ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-580/2014 от 20.06.2014 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

  Дело № 2-580/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 п. Переяславка 20 июня 2014 года

 Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Яготинского С.И.,

 с участием:

 представителя заявителя – помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО1,

 при секретаре Сумароковой А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора района имени Лазо Хабаровского края о признании положений Устава Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края противоречащими закону,

 у с т а н о в и л:

 Прокурор района имени Лазо Хабаровского края обратился в суд с данным заявлением, указывая, что 25.04.2005 решением Совета депутатов Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо № 11 принят Устав сельского поселения (далее Устав). Установлено, что некоторые положения Устава противоречат действующему законодательству. Так, с 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ», которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», касающиеся уточнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В частности, п.81 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ изложен в следующей редакции: «81) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;». Вместе с тем, п.81 ч.1 ст.6 Устава в соответствие с новой редакцией не приведен.

 22.10.2013 вступил в силу Федеральный закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Так, ч.1 ст.14 дополнена пунктом 72 следующего содержания: «72) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;». Вместе с тем, ч.1 ст.5 Устава данного пункта не содержит.

 Также Федеральным законом № 284-ФЗ ч.2 ст.741 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющая основания досрочного удаления главы, дополнена пунктом 5 следующего содержания: «5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов». Вместе с тем, ч.2 ст.321Устава данным пунктом не дополнена.

 30.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты РФ», которым из ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ исключен п.35, определяющий осуществление поселениями муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей. Однако, данные изменения, в ч.1 ст.5 Устава не отражены, согласно действующему Уставу, поселение осуществляет муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей.

 С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ в части осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Так, в п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ слова «формирование и размещение муниципального заказа» заменены словами «осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд», а статья 54 Закона «Муниципальный заказ» изложена в новой редакции. Вместе с тем, в п.3 ч.1 ст.6 Устава соответствующие изменения не внесены, ст.55 Устава «Муниципальный заказ» не приведена в соответствие с новой редакцией закона.

 В соответствии со ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» 20.02.2014 года прокурором района принесен протест на Устав, в связи с противоречием статьей 5, 6 и 55 Устава поселения федеральным законам от 28.12.2013 № 416-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Согласно п.2 ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Ближайшее заседание Совета депутатов состоялось 10.03.2014, вместе с тем протест прокурора на заседании не рассмотрен, решение о внесении изменений в Устав в соответствии с вышеназванными законами не принято.

 Согласно сведениям официального сайта Министерства юстиции РФ, последние изменения, внесенные в Устав Черняевского сельского поселения и зарегистрированные в Минюсте, произведены 31.01.2014 (решение Совета депутатов № 1).

 Просит признать п.35 ч.1 ст.5; ч.1 ст.5 в части, исключающей создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; п.3 ч.1 ст.6 в части слов «формирование и размещение муниципального заказа»; п. 81 ч.1 ст.6; ч.2 ст.321 в части, исключающей применения такого основания для досрочного удаления главы в отставку, как допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов; ст. 55 Устава Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо противоречащими федеральному законодательству и возложить обязанность опубликовать решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

 В судебном заседании помощник прокурора района имени Лазо ФИО1 поддержала заявление по изложенным в нем доводам.

 Заинтересованное лицо, надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, об отложении дела не просило.

 В соответствии со ст.167 ГПК РФ, гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

 Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

 На основании ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с о признании нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушающим права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами противоречащим закону полностью или в части.

 Пункт 4 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

 В ч.2 ст.4 Конституции РФ закреплен один из принципов федеративного правового государства, согласно которому суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, и верховенство федеральной Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы.

 Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции РФ и федеральным законам всех правовых актов, принимаемых Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных правовых актов, принимаемых субъектами РФ и органами местного самоуправления.

 В судебном заседании установлено, что 25.04.2005 решением Совета депутатов Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо № 11 принят Устав сельского поселения (л.д. 13-30).

 В настоящее время указанный Устав противоречит федеральному законодательству в части, поскольку в период с момента его принятия вступили в силу изменения в ряд законодательных актов, требующих внесения изменений в данный Устав.

 Так, с 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 №185-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», касающиеся уточнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения – изложен в новой редакции п.81 ч.1 ст.17: «81) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;». Вместе с тем, п.81 ч.1 ст.6 Устава в соответствие с новой редакцией не приведен.

 22.10.2013 вступил в силу Федеральный закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» – ч.1 ст.14 дополнена пунктом 72 следующего содержания: «72) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;». Вместе с тем, в ч.1 ст.5 Устава данное положение отсуствует.

 Федеральным законом № 284-ФЗ ч.2 ст.741 Федерального закона № 131-ФЗ, определяющая основания досрочного удаления главы, дополнена пунктом 5 следующего содержания: «5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов». Вместе с тем, в ч.2 ст.321Устава данный пункт отсутствует.

 30.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ, которым из ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ исключен п.35, определяющий осуществление поселениями муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей. Однако, данные изменения, в ч.1 ст.5 Устава не отражены.

 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ – в п.3 ч.1 ст.17 слова «формирование и размещение муниципального заказа» заменены словами «осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд», а статья 54 Закона «Муниципальный заказ» изложена в новой редакции. Вместе с тем, в п.3 ч.1 ст.6 Устава соответствующие изменения не внесены, ст.55 Устава «Муниципальный заказ» не приведена в соответствие с новой редакцией закона.

 В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 При изложенных обстоятельствах, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

 В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

 Таким образом, оспариваемые положения Устава следует признать недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому его части стали противоречить.

 Согласно ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

 р е ш и л:

 Заявление прокурора района имени Лазо Хабаровского края о признании положений Устава Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края противоречащими закону, – удовлетворить.

 Признать п.35 ч.1 ст.5 Устава Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 30.01.2014.

 Признать ч.1 ст.5 Устава Черняевского сельского муниципального района имени Лазо поселения в части, исключающей создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов РФ, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 22.10.2013.

 Признать п.3 ч.1 ст.6 Устава Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо в части слов «формирование и размещение муниципального заказа» противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 01.01.2014.

 Признать п.81 ч.1 ст.6 Устава Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 01.09.2013.

 Признать ч.2 ст.321 Устава Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо в части, исключающей применения такого основания для досрочного удаления главы в отставку, как допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов, противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 22.10.2013.

 Признать ст.55 Устава Черняевского сельского поселения муниципального района имени Лазо противоречащей федеральному законодательству и недействующей с 01.01.2014.

 Возложить обязанность опубликовать решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу в Сборнике правовых актов органов местного самоуправления Черняевского сельского поселения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо в течение месяца со дня его вынесения.

 Судья С.И. Яготинский

 Копия верна судья С.И. Яготинский