Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 ноября 2016 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Стиба Л.Н., при секретаре О Л.В., с участием: прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности установить на транспортное средство тахограф,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» возложении обязанности установить на транспортное средство тахограф, указав в обоснование заявленных требований, что Хабаровской транспортной прокуратурой в июне 2016 года в Дальневосточной дирекции аварийно-восстановительных средств Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» проведена проверка исполнения законодательства об охране труда.Проверкой установлено, что Восстановительным поездом станции Хабаровск-2 Дирекции аварийно-восстановительных средств Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в соответствии с Положением о восстановительных поездах железных дорог ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р, в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» эксплуатируется транспортное средство НЕФАЗ-4208-11-13 (автобус специализированный), идентификационный номер <***>, год изготовления 2011 при отсутствии тахографа.
Полагает, что эксплуатация вышеуказанного транспортного средства не отвечает требованиям охраны труда, безопасности дорожного движения, что создает угрозу для жизни и здоровья водителей, работников ОАО «РЖД», создает угрозу безопасности дорожного движения и может повлечь дорожно- транспортные происшествия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на изложенное, просил обязать ОАО «РЖД» в лице филиала «Дальневосточной железная дорога» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить тахограф на транспорте средство НЕФ АЗ-4208-11-13 (автобус специализированный), идентификационный номер №, год изготовления 2011.
В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании требования не признала, в обоснование возражений указав на то, что в Приложении № Приказа Минтранса № (в редакции приказа Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ№, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что тахографами оснащаются транспортные средства, за исключением, в частности, специальных транспортных средств.На основании паспорта транспортного средства <адрес> тип спорного транспортного средства НЕФАЗ-4208-11-13 - автобус специальный. Данный автобус предназначен для аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий схода подвижного состава. Спорное транспортное средство оснащено гидравлическим оборудованием АВСО-ЗО (аварийно-спасательное оборудование), резательным, накатным оборудованием (накатные башмаки, тросы), предназначенным для постановки на железнодорожный путь сошедшего состава.В соответствии с техническим паспортом транспортного средства <адрес> автобус специальный НЕФАЗ-4208-11-13 имеет 17-тизначныйидентификационный номер №, шасси спорного транспортного средства имеют номер Х№RB2396397.
Поскольку Приложение № Приказа Минтранса № (в редакции приказа Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ№) не предусматривает оснащение тахографами специальных транспортных средств, обязанность по оснащению тахографом транспортного средства НЕФАЗ-4208-11-13 (автобус специальный), идентификационный номер №, год изготовления 2011 у ОАО «РЖД» отсутствует.
Ссылаясь на изложенное, просила в удовлетворении исковых требований Хабаровского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
При этом, согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования и контроля их работы», требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы», утвержден Порядок оснащения транспортных средств тахографами.
В соответствии п. 2 Порядка, настоящий Порядок применяется к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
Тахограф - контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Использование тахографов осуществляется: водителями - в целях регистрации и учета режимов труда и отдыха; транспортными предприятиями - в целях контроля за соблюдением водителями режимов труда и отдыха; контролерами - в целях контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, что предусмотрено п. 1 приложения № к приказу Минтранса России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Как установлено в п. 3 указанного Порядка, оснащение тахографами транспортных средств, производится:автобусов категорий М 2 и М 3, используемых для перевозки пассажиров, - до ДД.ММ.ГГГГ;
транспортных средств категорий N 2, N 3, используемых для перевозки опасных грузов, - до ДД.ММ.ГГГГ;
транспортных средств категории N 3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, - до ДД.ММ.ГГГГ;
транспортных средств категории N 3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до ДД.ММ.ГГГГ;
транспортных средств категории N 2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до ДД.ММ.ГГГГ;
транспортных средств категорий N 2, N3, M 2 и M 3, оснащенных организациями - изготовителями транспортных средств до ДД.ММ.ГГГГ техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР <1>, Женева, ДД.ММ.ГГГГ), - до ДД.ММ.ГГГГ;
транспортных средств категорий N 2, N3, M 2 и M 3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <1>, - до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 3 Устава открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, общество является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и настоящего устава.
Пункт 23 Устава ОАО «Российские железные дороги» определяет, что общество может в установленном порядке создавать как в Российской Федерации, так и на территории других государств филиалы и открывать представительства. Создание филиалов и открытие представительств (кроме предусмотренных в приложении к настоящему уставу), а также ликвидация всех без исключения филиалов и представительств общества осуществляется по решению совета директоров общества на основании представления правления общества или президента общества. Филиалы и представительства действуют в соответствии с утвержденными президентом общества положениями об указанных подразделениях.
Хабаровской транспортной прокуратурой в июне 2016 года проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в Хабаровской механизированной автобазе – структурном подразделении Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги».
Проверкой установлено, что Восстановительным поездом станции Хабаровск-2 Дирекции аварийно-восстановительных средств Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в соответствии с Положением о восстановительных поездах железных дорог ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р, эксплуатируется транспортное средство НЕФАЗ-4208-11-13 (автобус специальный), идентификационный номер №, год изготовления 2011 при отсутствии тахографа.
Право собственности ОАО «Российские железные дороги» на транспортное средство бортовой НЕФАЗ-4208-11-13 (автобус специальный), идентификационный номер <***>, год изготовления 2011, подтверждается также представленным в материалы дела паспортом транспортного средства № <адрес>.
В соответствии с приложением № к приказу Минтранса России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», транспортное средство НЕФАЗ-4208-11-13 (автобус специальный), относится к категории N М3 как транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3).
При таких обстоятельствах, в судебном заседании установлено, что транспортное средство НЕФАЗ-4208-11-13, идентификационный номер <***>, год изготовления 2011, эксплуатируется в нарушение требований ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» при отсутствии тахографа.
Как установлено ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В связи с чем требования Хабаровского транспортного прокурора об обязании ОАО «Российские железные дороги» установить тахограф на транспортное средство НЕФАЗ-4208-11-13, идентификационный номер <***>, год изготовления 2011, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования, осуществлении технологических процессов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
При таких обстоятельствах суд признает обоснованными также доводы прокурора о том, что эксплуатация транспортного средства НЕФАЗ-4208-11-13, идентификационный номер <***>, год изготовления 2011, нарушает требования безопасности дорожного движения, обеспечение условий и охраны труда, правила эксплуатации автотранспортного средства, что может привести к аварийной ситуации, в том числе причинению вреда жизни и здоровью людей, нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц
Поскольку, эксплуатация транспортного средства НЕФАЗ-4208-11-13, идентификационный номер <***>, год изготовления 2011, не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, что создает угрозу для жизни и здоровья водителей автомобиля, создает угрозу безопасности дорожного движения и может повлечь дорожно-транспортные происшествия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, суд полагает исковые требования ОАО «РЖД» по установлению тахографа обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что поскольку Приложение № Приказа Минтранса № (в редакции приказа Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ№) не предусматривает оснащение тахографами специальных транспортных средств, обязанность по оснащению тахографом транспортного средства НЕФАЗ-4208-11-13 (автобус специальный), идентификационный номер №, год изготовления 2011 у ОАО «РЖД» отсутствует, судом отклоняются как необоснованные, поскольку судом установлено и из ответа УМВД России по <адрес> следует, что в перечень транспортных средств подпадающих под исключение указанное транспортное средство не входит.
В судебном заседании стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что транспортное средство является передвижной лабораторией и мастерской; предназначено для выполнения специальных функций, длявыполнение которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «Российские железные дороги» должно быть исполнено решение суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить тахограф на транспортное средств НЕФАЗ-4208-11-13, (автобус специальный) идентификационный номер <***>, 2011 года изготовления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Дата принятия решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Стиба Л.Н.