ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-580/18 от 25.07.2018 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2-580/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Няндома 25 июля 2018 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Волынской Н.В.,

с участием представителя ответчика товарищества собственников жилья «Северная Жемчужина» ФИО1,

при секретаре Поповой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к товариществу собственников жилья «Северная Жемчужина», акционерному обществу «Центр расчетов», муниципальному казенному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» о возложении обязанности по начислению платы за услуги по горячему и холодному водоснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета, по перерасчету за недопоставленный ресурс за отопление и горячее водоснабжение, неоказанные услуги по управлению домом, исключению оплаты за водоснабжение и стоки, взыскании неустойки, морального вреда,

установил:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в Няндомский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья «Северная Жемчужина» (далее также ТСЖ «Северная Жемчужина», ТСЖ), акционерному обществу «Центр расчетов» (далее – АО «Центр расчетов»), муниципальному казенному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее – МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район»), акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» (далее – АО «Архоблэнерго») о возложении обязанности по начислению платы за услуги по горячему и холодному водоснабжению (далее – ГВС и ХВС) по показаниям индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ), по перерасчету за недопоставленный ресурс за отопление и ГВС, неоказанные услуги по управлению домом, исключению оплаты за водоснабжение и стоки, взыскании неустойки, морального вреда, указав в обоснование, что являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. Данный дом находится в управлении ТСЖ «Северная Жемчужина», председателем которого с октября 2016 года является ФИО1 С указанного времени ТСЖ отказывается фиксировать показания ИПУ по ГВС и ХВС, которые установлены в их квартире. Претензий по установке ИПУ ни от кого не поступало, также не установлено, что ИПУ установлены с нарушениями. Они передавали показания по телефону, опускали записки в почтовый ящик, но показания не принимались. При этом согласно распоряжению предсдеателя ТСЖ начисления по ГВС и ХВС в их квартире производятся по нормативу, а не по показаниям индивидуальных приборов учета, что значительно превышает объем потребляемых ресурсов. Кроме того, отсутствует контроль за показаниями общедомового узла учета тепловой энергии в соответствии с установленным графиком температур по температуре наружного воздуха. Длительный период производится начисление по общедомовому прибору потребленной тепловой энергии с нарушением температурного графика, по температуре наружного воздуха, утвержденного администрацией Няндомского района и ресурсоснабжающей компанией. Председатель ТСЖ отказывается предоставлять распечатки с прибора учета, что нарушает их права на получение достоверных сведений и доказывает неоказание услуг по содержанию, управлению многоквартирным домом. Отсутствуют лицензии на продажу воды из артезианских скважин у ООО «Водоканал» и ООО «Биоресурс», что ведет к незаконной предпринимательской деятельности и данные действия покрываются ТСЖ. Просит обязать ТСЖ «Северная Жемчужина», АО «Центр расчетов», МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район», АО «Архоблэнерго» выполнить начисление за горячее и холодное водоснабжение в квартире по адресу: <адрес> по показаниям приборов учета, установленных в квартире за период с октября 2016 года по настоящее время, произвести перерасчет за недопоставленный ресурс за отопление и ГВС в соответствии с показаниями общедомового учета тепловой энергии в соответствии с температурным графиком наружного воздуха; обязать ответчиков произвести перерасчет за недопоставленный ресурс по отоплению и ГВС, уменьшив сумму начислений, исключить оплату за водоснабжение и стоки в связи с отсутствием лицензий на продажу воды у РСО; обязать ТСЖ «Северная Жемчужина» произвести перерасчет за содержание (техническое обслуживание) управление многоквартирным домом с учетом неустойки за неоказанные услуги по управлению за период с октября 2016 года по настоящее время; взыскать с ответчиков неустойку за нарушение сроков устранения недостатков; взыскать с ответчиков моральный вред в размере 30000 рублей каждому из истцов, распределив данную сумму на ответчиков солидарно по равным долям каждому.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. О причинах неявки истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 не сообщили. Истец ФИО5 25 июля 2018 года представила ходатайство об отложении судебного заседания, в котором поименовала себя как представителя истцов, указала, что о времени и месте судебного заседания на 25 июля 2018 года с 09 часов 00 минут извещена, явиться не может по причине служебной командировки в другой город, сможет участвовать в судебном заседании после 01 августа 2018 года.

Представитель ответчика ТСЖ «Северная Жемчужина» ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что лично не видела ИПУ в квартире истцов. Неоднократно представители ТСЖ пытались попасть в <адрес> целях осмотра и проверки ИПУ, в том числе на наличие пломб, снятия показаний, однако истцы в жилое помещение никого не допускали и выталкивали. Самостоятельно истцы также не передают показания ИПУ с сентября 2016 года, при этом пользуются коммунальными услугами, претензий по их качеству в адрес ТСЖ не высказывали. В связи с чем на основании распоряжения от 22 апреля 2018 года начисления по ГВС производятся по нормативу, по ХВС вообще начисления не производятся, соответственно истцы бесплатно пользуются коммунальными услугами еще с сентября 2016 года, имеют задолженность по их оплате. Каких-либо проблем с передачей показаний приборов учета ни у кого из жильцов дома нет. Передать показания можно различными способами – по телефону либо опустить в почтовый ящик. Также неизвестно опломбированы ли ИПУ в жилом помещении истцов. По словам истца ФИО5 опломбировка ИПУ производилась ООО «Ремстрой», однако доказательств тому нет. Истцам было предложено опломбировать счетчики, но они отказались. Достоверность показаний ИПУ никаким образом не проверить, в связи с чем имеются основания полагать, что могло быть несанкционированное вмешательство в ИПУ ГВС и ХВС. Какого-либо недопоставленного ресурса за отопление и ГВС нет, сведений о том, что в квартире истцов температура воздуха опускалась ниже 18°С не имеется, как и не имеется сведений о подаче горячей воды ниже установленной нормы. Акт от 12 апреля 2018 года, в котором зафиксирована температура горячей воды 52°С в <адрес>, не является допустимым доказательством, поскольку истец ФИО4 сам проводил данные измерения, никого не допуская, каких-либо документов на прибор, которым проводились данные измерения не имеется, каким образом проводились данные измерения также неизвестно, поскольку есть определенная процедура данных измерений, в частности вода из крана должна протечь около 2-3 минут. По данному поводу истцы также не обращались в ТСЖ. Каких-либо претензий по качеству воды у жильцов дома нет. У ООО «Грата» лицензия на продажу воды оформляется в настоящее время. Водой истцы пользуются, но не оплачивают. Просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика АО «Центр расчетов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом. В ранее представленных возражениях просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку прав и законных интересов истцов не нарушало. Деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в функции МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» не входит. Между МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» и ТСЖ «Северная Жемчужина» заключен агентский договор от ДД.ММ.ГГГГ о начислении и сборе платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с которым МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» осуществляет только обработку данных и учет операций по расчетам с гражданами. МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» осуществляет начисление и сбор средств за ЖКУ на основании информации, предоставленной ТСЖ «Северная Жемчужина». Истцы прекратили вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества дома, ЖКУ в сентябре 2016 года, соответственно, какого-либо неосновательного обогащения у ресурсоснабжающих организаций, расчетных центров не может быть. Просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика АО «Архоблэнерго» в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом. Согласно телефонограмме с иском не согласен, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Согласно ч.ч.1-3 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Разбирательство дела откладывается только в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В силу ч. 1 ст. 135 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу указанных правовых норм доказательства уважительности причин неявки представляются вместе с ходатайством об отложении судебного заседания, а не впоследствии. Однако никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки истцом ФИО5 суду не представлено, в связи с чем суд лишен возможности удостовериться в наличии данных причин и оценить их уважительность. Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 самостоятельно не сообщали суду о причинах неявки в судебное заседание. При этом суд учитывает, что исковое заявление в суд поступило 04 июня 2018 года, истцам заблаговременно было известно о дате и времени судебного заседания за две недели до его проведения после предварительного судебного заседания, и его отложение по неуважительным причинам приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, суд, учитывая мнение явившегося в судебное заседание представителя ответчика ТСЖ «Северная Жемчужина» ФИО1 о рассмотрении дела в отсутствие истцов, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав пояснения представителя ответчика ТСЖ «Северная Жемчужина» ФИО1, исследовав письменные материалы дела, свидетельские показания, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования статей 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.

В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме регламентируется соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их содержания и выполнения, утвержденным Постановлением Правительства РФ №290 от 03.04.2013.

По правилу ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за отчетным (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.203-206).

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Северная Жемчужина» (т.4 л.д.131-142).

Между ТСЖ «Северная Жемчужина» и МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ был заключен агентский договор , по условиям которого МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» приняло на себя обязательства по организации работы по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги населению, проживающему в жилых помещениях жилищного фонда, управляемого ТСЖ, обработке данных и учету операций по расчетам с гражданами, проживающими в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в том числе по начислению, приему и перечислению платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, которые включают в себя плату за: содержание и ремонт общего имущества МКД, отопление и горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение (т.1 л.д. 235-237).

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Архоблэнерго» и ТСЖ «Северная Жемчужина» заключен договор ресурсоснабжения , в соответствии с которым АО «Архоблэнерго» обязалось поставлять ТСЖ «Северная Жемчужина» через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду на многоквартирный <адрес> до границы балансовой принадлежности сетей, а ТСЖ «Северная Жемчужина» обязалось оплачивать поставленный коммунальный ресурс (т.2 л.д. 55-63).

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Архоблэнерго» и АО «Центр расчетов» заключен агентский договор , по условиям которого АО «Центр расчетов» осуществляет расчет платы, начисление за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и сбор платежей с граждан в многоквартирных домах, находящихся под управлением АО «Архоблэнерго», производит перечисление фактически собранных денежных средств на расчетный счет АО «Архоблэнерго», изготавливает платежные документы для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги (т.4 л.д. 49-53).

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Архоблэнерго» и ТСЖ «Северная Жемчужина» заключен договор , в соответствии с которым ТСЖ передало АО «Архоблэнерго» право по начислению и сбору платежей собственников жилых помещений в МКД, находящихся в управлении ТСЖ за отопление и горячее водоснабжение (т.1 л.д. 91-94).

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Архоблэнерго», ТСЖ «Северная Жемчужина» и АО «Центр расчетов» заключено соглашение о взаимодействии по информационному обеспечению, в соответствии с которым АО «Архоблэнерго» поставляет ТСЖ «Северная Жемчужина» коммунальные ресурсы отопление и горячее водоснабжение, а АО «Центр расчетов» оказывает АО «Архоблэнерго» услуги по начислению, сбору платежей от населения за данные услуги (т.4 л.д. 45-47).

По информации АО «Центр расчетов» между ТСЖ «Северная Жемчужина» и АО «Центр расчетов» отсутствуют договоры по начислению за ЖКУ. За период осуществления начислений претензий от ТСЖ не поступало. В адрес АО «Центр расчетов» в устном порядке и по электронной почте обращался Кремпольский с целью начисления платежей за коммунальные услуги по данным ИПУ (т.3 л.д.240).

ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Северная Жемчужина» и ООО «Грата» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения , в соответствии с которым ООО «Грата» поставляет ТСЖ через присоединенную централизованную систему холодного водоснабжения поставку холодной питьевой воды, прием сточных вод. Договор заключен в отношении МКД (т.3 л.д.34-37). А также указанного числа заключен договор делегирования прав по коммунальным ресурсам холодного водоснабжения и водоотведения , по которому ТСЖ передало ООО «Грата» права по начислению и сбору платежей за коммунальные ресурсы холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые исполнителем (ТСЖ) потребителям МКД, находящихся в управлении ТСЖ. Начисление и сбор платежей за коммунальные ресурсы осуществляет МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» (т.1 л.д.103-104, 105-112).

Ранее ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Северная Жемчужина» были заключены договоры на поставку холодной питьевой воды и прием сточных вод и ДД.ММ.ГГГГ договоры делегирования прав по оплате за данные коммунальные ресурсы с ООО «Водоканал» и ООО «Биоресурс» (т.2 л.д.164-167, 222-225, т.3 л.д.64, 65).

По состоянию на 01 июня 2018 года истцы имеют задолженность за содержание и текущий ремонт в размере 29572 рубля 40 копеек за 22 месяца. Последняя оплата произведена по данным услугам 22 августа 2016 года (т.1 л.д.47, 120).

Из ведомостей показаний индивидуальных счетчиков по горячей воде ТСЖ видно, что по <адрес> показания отсутствуют (т.1 л.д. 121-128).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ претензии по температурному режиму и горячей воде в <адрес> установить не удалось, поскольку ФИО3 вытолкнула комиссию ТСЖ «Северная Жемчужина» за дверь (т.1 л.д.133).

В адрес истцов ТСЖ ДД.ММ.ГГГГ направлялось извещение о согласовании доступа в помещение для проверки показаний приборов учета (т.4 л.д.114-115).

В материалах дела имеется акт об отказе собственника жилого помещения в допуске к приборам учета от 10 мая 2017 года, составленный председателем правления ТСЖ, из которого следует, что собственники жилого помещения по адресу: <адрес> были уведомлены о проведении проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ, факта их наличия или отсутствия, достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ИПУ путем сверки с показаниями соответствующего прибора учета, обеспечения защиты приборов учета от вмешательства в их работу, 10 мая 2017 года в 11 часов 00 минут потребители ФИО3 и ФИО2 в присутствии свидетелей ФИО9 (<адрес>), ФИО11, ФИО10 (<адрес>) отказали в допуске в жилое помещение и к приборам учета, причины отказа неизвестны, фактически в квартире проживают 5 человек, сведения по воде не передают более 6 месяцев (т.1 л.д.129).

Также в материалах дела имеется акт ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в <адрес> ванной установлены 2 ИПУ по ГВС и ХВС, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, «Тритон-Ультра», заводские номера (ГВС), (ХВС), год следующей поверки 16.08.2024, показания приборов учета по ГВС: 1,638 куб.м., ХВС: 1,847 куб.м. Акт подписан представителем ТСЖ ФИО5 и собственником квартиры ФИО2 (т.1 л.д.130). Межповерочный интервал на указанные ИПУ 6 лет, а не 8 согласно Руководствам по эксплуатации (т.1 л.д.136-137). Ведомость на опломбировку вновь установленных приборов учета ГВС И ХВС за подписью ФИО5 как представителя ТСЖ «Северная Жемчужина» была направлена в МКУП РКЦ ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» (т.2 л.д.4).

Согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ (за содержание и текущий ремонт) с ноября 2016 года отсутствуют показания по ИПУ ГВС и ХВС, последние показания 1,85 (ХВС) и 1,64 (ГВС), показания ИПУ с января 2018 года по март 2018 года – неизменно 4 (ХВС) и 2 (ГВС), платежи не осуществляются, задолженность составляет 32435 рублей 12 копеек. Согласно выписке от 25.06.2018 ООО «Водоканал» (ХВС) показания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ГВС: 1,64, ХВС: 1,8; с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно – 4 (ХВС) и 2 (ГВС). Согласно выписке от 25.06.2018 ООО «БиоРесурс» (стоки) показания аналогичные (т.2 л.д.30-32).

По информации Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 21.06.2018, имеющейся в материалах дела, показания ИПУ воды, установленных в <адрес> не передаются потребителями с сентября 2016 года. Направленное ФИО3 в феврале 2018 года в ТСЖ «Северная Жемчужина» письмо с показаниями прибора учета ГВС 1,638 куб.м. как и при вводе ИПУ в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (также 1,638 куб.м.) (т.1 л.д.215).

Истцами в материалы дела представлено заявление ФИО3 в адрес АО «Архоблэнерго» и АО «Центр расчетов», датированное 26 февраля 2018 года, в котором она просила произвести перерасчет начислений за ГВС и отопление с сентября 2017 года по показаниям прибора учета, лицевой счет , показания: 1,638 куб.м. (т.3 л.д.44).

Также в материалах дела имеется акт обследования температурного режима в жилом помещении по адресу: <адрес> от 12 апреля 2018 года, в котором указана температура горячей воды +52° (т.3 л.д.146).

22 апреля 2018 года ТСЖ «Северная Жемчужина» в адрес АО «Центр расчетов» было направлено распоряжение, в котором ТСЖ просит производить начисления за услугу ГВС <адрес> по нормативу, поскольку показания по счетчику с сентября 2016 года не передаются, в допуске в жилое помещение к приборам учета отказано, поэтому достоверность сведений нет возможности проверить, в связи с чем для перерасчета начислений за ГВС по показаниям прибора учета нет оснований (т.4 л.д. 48).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N354 от 06.05.2011 (далее – Правила №354), исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.

Согласно пункту 83 Правил, проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил должны проводится исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Пунктом 81 (13) Правил предусмотрено, что потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и проверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81 (9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после проверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков проверки потребителем или третьим лицом (пункт 81 (14) Правил).

В соответствии с пунктом 62 Правил при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период, начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.

Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд (пп. «б» п.59 Правил №354).

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил (п.60 Правил №354).

Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов (п.61 Правил №354)

Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (п.64 Правил №354).

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (п.80, 81).

По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа; в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); дата следующей поверки (п.81(6) Правил №354).

Исполнитель обязан: проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета (п.п.82, 83, 84).

Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:

а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;

б) потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;

в) исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета;

д) исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки (п.85).

Согласно п.85(3) Правил №354 в случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.

Раздел X Правил №354 регламентирует Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Так, согласно п.п.106, 109, 110 Правил №354 сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

По окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Свидетели ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО10 в судебном заседании пояснили, что проживают в <адрес>. Каких-либо претензий по качеству оказываемых ТСЖ «Северная Жемчужина» услуг не имеется, по передаче показаний ИПУ также не имеется проблем. Когда председателем была ФИО5, то услуги по управлению домом оказывались не должным образом.

С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности по начислению платы за услуги по горячему и холодному водоснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета, поскольку ответчиками в соответствии с Правилами №354 правомерно производятся начисления по нормативу потребления коммунальных услуг по жилому помещению по адресу: <адрес>, поскольку истцы как потребители коммунальных услуг не выполняют обязанность по передаче сведений ИПУ, препятствуют в допуске представителей ТСЖ в жилое помещение для сверки показаний данных приборов, а отсутствие сведений о показаниях приборов учета является основанием для начисления платы по нормативам потребления. Кроме того, как установлено в судебном заседании решение о производстве начислений по нормативам потребления принято ТСЖ только 22 апреля 2018 года и только в отношении коммунальной услуги по ГВС. Доказательств того, что начисления по нормативам производились за спорный период, который указывают истцы, а именно с октября 2016 года, не имеется. Более того, из пояснений представителя ответчика ТСЖ «Северная Жемчужина» следует, что начисления по ХВС не производятся по данному жилому помещению. Показания приборов учета ГВС и ХВС с момента их ввода в эксплуатацию изменились по ГВС: 1,638 куб.м. и ХВС: 1,847 куб.м. до 2 куб.м. и 4 куб.м., соответственно, что отражено в квитанциях по оплате коммунальных услуг.

Оснований для удовлетворения требований произвести перерасчет за недопоставленный ресурс за отопление и ГВС за период с октября 2016 года также не имеется, поскольку судом такие факты не установлены. При этом суд критически относится к акту обследования температурного режима в жилом помещении от 12 апреля 2018 года и не может принять его в качестве допустимого доказательства (т.3 л.д.146), поскольку сведений о том, кто проводил данное обследование, при каких обстоятельствах и какими приборами не имеется. Каких-либо иных актов за спорный период не представлено.

Материалы дела не содержат достаточных и допустимых доказательств предоставления истцам коммунальной услуги по тепловой энергии (отоплению) ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в связи с чем правовых оснований для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по указанным истцами основаниям также не имеется.

Требование об исключении оплаты за водоснабжение и стоки в связи с отсутствием лицензии на продажу воды у ресурсоснабжающей организации не подлежит удовлетворению, поскольку истцы фактически являются потребителями услуги по водоснабжению, пользуются водой, претензий по качеству воды ТСЖ не предъявляли. Иного стороной истца не представлено и судом не установлено.

Также истцами не представлено доказательств того, что услуги по содержанию управлению многоквартирным домом за период с октября 2016 года по настоящее время им не оказывались либо оказывались ненадлежащим образом, что повлекло бы для них нарушение их прав.

При таких обстоятельствах, суд полагает отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к товариществу собственников жилья «Северная Жемчужина», акционерному обществу «Центр расчетов», муниципальному казенному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» о возложении обязанности по начислению платы за услуги по горячему и холодному водоснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета, по перерасчету за недопоставленный ресурс за отопление и горячее водоснабжение, неоказанные услуги по управлению домом, исключению оплаты за водоснабжение и стоки, взыскании неустойки, морального вреда в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к товариществу собственников жилья «Северная Жемчужина», акционерному обществу «Центр расчетов», муниципальному казенному унитарному предприятию «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район», акционерному обществу «Архангельская областная энергетическая компания» о возложении обязанности по начислению платы за услуги по горячему и холодному водоснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета, по перерасчету за недопоставленный ресурс за отопление и горячее водоснабжение, неоказанные услуги по управлению домом, исключению оплаты за водоснабжение и стоки, взыскании неустойки, морального вреда отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Няндомский районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись Н.В. Волынская

Мотивированное решение составлено 30 июля 2018 года.