ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-580/16 от 30.08.2016 Горьковского районного суда (Омская область)

Дело № 2-580/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., с участием прокурора Джадова Г.Э., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., рассмотрев 30.08.2016 в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1», о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечив оформление паспортов отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1» о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечив оформление паспорта отходов. В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района в мае 2016 года проведена проверка исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления в деятельности МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1». В ходе проверки было установлено, что в результате деятельности образовательного учреждения образуются виды отходов

В судебном заседании прокурор Джадов Г.Э. иск поддержал полностью по указанным выше основаниям.

Представитель МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1» в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении иска в его отсутствие, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом.

Представитель Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области ФИО1 в судебном заседании пояснил, что средства на разработку документации по отходам

Выслушав прокурора, представителя Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 167 ГПК РФ, судья приходит к следующему.

В ходе проведенной прокуратурой Горьковского района Омской области проверки исполнения законодательства в области охраны окружающей среды было установлено, что в результате деятельности МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1» образуются отходы, которые согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 года № 445 относятся к отходам IV класса опасности, в частности: системные блоки компьютеров, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 201 01 52 4), принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 202 01 52 4), картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код отхода 4 81 203 02 52 4), клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 204 01 52 4), телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 81 321 01 52 4), оборудование электрическое осветительное (кроме содержащего ртуть), утратившее потребительские свойства (код отхода 4 82 400 00 00 0), лампы накаливания, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 82 411 00 52 5), светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства (код отхода 4 82 415 01 52 4), светильники и осветительные устройства (код отхода 4 82 420 00 00 0).

В связи с вышеизложенным, 30.05.2016 по фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес руководителя образовательного учреждения было внесено представление.

По результатам рассмотрения представления прокурора, выявленные нарушения МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1» не устранены, в виду отсутствия у учреждения для этого достаточных денежных средств.

По имеющейся в деле информации Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области, при формировании бюджетов общеобразовательных учреждений Горьковского муниципального района на 2016 год средства на разработку документации по отходам

Вместе с тем, по мнению судьи, указанное положение противоречит требованиям действующего законодательства.

Согласно требованиям ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, а такжеобеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу требований ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»к видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе относится размещение отходов производства и потребления.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. Положения ч.ч. 1 и 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона определяют обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.При этом на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Следовательно, поскольку бездействие МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1» по оформлению паспортов на указанные выше отходы влечет за собой нарушение установленного законодательством об охране окружающей среды порядка обращения с отходами IV класса опасности, требования прокурора о возложении на учреждение обязанности обеспечить оформление паспортов отходов подлежит удовлетворению.

Кроме того, при недостаточности у муниципального бюджетного образовательного учреждения собственных денежных средств для исполнения решения суда, обязанность по финансированию исполнения решения суда следует возложить на собственника имущества муниципального учреждения - комитет по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области.

В силу ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что для оформления паспортов отходов необходимы финансовые затраты, суд полагает достаточным установить четырехмесячный срок исполнения решения с момента вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1», о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, обеспечив оформление паспортов отходов удовлетворить.

Обязать МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1» устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, обеспечив оформление паспортов отходов

При недостаточности у МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1» собственных денежных средств для исполнения решения суда, обязанность по финансированию исполнения решения суда возложить на собственника имущества муниципального учреждения - комитет по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области.

Взыскать с МБОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа № 1» в бюджет Горьковского муниципального района Омской области государственную пошлину в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы или представления через Горьковский районный суд Омской области.

Судья О.В. Блохин