ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-580/11 от 31.03.2011 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

                                                                                    Фрунзенский районный суд города Саратова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Фрунзенский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 - 580\ 11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31.03.2011г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Колчиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Товариществу собственников жилья - 2 Фрунзенского района г. Саратова о признании незаконным решения общего собрания членов Товарищества собственников жилья - 2 Фрунзенского района г. Саратова от 29.07.2010г.,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику и просят суд признать решение общего собрания членов Товарищества собственников жилья № 2 Фрунзенского района г.Саратова (далее по тексту ТСЖ - 2) от 29.07.2010г., проведенного голосованием посредством опроса, незаконным по всем вопросам, поставленным на голосование. Признать незаконным решение общего собрания членов ТСЖ- 2 от 29.07.2010г. в части повышения тарифов на содержание и ремонт жилья, установления тарифа на создание резервного фонда. В соответствии со ст. 11 ЖК РФ возложить на ТСЖ-2 обязанность восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права. Обязать произвести перерасчет платы в соответствии с размерами тарифов, действовавших до нарушения права. Возместить истцам расходы по государственной пошлине в размере 200 руб. за счет членов правления ТСЖ-2, в том числе председателя ТСЖ-2 ФИО4 По тем основаниям, что 29.07.2010г. ТСЖ-2 провело общее собрание членов товарищества голосованием посредством опроса. Результаты собрания оформлены решением от 29.07.2010г., в повестку собрания включены следующие вопросы: - утверждение отчета ревизионной комиссии об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ-2 за 2009 г. - п. 3 повестки собрания; - утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-2 на 2010г. - п.4 повестки; - установление размера обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома с 01.08.2010г.- п.5 повестки; - создание специального фонда товарищества (аварийно-резервный) ежемесячно в размере 0,10 рублей с кв. м. общей площади квартиры. (ЖК РФ ст.145 п.5)- п. 3 повестки. Указывают, что о проведении собрания и принятом решении о повышении тарифов доведено до сведения собственников жилья, в том числе членов товарищества. 09.08.2010г. в счетах на оплату коммунальных услуг за июль и август 2010г., об установлении обязательного платежа - создание резервного фонда в счетах за сентябрь 2010г. В счетах, начиная с августа 2010г. до даты обращения в суд тариф на содержание жилья и текущий ремонт были повышены по каждому дому в ТСЖ-2 в разных размерах. Указывают, что по дому, расположенному по адресу:  тариф на содержание жилья увеличен с 6,54 до 7,36, на текущий ремонт с 1,26 до 2,06; по дому, расположенному по адресу:  тариф на содержание жилья увеличен с 6,90 до 8,52, на текущий ремонт с 1,57 до 3,38. Считают, что проведение голосования посредством опроса по вопросам повестки собрания проведено с существенным нарушением норм материального права по следующим основаниям. Избрание правления, установление обязательных платежей, создание специальных фондов, утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана входит в исключительную компетенцию общего собрания членов ТСЖ, которое должно проводиться в общеустановленном порядке, в четко назначенное время и месте с одновременным участием членов товарищества при соблюдении кворума. Данное требование закона к порядку проведения собрания установлено ст. 145 ЖК РФ и п.3 ст.146 ЖК РФ, ст.45 ЖК РФ и соответствует п.2, п.3 ст.145, п.п. 4 и 5 ст.146, п.1ст.147 ЖК РФ. Данное обстоятельство подтверждается также тем, что согласно п.6 ст.146 ЖК РФ голосование посредством опроса проводится в зависимости от вида помещения и решаемых вопросов, что исключает голосование по вопросам, перечисленным в п.2 ст.145 ЖКРФ. Исходя из толкования данной нормы закона в Уставе должны быть четко прописаны вопросы, по которым проводится голосование посредством опроса, за исключением вопросов, перечисленных в п.2 ст.145 ЖК РФ, предусмотрен порядок проведения голосования в зависимости от вида помещения и решаемых вопросов. В Уставе механизм голосования посредством опроса не прописан. Требование ЖК РФ к форме проведения собрания по вопросам, перечисленным в п.2.ст. 145 ЖК РФ, которые подлежат рассмотрению только на общем собрании членов товарищества, но не голосованием посредством опроса, двоякому толкованию не подлежит. Согласно п.3 ст. 146 ЖК РФ общее собрание членов товарищества (голосование посредством опроса) правомочно, если на нем присутствуют (приняли участие в голосовании) более половины членов товарищества или их представителей. При этом, п.3 ст.145 ЖК РФ, на который делается ссылка в п.3 ст. 146 ЖК РФ, устанавливает требование, что члены товарищества, которые приняли участие в голосовании (или присутствовали на собрании) и которых должно быть более 50-ти % от количества членов ТСЖ должны еще при этом обладать более 50% голосов от общего количества голосов, принадлежащих членам товарищества, определяемых в квадратных метрах. Указанные требования распространяются, соответственно, и на проведение голосования посредством опроса. Таким образом, при проведении собрания должно быть соблюдено два условия: - на собрании должно присутствовать (участвовать в голосовании) более половины членов ТСЖ; - присутствующие на собрании члены товарищества должны обладать более 50% голосов от общего числа голосов членов товарищества в кв.м. Считают, что при проведении голосования посредством опроса 29.07.2010г. требование закона (п.3 ст. 146 ЖК РФ) не соблюдено. Кворум по количеству членов ТСЖ-2, принявших участие в голосовании, не соблюден. Согласно решения собрания от 29.07.2010г. в голосовании приняли участие менее 50% членов ТСЖ - 2, что подтверждается протоколом собрания от 29.07.2010г. Не соблюден кворум и по количеству голосов членов ТСЖ, присутствовавших на собрании, чем нарушено требование п.3 ст.45 ЖК РФ. Решение собрания от 29.07.2010г. по количеству голосов содержит недостоверные сведения. Именно поэтому ТСЖ-2 уклоняется от представления документов по собранию и не принимает заявления собственников о представлении документов. Является незаконным установление в одном ТСЖ по каждому дому в отдельности тарифов на содержание и ремонт жилья в разных размерах. В соответствии с п.2 ст. 145 ЖК РФ установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к компетенции общего собрания товарищества собственников жилья. В соответствии с п.3 ст. 154 и п.п. 1 и 2 ст.39 ЖК РФ собственники помещений несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества. Обязанность по содержанию и ремонту общего имущества возлагается на собственников также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 (далее по тексту - Правила). Исходя из положения п.31 Правил размер платы на содержание и ремонт жилья принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В п.31 Правил указано, что размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Указанное требование соответствует ст. 135 ЖК РФ, согласно которой товарищество собственников жилья является единой организационной формой, представляющей собой объединение собственников жилья по управлению жилым фондом. Поэтому в ТСЖ-2 в соответствии с Правилами должны быть установлены тарифы на содержание и ремонт жилья в одинаковом размере для всех домов. Установление размера обязательных платежей предполагает установление определенной денежной суммы ее структуры и порядка исчисления (п.31 Правил), о чем должно было быть доведено до каждого члена товарищества в уведомлении о проведении голосования либо в опросных листах. Как следует из содержания протокола общего собрания от 29.07.2010г. и опросных листов на повестку дня общего собрания пятым пунктом поставлен вопрос об утверждении права на установление обязательных платежей, а не установление конкретного размера платежей. Отсутствие в опросном листе конкретной суммы платежей является незаконным. Считают, что нарушением прав собственников жилья установление разных размеров тарифов на содержание и ремонт жилья по каждому дому на основании аудиторского заключения. Вопрос о проведении аудита и оплата по его проведению на рассмотрение общего собрания членов товарищества в 2009 -2010 г.г. не выносился. Указанное является нарушением ст. 145 ЖК РФ. Подтверждается данное обстоятельство отсутствием указанных расходов в годовом плане о финансовой деятельности, доведенном до сведения членов товарищества. Указывают, что при проведении собрания не соблюдены требования п. 1 ст. 146 ЖК РФ, в соответствии с которым о проведении собрания правление обязано было уведомить каждого члена товарищества. В адрес истцов по делу уведомления о проведении собрания не направлялись. Все доказательства в совокупности свидетельствуют о существенных нарушениях требований ЖК РФ и являются основанием для признания проведенного ТСЖ-2 голосования посредством опроса 29.07.2010г. незаконными. Истцы по делу считают, что указанные выше существенные нарушения законодательства являются основанием для признания решения общего собрания членов ТСЖ-2 незаконным, нарушающим конституционные права членов ТСЖ и собственников жилья, жилищного законодательства.

При рассмотрении дела по существу истцы уточнили свои исковые требования и просят суд признать решение (протокол) общего собрания членов ТСЖ-2 от 29.07.2010г. незаконным. Признать незаконным установление структуры тарифа на содержание жилья согласно прилагаемого расчета. Признать незаконным выделение из структуры тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО тарифа на электроснабжение мест общего пользования, тарифа на обслуживание теплоприборов. Признать незаконным выставление в счетах на оплату услуг и начисление ТСЖ-2 отдельной строкой платы за оказание услуг по вывозу ТБО с 1 апреля 2008г. по июль 2010г., платы за электроснабжение мест общего пользования с 1 апреля 2008г. по февраль 2011г., обслуживание теплоприборов с 1 июня 2009г. по февраль 2011г. Обязать ТСЖ-2 восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права и пресечь действия, нарушающие это право, возложив обязанность произвести перерасчет сумм, оплаченных за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права, т.е. до 1 апреля 2008г. Обязать произвести перерасчет стоимости услуг с 1 января 2008 года по февраль 2011г. включительно согласно представленным расчетам по домам, находящихся по адресу: . Пресечь действия ТСЖ-2 по незаконному начислению обязательных платежей, наложив запрет на действия по выставлению в счетах на оплату услуг тарифов, не утвержденных общим собранием членов ТСЖ-2 в соответствии с требованиями ст.45,145.146 ЖК РФ, выведению в нарушение законодательства из структуры тарифа на содержание жилья оплаты стоимости услуг по электроснабжению мест общего пользования и обслуживанию теплоприборов. По тем основаниям, что принятым решением суда от 15.10.2008г. по делу № 2 -1587/08, оставленным в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26.11.2008г., было признано незаконным решение общего собрания ТСЖ-2 от 28.03.2008г., которым повышен размер тарифов на содержание и ремонт жилья с 1 апреля 2008г. Считают, что все последующие решения собраний, проведенных ТСЖ-2 голосованием посредством опроса, которыми было принято решение с формулировкой «о подтверждении тарифа на содержание и ремонт жилья, установленных на основании решения общего собрания от 26.11.2008г.». которое признано судом незаконным, являются также незаконными. Таким образом, исчисление платы за содержание и ремонт жилья ТСЖ-2 должно было производиться по тарифам, действовавшим до 1 апреля 2008 года. Считают, что ТСЖ-2 обязано пересчитать суммы, взысканные с собственников жилья с 1 апреля 2008г. на дату вынесения судом решения по настоящему делу согласно прилагаемого к настоящему заявлению расчета по домам, находящихся по адресу . Указывают, что ТСЖ-2 с 1 апреля 2008г. незаконно, и в нарушение требований ст. 154 ЖК РФ вывело из структуры на содержание жилья оплату услуг но вывозу ТБО, электроснабжение мест общего пользования и обслуживание теплоприборов. Согласно ст. 36 Ж К РФ и п.2. 5. 7. 10. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Правилами положения которого признаны не противоречащими действующему законодательству решениями Верховного Суда РФ от 26.05.2008г. освещение мест общего пользовании сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловом энергии, и также другого оборудования, расположенного на них сетях (и.6 Правил), внутри дома, система электроснабжении, включающий в себя контроль за коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии осветительных установок помещений общего пользования, обслуживание лифтов (п.7 Правил), обслуживание автоматически запирающих устройств дверей подъездов многоквартирного дома все, что доходит до индивидуальных (квартирных) приборов учета, входит в состав общею имущества. Следовательно стоимость указанных услуг должна быть возложена в структуру тарифа на содержания жилья и распределяться пропорционально занимаемой площади в пределах установленного тарифа. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 ЖК РФ. Следовательно, установление каких-либо тарифов отдельной строкой вне структуры тарифа па содержание жилья является нарушением законодательства. В нарушение нормы ст. 154 ЖК РФ ТСЖ-2 самоуправно, злоупотребляя положением, с апреля 2008г. включило в счета на оплату услуг отдельной строкой тариф на вывоз ТБО, электроснабжение мест общего пользования. Причем, тариф на электроснабжение мест общего пользования выставлен в счетах в фиксированной сумме, что не входит в компетенцию ТСЖ-2. Считают, что является незаконным установление тарифов на содержание и ремонт жилья в одном ТСЖ в разных размерах но каждому дому. Исходя из положения п.31 Правил размер платы па содержание и ремонт жилья принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющем организации. В п.31 Правил указано, что размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Указанное требование соответствует ст. 135 ЖК РФ, согласно которой товарищество собственников жилья является единой организационной формой, представляющем собой объединение собственников жилья всех домов но управлению жилым фондом. Все дома, на которые установлены разные тарифы, входят в состав одной организации - ТСЖ-2. При указанных обстоятельствах в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами водном ТСЖ соответственно должен быть установлен единый размер тарифов па содержание и ремонт жилья для всех собственников помещений во всех домах в составе ТСЖ-2. Понятие размера платежей также предполагает установление определенной денежной суммы, се структуры и порядки исчисления (п.31 Правил). О размере тарифов должно было быть указано в опросных листах или в уведомлении о проведении голосования. В противном случае ТСЖ-2 обязано было проводить, общее собрание с одновременным участием всех членов ТСЖ согласно ст. 145 ЖК РФ. Как следует из содержания протокола общего собрания от 29.07.2010г. и опросных листов на повестку дня общего собрания пятым пунктом поставлен вопрос об утверждении права па установление обязательных платежей, а не установление конкретного размера платежей. Размер платежей не указан, также в п.5 протокола (решения) собрания членов ТСЖ-2. Считают действия ТСЖ-2 по установлению обязательных платежей и выставление в счетах отдельной строкой оплаты за услуги, стоимость котором входит в структуру тарифа на содержание жилья, включение в структуру содержания услуг отдельных видов услуг, являются незаконными.

При рассмотрении дела по существу истцы исковые требования уточнили и просят суд признать решение (протокол) общего собрания членов ТСЖ-2 от 29.07.2010г. незаконным. Признать незаконным создание специального резервного фонда и установление обязательного платежа в фонд в размере 0,10 руб. с кв.м. Признать незаконным выделение из структуры тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, тарифа на электроснабжение мест общего пользования, тарифа на обслуживание теплоприборов, тарифа на содержание лифта. Признать незаконным выставление в счетах на оплату услуг и начисление ТСЖ-2 отдельной строкой платы за оказание услуг по вывозу ТБО с 1 апреля 2008г. по июль 2010г. включительно, платы за электроснабжение мест общего пользования с 1 апреля 2008г. по февраль 2011г. включительно, обслуживание теплоприборов с 1 июня 2009г. по февраль 2011г. включительно, тарифа на обслуживание лифтов с 1 апреля 2008г. по июль 2010г. включительно. Обязать ТСЖ-2 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствие с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права, до 1 апреля 2008г. Обязать ТСЖ-2 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за оказание услуг по вывозу ТБО с 1 апреля 2008г. по июль 2010г. включительно, платы за электроснабжение мест общего пользования с 1 апреля 2008г. по февраль 2011г. включительно, обслуживание теплоприборов с 1 июня 2009г. по февраль 2011 г. включительно, тарифа на обслуживание лифтов с 1 апреля 2008г. по июль 2010г. включительно. По тем основаниям, что истцы по делу считают, что голосование посредством опроса 29.07.2010г. проведено с существенными нарушениями жилищного законодательства последующим основания. Является незаконным проведение голосования посредством опроса по вопросам, перечень которых указан в п.2 ст.145 ЖК РФ. Согласно данной статьи рассмотрение вопросов избрания правления или членов правления, установление обязательных платежей, образование специальных фондов, утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана согласно подпунктов 3, 4, 5, 8 п.2 ст.145 и подпункта 3.п.3 ст. 150 ЖК РФ входит в исключительную компетенцию общего собрания членов ТСЖ, которое должно проводиться в общеустановленном порядке, в четко назначенное время и месте с одновременным участием членов товарищества и соблюдении кворума, установленного п.3 ст.146 ЖК РФ и ст.45 ЖК РФ. Указанное вытекает из буквального толкования нормы п.3 ст.145, п.п. 4 и 5 ст.146, п.1 ст. 147 ЖК РФ. В ЖК РФ разница между понятиями «проведение общего собрания» и «голосование посредством опроса» прописана четко и двоякому толкованию не подлежит. Собрание называется общим, поскольку предусматривает одновременное участие членов ТСЖ в четко назначенное время. Пункт 6 статьи 146 ЖК РФ предусматривает голосование посредством опроса, а не проведение общего собрания голосованием посредством опроса. Поэтому в норме закона установлено условие, что голосование посредством опроса проводится в зависимости от вида помещения и решаемых вопросов, что исключает голосование по вопросам, перечисленным в п.2 ст.145 ЖК РФ. Считают, что исходя из буквального толкования п.6 ст.146 ЖК РФ, в Уставе должны быть прописаны вопросы (перечень вопросов), по которым возможно проведение голосования посредством опроса, но за исключением вопросов, перечисленных в п.2 ст.145 ЖК РФ; предусмотрен порядок проведения голосования посредством опроса в зависимости от вида помещения и решаемых вопросов. В Уставе ТСЖ-2 данный порядок и механизм голосования не прописаны. Вышеуказанное вытекает также из толкования п.5 ст.146 ЖК РФ, где указано, что « общее собрание членов товарищества ведет председатель правления или его заместитель». При опросе председатель правления не может вести собрание. Таким образом, по вопросам, перечисленным в п.2 ст.145 ЖК РФ, голосование посредством опроса по п.6 ст.146 ЖК РФ является незаконным, нарушающим требование ст.145 ЖК РФ, права и законные интересы членов товарищества и собственников жилья, проживающих в домах в составе ТСЖ-2. Вышеуказанные обстоятельства были признаны доказанными определениями судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда при рассмотрении 2-х дел по аналогичному предмету спора и основаниям, по которым ответчиками проходили ТСЖ - 1,2,4,5 и ТСЖ-3 Фрунзенского района (решение Фрунзенского районного суда от 27 ноября 2008г. по делу № 2-1878/08, решение от 15 октября 2008г. по делу №2-1587/08, решение от 8 июня 2010г. по делу № 2-1128/10). При незаконном проведении голосования посредством опроса по установлению обязательных платежей (тарифа на содержание и ремонт жилья, нервного фонда) в нарушение требований ст. 145 ЖК РФ. ТСЖ-2 допущено существенное нарушение требований н.1 и 3 ст. 146 ЖК РФ. Так согласно протокола собрания от 29 июля 2010г. в голосовании приняли участие 150 из 656 членов товарищества, числящихся по списку членов ТСЖ-2 что являет всего 22,86%. Не соблюдено требование п.3 ст. 146 ЖК РФ согласно которой «общее собрание правомочно, если на нем присутствует более половины членов товарищества или их представителей». Квадратные метры присутствовать не могут. Нарушено также требование п.3 ст.146 ЖК РФ и п.3 ст.45 ЖК РФ в соответствии с которой участвующие в собрании члены товарищества, должны обладать более 50 % голосов (в квадратных метрах) от общего количества голосов, принадлежащих членам товарищества. Согласно протокола от 29.07.2010г. площадь членов ТСЖ-2. принявших участие в голосовании 20009,75 кв.м., что согласно протокола от площади 37820,2кв.м.. занимаемой членами товарищества, составляет 52. 9 %. Указывают, что данные протокола собрания не соответствуют фактическим данным и документам, которые ТСЖ-2 представило в суд. Согласно списку членов ТСЖ-2 членов товарищества - 656, занимаемая ими площадь по списку членов товарищества, представленному в суд ТСЖ-2, составляет 39 002,3 кв.м., а не 37820,2 кв.м. как указано в протоколе собрания. Согласно же представленных опросных листов членов ТСЖ-2, принявших участие в голосовании, составляет всего 13933,32 кв.м., а не 20009.75 кв.м. При этом, как установлено истцами при подсчете, опросных листов - 142, а не 150, как указано в протоколе собрания. Таким образом, и по количеству голосов членов ТСЖ - 2,принявших участие в голосовании кворум также не соблюден, так как количество голосов, принявших участие в голосовании - 13933,32 кв.м., что от 39002,3 кв.м., принадлежащих членам товарищества, составляет всего 35,7 %. Но и количество голосов, принадлежащих членам ТСЖ. которые приняли участие в голосовании, даже в размере 13933,32 кв.м. также не соответствует фактическим данным. Только за счет указанных ниже лиц количество голосов подлежит уменьшению на 1734,3 кв.м. и составит 12199,02кв.м., что от 39002,3 кв.м., принадлежащих членам товарищества, составляет всего 31,3 % % : 1. ФИО5 на 136,6 кв. м. по адресу: ФИО6.68 и ФИО6 68/70, данная площадь находится в административном здании, которое согласно ст.135 ЖК РФ не может быть в составе товарищества, так как не является жилым домом. Указанное подтверждается также отсутствием данного здания в списке домов в составе ТСЖ-2. Площадь завышена на 136,9 кв.м. 2. ФИО7 на 527,3 кв.м. При этом, на ФИО7 оформлено 3 опросных листа в нарушение законодательства, чем увеличено количество лиц, принявших участие в голосовании. Площадь по указанным выше адресам также находится в административном здании и не входит в перечень домов в составе ТСЖ - 2. В 3-ем опросном листе на ФИО7 площадь указана в размере 107кв.м. по адресу  Однако данная площадь в списках членов ТСЖ-2 на ФИО7 как члене ТСЖ-2 не числится. Площадь завышена на 634,3 кв.м. 3. На члена ТСЖ ФИО8 имеется 2 опросных листа на одну и ту же площадь по одному и тому же адресу. Площадь завышена на 29 кв.м. 4. На ООО «Дуэт 2004» по адресу  в опросном листе площадь указана в размере 1013 кв.м. В реестре членов товарищества площадь указана в размере 79,6 кв.м. Площадь завышена на 934,4 кв.м. Только по указанным выше лицам площадь принявших участие в голосовании лиц завышена на 1734,3 кв.м. Итого: площадь членов ТСЖ-2, принявших участие в голосовании, составляет 12199,02кв.м. (13933,32 кв.м. - 1734,3кв.м.), а не 20009,75 кв.м., что составляет от 39 002,3 кв.м. 31,3%, значительно менее 50 % Имеют место и другие многочисленные факты завышения количества голосов, принадлежащих членам ТСЖ согласно сверки данных списка членов ТСЖ и данных правоустанавливающих документов, что зафиксировано в справках. Считают, что при проведении голосования не соблюден кворум ни по количеству принявших участие в голосовании членов ТСЖ, ни по количеству голосов в квадратных метрах, что является существенным нарушением требований ст. 146 ЖК РФ. Указывают, что понятие размера платежей также предполагает установление определенной денежной суммы, ее структуры и порядка исчисления (п.31 Правил). О размере тарифов должно было быть указано в опросных листах или в уведомлении о проведении голосования. В противном случае ТСЖ-2 обязано было проводить общее собрание с одновременным участием всех членов ТСЖ согласно ст.145ЖКРФ.

Как следует из содержания протокола общего собрания от 29.07.2010г. и опросных листов на повестку дня общего собрания пятым пунктом поставлен вопрос об утверждении права на установление обязательных платежей, а не установление конкретного размера платежей. Размер платежей не указан также и в п.5 протокола (решения) собрания членов ТСЖ-2 Фрунзенского района. Считают, что является также незаконным установление тарифов на содержание и ремонт жилья в одном ТСЖ в разных размерах по каждому дому. В соответствии с п.2 ст. 145 ЖК РФ установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к компетенции общего собрания товарищества собственников жилья. В соответствии с п.3 ст. 154 и п.п. 1 и 2 ст.39 ЖК РФ собственники помещений несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества. Обязанность по содержанию и ремонту общего имущества возлагается на собственников также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правилами. Исходя из положения п.31 Правил размер платы на содержание и ремонт жилья принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В п.31 Правил указано, что размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Указанное требование соответствует ст. 135 ЖК РФ, согласно которой товарищество собственников жилья является единой организационной формой, представляющей собой объединение собственников жилья всех домов по управлению жилым фондом. Все дома, на которые установлены разные тарифы, входят в состав одной организации - ТСЖ-2. При указанных обстоятельствах в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами в одном ТСЖ соответственно должен быть установлен единый размер тарифов на содержание и ремонт жилья для всех собственников помещений во всех домах в составе ТСЖ-2 (решение по делу № 2-2534/10 от 23.11.2010г). Считают, что является необоснованной ссылка ТСЖ-2 на установление тарифа на основании аудиторского заключения по каждому дому в отдельности. Не соответствует жилищному законодательству довод ответчика в отношении того, что проведение экспертизы по определению размера на содержание и ремонт жилья каждого дома поручено ООО «Аудиторской фирме «Константа-С» на основании решения правления ТСЖ-2. Утверждение сметы расходов на год является компетенцией общего собрания членов ТСЖ согласно ст. 145 ЖК РФ, в связи с чем правление неправомочно принимать решения по расходованию средств вне сметы расходов, утвержденной общим собранием членов товарищества. ТСЖ-2 не представило в суд доказательство, что в смету расходов, утвержденную общим собранием членов товарищества, заложены средства на проведение аудиторского заключения. Кроме того, установление обязательных платежей входит только в компетенцию общего собрания членов товарищества, но не правления. Принятым решением суда от 15.10. 2008г. по делу №2-1587/08, оставленным в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26.11.2008г., было признано незаконным решение общего собрания ТСЖ-2 от 28 марта 2008г., которым повышен размер тарифов на содержание и ремонт жилья с 1 апреля 2008г. Следовательно, все последующие решения собраний, проведенных ТСЖ-2 голосованием посредством опроса, которыми было принято решение с формулировкой « о подтверждении тарифа на содержание и ремонт жилья, установленных на основании решения общего собрания от 26 ноября 2008г.», которое признано судом незаконным, являются также незаконными. Таким образом, исчисление платы за содержание и ремонт жилья ТСЖ-2 должно было производиться по тарифам, действовавшим до 1 апреля 2008 года. С учетом вышеизложенного, считают, что ТСЖ-2 обязано пересчитать суммы, взысканные с собственников жилья с 1 апреля 2008 года на дату вынесения судом решения по настоящему делу согласно прилагаемого к настоящему заявлению расчета по домам, находящихся по адресу  Считают, что ТСЖ-2 с 1 апреля 2008г. также незаконно, в нарушение требований ст. 154 ЖК РФ, вывело из структуры на содержание жилья оплату услуг по вывозу ТБО, электроснабжение мест общего пользования и обслуживание теплоприборов. Согласно ст. 36 ЖК РФ и п.2, 5, 7, 10, 11 Правил, положения которого признаны не противоречащими действующему законодательству решениями Верховного Суда РФ от 26 мая 2008г. № ГКПИ08 - 1022 и от 21 ноября 2007г. № ГКПИ07-985, освещение мест общего пользования (подп.б) п. 11 Правил ), сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов ( подп. д) п. 11 Правил), внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п.6 Правил), внутридомовая система электроснабжения, включающая в себя контроль за коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, осветительных установок помещений общего пользования, обслуживание лифтов (п.7 Правил), обслуживание автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (п.7 и п. 29 Правил), т.е., все, что доходит до индивидуальных (квартирных) приборов учета, входит в состав общего имущества. Следовательно, стоимость указанных услуг должна быть заложена в структуру тарифа на содержания жилья и распределяться пропорционально занимаемой площади в пределах установленного тарифа. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 ЖК РФ. Следовательно, установление каких-либо тарифов отдельной строкой вне структуры тарифа на содержание жилья является нарушением законодательства. В нарушение нормы ст. 154 ЖК РФ ТСЖ-2 самоуправно, злоупотребляя положением, с 1 января 2008г. включило в счета на оплату услуг отдельной строкой тариф на вывоз ТБО, электроснабжение мест общего пользования и с обслуживание теплоприборов. Тариф на электроснабжение мест общего пользования выставлен в счетах в фиксированной сумме, что не соответствует законодательству, так как установление тарифа не входит в компетенцию ТСЖ-2. Расчет должен производится по показаниям счетчиков, либо по формуле, но не в фиксированной постоянной сумме ежемесячно. После обращения внимания антимонопольной службы на злоупотребления ТСЖ «по вопросам применения жилищного законодательства и формирования структуры тарифа на содержание жилья, ТСЖ-2 включило ранее незаконно выставляемые отдельной строкой стоимость услуг по вывозу ТБО, лифтов (в многоквартирных домах) в состав тарифа на содержание жилья, оставив электроснабжение мест общего пользования и обслуживание теплоприборов отдельной строкой, что является нарушением требований ст. 154 ЖК РФ «Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги» и п.2, 5, 7, 10. 11 Правил. Кроме того, считают, что общие собрания по вопросу разделения структуры тарифа на содержание жилья на составляющие и выделение отдельной строкой тарифов на злектроснабжение мест общего пользования в ТСЖ-2 не проводились и решения по данному вопросу никогда не принимались. При проведении собрания не соблюдены требования п. 1 ст. 146 ЖК РФ, в соответствии с которым о проведении собрания правление обязано было уведомить каждого члена товарищества. Членов ТСЖ числится 656 членов ТСЖ. При проведении собрания не соблюдены требования п. 1 ст. 146 ЖК РФ, в соответствии с которым о проведении собрания правление обязано было уведомить каждого члена товарищества. Членов ТСЖ числится 656. Согласно реестра почтовых отправления направлено извещений о проведении собрания 580. Таким образом, в нарушение требований ЖК РФ не направлены уведомления в адрес 76 членов товарищества.

Не направлены уведомления по 13 домам в составе ТСЖ. Решение собрания о выходе 16 домов из состава ТСЖ-2 не проводилось. Не направлены уведомления по 10 домам в составе ТСЖ-2. Собрания о выходе указанных домов из состава ТСЖ-3 не проводились. ТСЖ-2 ни по одному факту, изложенному в исковом заявлении, возражений, обоснованных законодательством, не представлено. Правоустанавливающие документы в обоснование своих доводов также не представлено. Считают, что действия ТСЖ-2 по установлению обязательных платежей и выставление в счетах отдельной строкой оплаты за услуги, стоимость которой входит в структуру тарифа на содержание жилья, включение в структуру содержания услуг отдельных видов услуг, являются незаконными.

В судебном заседании ФИО1, представитель ФИО2 по доверенности исковые требования поддержали и просят суд иск удовлетворить. Представитель ТСЖ - 2 по доверенности считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать. ФИО2, ФИО3 в суд не явились представили заявления в которых просят суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела приходит к следующему. Согласно ст. ст. 12, 56 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 145 ЖК РФ Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: внесение изменений в устав товарищества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования, принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана, рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда, определение размера вознаграждения членов правления товарищества; другие вопросы,

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

В силу ст.146 ЖК РФ Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня. Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества. Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

В ходе судебного заседания установлено, что 29.07.2010г. ТСЖ-2 провело общее собрание членов ТСЖ-2 голосованием посредством опроса. Результаты собрания оформлены решением от 29.07.2010г. На повестку дня общего собрания членов ТСЖ-2, проведенного посредством опроса в письменной форме членов Товарищества, были вынесены вопросы: - утверждение отчета ревизионной комиссии об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ-2 за 2009 г., - утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-2 на 2010г.; - установление размера обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома с 01.08.2010г; - создание специального фонда товарищества (аварийно-резервный) ежемесячно в размере 0,10 рублей с кв. м. общей площади квартиры. (ЖК РФ ст.145 п.5); - выборы председателя и секретаря собрания, выбор счетной комиссии; - собственникам (арендаторам) нежилых помещений, расположенных в жилых домах, обслуживаемых ТСЖ, оборудованных общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения заключить договор с ТСЖ-2 на оказание коммунальных услуг (холодного водоснабжения и водоотведения), расчет размера платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС) в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета ХВС и ГВС определять исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утвержденных Саратовской городской Думой.

Согласно ст. 145 ЖК РФ все указанные вопросы в повестке дня относятся к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

В силу ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно правил ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. Правомочия общего собрания членов товарищества определяются в соответствии со ст. ст. 45, 146 ЖК РФ и Уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества. В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 6.1 Устава ТСЖ-2 правомочия общего собрания членов товарищества устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом. Общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствует более половины членов товарищества или их представителей. При этом пункт 3 статьи 146 ЖК РФ устанавливает два обязательных условия правомочия общего собрания членов товарищества.

Первое из них связано с определением правомочности общего собрания членов товарищества в соответствии со статьей 45 ЖК РФ и Уставом товарищества. Данная статья устанавливает правила правомочности общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений в таком доме (их представители), обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Второе из условий, при наличии которых общее собрание членов товарищества может быть признано правомочным, заключается в необходимости присутствия на таком общем собрании более половины членов товарищества (их представителей).

Судом установлено, что уведомления о проведении собрания и опросные листы были направлены членам товарищества заказными письмами в количестве 150, что подтверждается реестрами отправки а общее количество членов ТСЖ-2 составляет 656, таким образом, судом установлено, что был нарушен порядок проведения общего собрания, факт не извещения всех членов ТСЖ-2, в том числе подтверждается и пояснения стороны ответчика о том, что они направляли членам ТСЖ поживающим по одному адресу уведомления и опросные листы в одном конверты с целью экономии денежных средств.

Из протокола общего собрания следует, что на дату проведения собрания в ТСЖ - 2 было сдано опросных листов от членов ТСЖ в количестве 150, что составляет менее 50 % от общего числа членов ТСЖ, при наличии таких обстоятельств, когда на общем собрании членов товарищества собственников жилья присутствуют члены товарищества (их представители) обладающие необходимым количеством голосов, но присутствует менее половины членов товарищества (их представителей), общее собрание членов товарищества собственников жилья не может быть признано правомочным, по мотивам нарушения порядка проведения собрания и отсутствия кворума, поскольку в соответствии с жилищным законодательством, кворум собрания достигается (общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно) при одновременном выполнении двух обязательных условий, указанных выше.

Судом установлено, что данные протокола собрания не соответствуют фактическим данным и документам, которые ТСЖ-2 представило в суд. Согласно списку членов ТСЖ-2 членов товарищества - 656, занимаемая ими площадь по списку членов товарищества, представленному в суд ТСЖ-2 составляет 39 002,3 кв.м., а не 37820,2 кв.м. как указано в протоколе собрания.

Согласно же представленных опросных листов членов ТСЖ-2. принявших участие голосовании, составляет всего 13933,32 кв.м., а не 20009,75 кв.м. При этом, как установлено истцами при подсчете, опросных листов - 142, а не 150, как указано в протоколе собрания.

Таким образом, и по количеству голосов членов ТСЖ - 2 принявших участие в голосовании кворум также не соблюден, так как количество голосов, принявших участие в голосовании - 13933,32 кв.м., что от 39002,3 кв.м., принадлежащих членам товарищества, составляет всего 35,7 %.

Таким образом, требования истцов о признании недействительным решения общего собрания от 29.07.2010г. подлежит удовлетворению, вне зависимости от иных доводов приведенных как стороной истца, так и ответчика.

Как последствия признания недействительным общего собрания является и удовлетворение требований истцов о признании незаконным создания специального резервного фонда и установление обязательного платежа в фонд в размере 0,10 руб. с кв.м., положение о резервном фонде на общем собрании от 29.07.2010г. в повестку дня не включалось и решение об этом в установленном порядке не принималось.

Что касается доводов истцов о незаконности проведения общего собраний в форме письменного опроса, то проведение в данной форме было правомерно, поскольку был уже зарегистрирован устав ТСЖ - 2, в котором такая форма была предусмотрена, в связи, с чем это не нарушает требований ст. 146 ч. 6 Жилищного Кодекса РФ.

Статьей 137 ЖК РФ закреплены права товарищества собственников жилья, в частности к ним относятся: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом товарищества цели, устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.

На основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения...» размер обязательных платежей и (или) взносов связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Исходя из единства судебной практики закрепленной Решением ВС РФ от 21.11.2007 года № ГКПИ07-985, вступившего в законную силу на основании определения ВС РФ от 21.02.2008 г. № КАС07-764 в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Исходя из положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

В силу требований ч.ч. 1 и 3 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 11 Правил в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома включает, в том числе, затраты на освещение помещений общего пользования (подпункт "б").

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также с пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования, обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из требований п. 1 ст. 137, п. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, в том числе и тарифов на освещение мест общего пользования в многоквартирном доме в соответствии с долей собственника в праве общей собственности.

Размер вышеназванных обязательных платежей и (или) взносов определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (пункт 33 Правил).

Кроме того, как следует из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007г. № 11356-ЮТ/07, понятие «освещение помещений общего пользования» не равнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

Из предоставленных суду квитанций, а также представленных ответчиком смет стоимости размера платы за содержание общего имущества жилого дома, тарифов на содержание жилья ТСЖ- 2 следует, что тариф на электроэнергию мест общего пользования входит в общий тариф на содержание жилья. Определяя плату за электроэнергию мест общего пользования, ТСЖ-2 в качестве единицы измерения принимает кв.м., что свидетельствует о начислении им платы во исполнение обязанности по несению бремени расходов на содержание общего имущества, то есть содержание жилья.

В соответствии со ст. 157 ГК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, и в качестве единицы измерения принимается кВтч. Порядок определения размера платы за потребленную электроэнергию, в том числе для мест общего пользования, определяется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307.

Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления электроэнергии.

Министерство регионального развития Российской Федерации, разъясняя на основании полномочия, предоставленного ему пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, вопрос об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению, исходит из того, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (письмо от 18.06. 2007г. № 11356-ЮТ/07).

Исходя из смысла приведенных выше норм, выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования, вывоза ТБО, содержание лифта и обслуживания теплоприбора отдельной строкой неправомерно, а кроме того судом установлено, что данный вопрос не являлся предметом рассмотрения на общем собрании собственников ТСЖ, а потому требования истцов в указанной части подлежат удовлетворению.

Решая вопрос о возможности удовлетворения исковых требований в части признании незаконным и начисление и выставление платы за содержание жилья и ремонт жилья по тарифам с 01.04.2008г., обязать произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права 01.04.2008г. за период с 01 апреля 2008г. по февраль 2011г. суд приходит к следующему. Решением общего собрания 27 марта 2008г. с 1 апреля 2008г. были установлены обязательные платежи на содержание и ремонт жилья, указанное решение было признано незаконным решением Фрунзенского районного суда от 27 ноября 2008г. (дело № 2-1878/08). Решение суда оставлено в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 января 2009г.

Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27.11.2008г. отказано в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья и коммунальные услуги исходя из цен существовавших до 27.03.2008г. При таких обстоятельствах требования истцов о признании незаконным начисление и выставление платы за содержание жилья и ремонт жилья по тарифам с 01.04.2008г., обязать произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права на 01.04.2008г. за период с 01 апреля 2008г. по февраль 2011г. не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, исковые требования истцов о возложении обязанности произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за освещение мест общего пользования, за вывоз ТБО и содержание лифта, а так же произвести перерасчет сумм уплаченных в резервный фонд подлежат частичному удовлетворению, а период перерасчета составит с 1 августа 2010г. по 28 февраля 2011г., поскольку решение общего собрания от 29.07.2010г., на котором было принято решение об установлении повышенных тарифов с 01.08.2010г. проведено с нарушением закона и по обстоятельствам, описанным выше признается недействительным.

Относительно заявленных требований о проведении перерасчета за обслуживание теплоприборов с 01.06.2009г. по февраль 2011г. суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку решение об утверждении размера обязательного платежа собственника на техническое обслуживание прибора учета тепловой энергии были приняты на общих собраниях собственников ТСЖ - 2, указанные решения в судебном порядке недействительными не признавались и подлежат исполнению всеми собственниками, предметом спора указанные решения по настоящему делу не являются.

Кроме того, не подлежат удовлетворению требования о пресечении действий ТСЖ - 2 по незаконному начислению обязательных платежей, путем наложения запрета на дальнейшие действия по выставлению в счетах стоимости услуг по тарифам, которые не утверждены общим собрании в соответствии с требованиями ЖК РФ, поскольку судебная защита зависит от наличия определённых обстоятельств: факта нарушения права или законного интереса, принадлежащих заинтересованному лицу, нарушение права должно быть следствием действий лица, противоречащих закону. При отсутствии нарушенного права исключена судебная защита, не допустима и защита права на будущее при отсутствии угрозы нарушения прав, в настоящее время не имеется допустимых и относимых доказательств того, что стороной ответчика в будущем будут нарушены права истцов.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Признать решение общего собрания членов Товариществ собственников жилья -2 Фрунзенского района г. Саратова от 29 июля 2010г. - незаконным.

Признать незаконным создание специального резервного фонда и установление
обязательного платежа в фонд в размере 0,10 руб. с кв.м.

Признать незаконным выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой.

Признать незаконным выделение из тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживание теплоприборов.

Обязать Товарищество собственников жилья -2 Фрунзенского района г. Саратова произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за освещение мест общего пользования за период с 1 августа 2010г. по 28 февраля 2011г.

Обязать Товарищество собственников жилья -2 Фрунзенского района г. Саратова произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за вывоз ТБО и содержание лифта за период с 01 августа 2010г. по 28 февраля 2011г.

Обязать Товарищество собственников жилья -2 Фрунзенского района г. Саратова произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах по внесению платежей в резервный фонд за период с 01 августа 2010г. по 28 февраля 2011г.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд с подачей жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Дубовицкий