УИД 39RS0001-01-2021-007683-61
Дело № 2-580/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 апреля 2022 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Стрыгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о внесении исправлений в индивидуальный лицевой счет,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, с последующим изменением, указав, что зарегистрирован в Пенсионном фонде РФ в качестве страхователя как индивидуальный предприниматель и как адвокат. Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлена система индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, целями которой является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсии при их назначении. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета указываются: периоды трудовой и (иной) деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента. 17 июня 2021 г. обратился через личный кабинет на сайте ПФР к ответчику с заявлением о корректировке сведений и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет, приведя их в соответствие со сведениями из трудовой книжки, однако ответ не получен. 12 августа 2021 г. обратился с жалобой в вышестоящий орган ПФР на бездействие территориального органа ПФР, но ответ не получен. 15 сентября 2021 г. через личный кабинет на сайте ПФР получена справка о назначенной пенсии и сведения о состоянии лицевого счета, согласно которым ответчик никаких изменений не внес. Стаж, учитываемый при назначении пенсии, в ИЛС указан 0 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента указана 0,000. В соответствии с трудовой книжкой имеет следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Саратовский академический драматический театр имени К. Маркса.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Советской Армии.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Саратовский юридический институт имени Д.И. Курского.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерство внутренних дел РСФСР.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Калининградская областная коллегия адвокатов.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Калининградская областная коллегия адвокатов.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Адвокатская палата Калининградской области.
В индивидуальном лицевом счете указан неверно период службы в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В справке о назначенной пенсии указан неверный период обучения в Саратовском юридическом институте имени Д.И. Курского с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В индивидуальном лицевом счете застрахованного лица указаны неверные годы работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Пропущены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, продолжительность страхового стажа, учтенного ответчиком при установлении пенсии в связи с недостоверностью сведений в индивидуальном лицевом счете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ определена неверно в 39 лет 2 месяца 13 дней.
Действительная продолжительность страхового стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 40 лет 2 месяца 19 дней.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 1 ст. 8 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему назначена страховая пенсия по старости.
При назначении страховой пенсии ответчиком незаконно исключен период его деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что привело к уменьшению страхового стажа, учитываемого при назначении пенсии.
Общий страховой стаж, подлежащий учету ответчиком при установлении страховой пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 42 года 3 месяца 6 дней.
Кроме того, ответчиком неверно указаны суммы начисленных застрахованному лицу страховых взносов и суммы, уплаченных и поступивших страховых взносов, неверно указаны и сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации до ДД.ММ.ГГГГ, сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента отсутствуют.
В связи с этим просит обязать ответчика внести исправления в его индивидуальный лицевой счет и включить в стаж, учитываемый при назначении пенсии периоды в соответствии со сведениями в трудовой книжке:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Советской Армии.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Саратовский юридический институт имени Д.И. Курского.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Калининградская областная коллегия адвокатов.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Калининградская областная коллегия адвокатов.
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Адвокатская палата Калининградской области.
Обязать ответчика указать в индивидуальном лицевом счете величину индивидуального пенсионного коэффициента и стаж, учитываемый для целей назначения пенсии, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Внести исправления в пункт 1 индивидуального лицевого счета, указав продолжительность периодов работы до 2015 г. – 37 лет 2 месяца 18 дней и указав суммы начисленных страховых взносов на страховую пенсию за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в сумме 18 610,80 рублей, за период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в сумме 38 371,80 рублей, за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в сумме 19 221,16 рублей, за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в сумме 42 643,18 рублей, за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в сумме 46 079 рублей, за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. в сумме 53 535, за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в сумме 56 689 рублей, за период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в сумме 55 665 рублей.
Внести исправления в пункт 2.2. индивидуального лицевого счета, указав стаж 24 года 2 месяца 17 дней.
Внести исправления в пункт и таблицу 2.5 индивидуального лицевого счета, указав расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов за 2002-2014 годы в сумме 223 270,80 рублей, в том числе за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г. сумма страховых взносов 3 810 рублей, за период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2014 г. Сумма страховых взносов 101 553,90 рублей, за период с 13 апреля 2007 г. по 31 декабря 2014 г. сумма страховых взносов 117 906,90 рублей.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и в заявлении об изменении иска, дав пояснения аналогичные указанным в письменных объяснениях.
Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании Представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области - ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливает, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу ст. 4 данного Закона субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе лица, производящие выплаты физическим лицам, - это организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
К застрахованным лицам закон относит лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Страховщик, страхователи и застрахованные лица в силу закона имеют определенные права и определенные обязанности, которые они обязаны соблюдать и исполнять.
Так, одна из обязанностей страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ст. 14 вышеуказанного Закона).
В свою очередь, обязанностью страховщика, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации (он и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации), является осуществление контроля за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 5 и 14 вышеуказанного Закона).
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Согласно ст. 5 данного Закона, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из закона, индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что обязанность по предоставлению сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, уплата страховых взносов лежит на страхователях. Пенсионные органы осуществляют лишь контроль за правильностью их предоставления, осуществляют индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, застрахованное лицо в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд (ст. 14 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В свою очередь, пенсионные органы вправе в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу (ст. 16 вышеуказанного Закона).
Порядок осуществления корректировки был установлен Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 246п, в настоящее время определен Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. № 519 п.
Так, пенсионные органы на основании Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 246п «Об утверждении Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 г., территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации» проводят корректировку сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц лишь в целях обеспечения достоверности и полноты сведений о трудовом (страховом) стаже и только за период до 1 января 2002 г.
При этом корректировка территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений персонифицированного учета и уточнение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц осуществляется в случаях: обращения застрахованного лица по вопросу уточнения сведений о трудовом (страховом) стаже, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, в том числе в связи с непредставлением страхователем исходных данных о трудовом (страховом) стаже в случае ликвидации или прекращения деятельности по другим причинам, изменением пенсионного законодательства в отношении периода до 1 января 2002 г.
Указанный порядок утратил силу с принятием Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. № 519п «Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет».
Согласно данному Постановлению, им определен порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета в целях реализации ст. 16 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Так, порядок определяет правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета (застрахованных лиц и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части: сведений о страховом стаже застрахованного лица; сведений о заработке за периоды до 1 января 2002 г.
Территориальные органы ПФР осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет: по заявлению застрахованного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
В целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет застрахованное лицо (представитель застрахованного лица) представляет заявление, а также следующие документы, подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, в том числе о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
При этом в силу Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 246п пенсионные органы были вправе корректировать сведения персонифицированного учета и уточнять индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц только в случае ликвидации или прекращения деятельности работодателя и только в отношении периода до 1 января 2002 г. Исходя из Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета, действующего в настоящее время, корректировка сведений о стаже может осуществляться пенсионными органами за любой период, но при наличии документов о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является получателем страховой пенсиипо старости в соответствии со ст. 8 Федерального от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17 января 2020 г.
Оценка пенсионных прав производилась ответчиком на 31 декабря 2017 г., поскольку в территориальном органе ПФР актуальных сведений по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2019 годы не имелось.
При назначении страховой пенсии истца были учтены периоды, отраженные в трудовой книжке и внесены на его индивидуальный лицевой счет.
Так, согласно представленным ответчиком Выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-НВП по состоянию на 22 декабря 2021 г. и данными о стаже, в страховой стаж истца на дату назначения пенсии учеты периоды:
- с 9 сентября 1977 г. по 11 ноября 1977 г.
- с 12 ноября 1977 г. по 21 ноября 1979 г.
- с 1 сентября 1980 г. по 30 июня 1984 г.
- с 1 августа 1984 г. по 26 января 1992 г.
- с 29 января 1992 г. по 31 октября 1992 г.
- с 1 декабря 1992 г. по 30 ноября 1993 г.
- с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г.
- с 6 января 1999 г. по 31 декабря 2002 г.
- с 29 января 2003 г. по 31 декабря 2009 г.
- с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2017 г.
Таким образом, продолжительность периодов работы и иной деятельности истца составляет 39 лет 2 месяцев 13 дней.
В обоснование своей правовой позиции истец ссылается на то, что период военной службы по призыву с 12 ноября 1977 г. по 26 ноября 1979 г. должен быть учтен ответчиком в страховой стаж, учитываемый при назначении пенсии.
Разрешая данные требования истца и отказывая в их удовлетворении в данной части, суд исходит из следующего.
В пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 1 Федерального закона № 173-ФЗ: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно требованиям пп. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
На основании абз. 2 подп. «в» п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 в страховой стаж включается (засчитывается), в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Пунктом 27 указанных Правил предусмотрено, что период прохождения военной службы подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
Истцом предоставлен военный билет серии НП №, который является документом строгой отчетности, удостоверяющим личность истца.
Из военного билета серии НП №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Фрунзенским районным военным комисссариатрм г. Саратова, следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ призван на действительную военную службу и направлен в часть. ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа МО СССР № от 27 сентября 1979 г. уволен в запас и направлен во Фрунзенский РВК г. Саратова. К месту назначения обязан прибыть и встать на воинский учет 26 ноября 1979 г. В графе 15 «Прохождение действительной военной службы» имеется запись о дате зачисления в воинскую часть - 14 ноября 1977 г., указан номер воинской части по месту прохождения службы №, дата исключения из части - 21 июня 1979 г.
Как установлено в судебном заседании, ответчиком при назначении пенсии истцу в страховой стаж учтен период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ г.
Правовых оснований для понуждения ответчика включить в страховой стаж истца период службы в армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по дату, когда он обязан прибыть и встать на воинский учет не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.
Истцом также заявлено требование о зачете в страховой стаж периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Саратовском юридическом институте имени Д.И. Курского.
Как установлено в судебном заседании период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при расчете пенсии ответчиком не учтен.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что после окончания службы в армии по призыву истец с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в число слушателей дневного подготовительного отделения Саратовского юридического отделения им. Д.И. Курского (Приказ от 18 декабря 1979 г. № К-3/179), ДД.ММ.ГГГГ. зачислен в число студентов (Приказ от 14 августа 1980 г. № К-3/96), ДД.ММ.ГГГГ окончил дневной факультет института с присвоением квалификации (Приказ от 30 июня 1984 г. № К-3/92).
Согласно представленному диплому серии ИВ № от 30 июня 1984 г. ФИО1 в 1980 г. поступил в Саратовский юридический институт им Д.И. Курского и в 1984 г. окончил полный курс названного института по специальности правоведение.
Статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
По смыслу положений пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Порядок расчета размера пенсии, установленный вышеуказанной нормой закона, не предусматривает возможность включения периода обучения в трудовой (страховой) стаж.
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) предусматривает возможность включения в общий трудовой стаж периода подготовки к профессиональной деятельности, в том числе обучения в училищах, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, но только при условии оценки пенсионных прав истца по данному основанию.
С учетом приведенных положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ зачет периода обучения возможен лишь в случае оценки пенсионных прав застрахованного лица при определении его права на трудовую (страховую) пенсию по старости на основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который предполагает их конвертацию (преобразование) в расчетный пенсионный капитал по иному алгоритму, нежели содержащийся в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением от 17 октября 2003 г. № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Подпунктом «и» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, действовавшим в период обучения истца на подготовительном отделении Саратовского юридического института, предусматривалось, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках. Этим же пунктом названного Положения предусматривалось, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в п. «и», засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в «к».
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 20 августа 1969 г. № 681 «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях» впервые при высших учебных заведениях были созданы подготовительные отделения. При организации подготовительных отделений были предусмотрены учебные занятия по дневной, вечерней и заочной формам обучения слушателей, обучающихся с отрывом и без отрыва от производства. Лица, окончившие подготовительные отделения и успешно, выдержавшие выпускные экзамены, зачислялись на 1 курс высших учебных заведений без сдачи вступительных экзаменов.
В ходе расмотрения дела установлено, что истец перед началом прохождения подготовительных курсов был уволен ДД.ММ.ГГГГ из рядов Советской Армии и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся слушателем подготовительных курсов.
Таким образом, истец не относился к категории лиц, осваивающих специальные образовательные программы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что период обучения на подготовительном отделении учреждения высшего профессионального образования не относится к периоду подготовки к профессиональной деятельности, поскольку целью обучения на подготовительном отделении является не подготовка к профессиональной деятельности, а поступление в образовательное учреждение. Подготовительное отделение не является рабфаком в смысле, придаваемом ему действовавшими в спорный период правовыми нормами.
Исходя из того, что пункты 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривают возможности включения в общий трудовой стаж периодов учебы на подготовительном отделении, которая регулировалось Декретом СНК РСФСР от 18 февраля 1924 г. «Положение о рабочих факультетах», Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 20 августа 1969 г. № 681 и не являлась обязательной перед поступлением в высшее учебное заведение, а способствовала повышению общеобразовательного уровня подготовки для поступления в высшее учебное заведение, в период обучения на подготовительном отделении не осуществлялось изучение специальных дисциплин, подготовительное отделение фактически не являлось рабфаком, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о зачете в страховой стаж периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Саратовском юридическом институте имени Д.И. Курского и внесения изменений в его индивидуальный лицевой счет.
Истцом также заявлено требование о зачете в страховой стаж периодов работы с 29 января 1992 г. по 30 августа 1992 г., с 31 августа 1992 г. по 29 января 2003 г., с 30 января 2003 г. по 17 января 2020 г.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, периоды работы истца с 29 января 1992 г. по 31 октября 1992 г., с 1 декабря 1992 г. по 30 ноября 1993 г., с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г., с 6 января 1999 г. по 31 декабря 2002 г., с 29 января 2003 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2017 г. учтены ответчиком в страховой стаж, что подтверждается данными о стаже истца ФИО1 и отражены в Выписке ИЛС.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о включении в страховой стаж периодов его работы с 29 января 1992 г. по 31 октября 1992 г. с 1 декабря 1992 г. по 30 ноября 1993 г., с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г., с 6 января 1999 г. по 31 декабря 2002 г., с 29 января 2003 г. по 31 декабря 2009 г., с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2017 г. и внесения изменений в части указанных периодов в его индивидуальный лицевой счет.
Согласно материалам дела, ФИО1 с 29 января 1992 г. является адвокатом (регистрация в ПФР с 29 января 2003 г.).
С 6 января 1999 г. осуществлял деятельность в качестве адвоката в адвокатском бюро № 8 ФИО1
Из представленной трудовой книжки истца следует, что он 29 января 1992 г. был принят в качестве консультанта Калининградской областной коллегии адвокатов в Специализированную юрконсультацию (Распоряжение от 27 января 1992 г. № 6), 31 августа 1992 г. принят в члены Калининградской областной коллегии адвокатов (Приказ от 28 августа 1992 г. Протокол № 41) и 29 января 2003 г. отчислен из членов Калининградской областной коллегии адвокатов в связи с образованием адвокатского кабинета (Постановление от 29 января 2003 г. № 16). 29 января 2003 г. образован адвокатский кабинет (Свидетельство от 29 января 2003 г. № 29).
Из представленной справки Специализированной коллегии адвокатов Калининградской области от 28 марта 2019 г. усматривается отсутствие заработка ФИО1 за январь 1992 г., ноябрь 1992 г. и декабрь 1993 г.
При таком положении суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о включении в страховой стаж периодов его работы с 1 ноября 1992 г. по 30 ноября 1992 г. и с 1 декабря 1993 г. по 31 декабря 1993 г., с 1 января 1999 г. по 5 января 1999 г., с 1 января 2003 г. по 28 января 2003 г. в Калининградской областной коллегии адвокатов и внесения изменений в части данных периодов в его индивидуальный лицевой счет.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о включении в стаж, учитываемый при назначении пенсии периода работы с 1 января 2018 г. по 17 января 2020 г.
Как следует из материалов дела, 9 ноября 2020 г. ответчиком было принято распоряжение о перерасчете пенсии № 200000143800/407709/19 с 17 января 2020 г., то есть с даты назначения пенсии, и включены периоды трудовой деятельности с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. и с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. и с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 15 сентября 2021 г. (оборот л.д. 14).
Доводы истца о неверном учете в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов за период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2020 г. являются несостоятельными по следующим основаниям.
Правила распределения страховых взносов и отражения их на индивидуальном лицевом счете определены Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же закона).
Согласно ч. 2 ст. 16 указанного Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ страховые взносы в указанных размерах подлежат уплате не позднее 31 декабря текущего календарного года.
При этом положениями ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и п. 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 407, предусмотрено включение в расчетный пенсионный капитал сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в том периоде, в котором они фактически поступили.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 407 «Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год.
Статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» введены понятия «солидарная часть тарифа страховых взносов» и «индивидуальная часть тарифа страховых взносов». Под индивидуальной частью тарифа страховых взносов понимается часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.
Под солидарной частью тарифа страховых взносов ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» подразумевает часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.
Из вышеуказанных положений закона следует, что в выписке из индивидуального лицевого счета отражается только индивидуальная часть тарифа страховых взносов, которая принимается для расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента – 16%.
Судом установлено, что индивидуальная часть тарифа страховых взносов (16%) ФИО1 направлена на формирование денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица в целях определения размера страховой пенсии, а 10% страховых взносов - на формирование в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии.
Суммы страховых взносов отражены в выписке из лицевого счета застрахованного лица, уплаченные страхователем ФИО1 страховые взносы на страховую часть пенсии отражены в том периоде, в котором они фактически поступили.
Учитывая изложенное, суд считает, что действия ответчика по распределению в индивидуальном лицевом счете ФИО1 страховых взносов полностью соответствуют требованиям приведенного законодательства.
Кроме того, в территориальный орган ПФР актуальные данные по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2019 годы по ИП ФИО1 поступили в ОПФР по Калининградской области для разнесения на лицевые счета застрахованных лиц по каналам электронной связи 13 октября 2020 г. и были отражены на индивидуальном лицевом счета истца: за период администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование органами ПФР за 2015 г., 2016 г. в полном объеме в соответствии с требованиями истца и за период администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговыми органами за 2017 г., 2018 г., 2019 г. однократно по одной категории застрахованного лица в фиксированном размере, а также дополнительная уплата страховых взносов в размере 1% с суммы совокупного дохода от всех видов осуществляемой деятельности, превышающей 300 000 рублей за расчетный период.
При этом согласно Порядку, установленному Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. № 519п «Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет» о стаже и о трудовой деятельности.
Проведение корректировки иных сведений действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для внесения исправлений в п. 1 и п. 2.5 индивидуального лицевого счета сумм указанных страховых взносов на страховую пенсию и указания расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за 2002-2014 годы в сумме 223 270,80 рублей.
Доводы истца о том, что исключение ответчиком сведений из индивидуального лицевого счета нарушает его право контроля и проверки достоверности сведений о его стаже, индивидуальном пенсионном коэффициенте и правильности установления и перерасчета размера страховой пенсии, не могут приняты судом во внимание.
Приказом Минтруда России от 9 января 2019 г. № 2н «Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (зарегистрировано в Минюсте России 5 марта 2019 г. № 53957) утверждена форма СЗИ-ИЛС «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица».
Сведения о страховом и специальном стаже, величине ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) на первой странице ИЛС служат исключительно для целей информирования застрахованных лиц об их пенсионных правах.
У лиц, уже являющихся получателями пенсий, при формировании сведений по форме СЗИ-ИЛС сведения о страховом и специальном стаже, величине ИПК аннулируются, поскольку эти данные уже учтены при исчислении ИПК для расчета размера пенсии. Все сформированные права, в том числе с учетом представленных заявителем документов, преобразуются в размер пенсии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку они не основаны на нормах закона.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче настоящего искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которую она просит взыскать с ответчика.
В то же время, положениями п. 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Таким образом, ФИО1 при подаче искового заявления был освобожден от уплаты госпошлины.
Ошибочно уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 93 ГПК РФ).
В силу ч. 3 ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
В этой связи государственная пошлина в размере 300 рублей может быть возвращена истцу налоговым органом в установленном ст. 333.40 НК РФ порядке и взысканию в рамках вынесения настоящего решения не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области о внесении исправлений в индивидуальный лицевой счет – оставить без удовлетворения.
Возвратить ФИО1 уплаченную при подаче искового заявления в Ленинградский районный суд г. Калининграда государственную пошлину в сумме 300 рублей, перечисленную в Управление федерального казначейства по Калининградской области (межрайонная ИФНС № 9 по г. Калининграду) на счет № №, ИНН №, БИК №, КПП №, по чеку по операции Сбербанк Онлайн от 15 сентября 2021 г. (номер операции №).
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2022 г.
Судья Н.В. Паршукова