проведение государственной экспертизы объекта не требуется.

В судебном заседании представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска ФИО3, действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала, указала, что разрешение на строительство выдаётся на основании предоставляемых заявителями документов, комплектность которых установлена положениями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Одним из документов, предоставляемых для получения разрешения на строительство, является положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Такое заключение представлено не было.

Кроме того, заявитель обращалась в Госжилстройнадзор Омской области с целью получения разъяснений по вопросу необходимости получения заключения государственной экспертизы. Ей было разъяснено, что для строительства первой и третьей очередей требуется проведение государственной экспертизы.

Представитель Госжилстройнадзора Омской области, привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, представил отзыв. В отзыве пояснил, что ссылка заявителя на СНиП 31-06-2009 несостоятельна, поскольку необходимо разграничивать различные понятия «этажность» и «количество этажей».

Этажность может отличаться от количества этажей возводимого или возведённого объекта.

Например, при возведении фактически трёх этажей, этажность здания может быть два, поскольку цокольный этаж не будет учитываться при её определении. Положения ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации указывают не на этажность объекта, а на количество этажей.

Количество этажей первой и третьей очереди объекта заявителя составляет 3. Таким образом, необходимо получение заключения государственной экспертизы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В соответствии с п. 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утверждённого Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 года № 396 - п «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска», к функциям департамента относится, в том числе, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства за исключением объектов индивидуального жилищного строительства или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В судебном заседании установлено, что 05.10.2011 года ФИО1 обратилась в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство 1 очереди административно-офисного здания по  /л.д./.

Письмом от 14.10.2011 года ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство, в том числе по причине отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации /л.д. 5/.

В соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

правоустанавливающие документы на земельный участок;

градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство департаменту архитектуры и градостроительства по правилам ст. 51 ГрК РФ надлежало проверить наличие документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствие проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции.

При проведении проверки выяснилось, что отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Факт отсутствия заключения государственной экспертизы проектной документации представителем заявителя не оспаривается.

В соответствии с положениями ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Из отзыва представителя Госжилстройнадзора Омской области следует, что государственная экспертиза проектной документации требуется для первой и третьей очередей административно офисного здания по .

При этом, указано, что понятие «количество этажей» и «этажность» не равнозначны.

В соответствии с Положением о Главном управлении жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы в Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 26.05.2009 года № 42 «О создании Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области», Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области государственный строительный надзор, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Вышеуказанным органом по обращению заявителя было сообщено о необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации первой и третьей очередей административно-офисного здания по  /л.д. 14-18/.

В статье 49 ГрК РФ указано на количество этажей.

В соответствии с п. 8 Правил подсчёта общей, полезной и расчётной площадей, строительного объёма, площади застройки и этажности общественного здания СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

Таким образом, в указанном заявителем СНиП 31-06-2009 используется понятие этажность, которое применяется при определении надземной части объекта капитального строительства.

С учётом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что понятие - количество этажей, используемое в ГрК РФ, и понятие этажности, используемое в СНиП 31-06-2009, идентичными не являются. Количество этажей строящегося объекта для применения положений ст. 49 ГрК РФ не может определяться согласно СНиП 31-06-2009.

Кроме того, ссылка заявителя на положения ст. 1 ГрК РФ, в которой понятие количество этажей и этажность указывались как равнозначные, несостоятельна. С августа 2011 года п. 14 ст. 1 ГрК РФ изложен в новой редакции, в которой понятие этажность отсутствует.

Поскольку к заявлению ФИО1 не было приложено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, департамент архитектуры и градостроительства обоснованно отказал в выдаче разрешения на строительство административно - офисного здания по .

При этом, суд учитывает, что ФИО1 просила выдать разрешения только на 1 очередь административно - офисного здания по .

Доводы представителя заявителя о том, что по правилам ст. 51 ГрК РФ в случае, если не требуется в соответствии со ст. 49 ГрК РФ положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, заявитель не должен предоставлять документов, свидетельствующих об отсутствии необходимости проведения государственной экспертизы, опровергаются п. 23 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Из отмеченного пункта следует, что в случае поступления заявления о проведении государственной экспертизы проектной документации, государственная экспертиза по которой не требуется, документы возвращаются заявителю.

Однако, возврат документов заявителю не осуществлялся.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство первой очереди административно - офисного здания по  отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней.

Судья