Дело № 2-5811/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кызыл 27 января 2014 года
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Ооржак А.М., при секретаре Аягол Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М, М о признании недействительным решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства гаража, с участием представителя заявителей М
УСТАНОВИЛ:
М М. обратились в суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства гаража. В обоснование заявления указывают на то, что проживают по данному адресу с 1997 года, имеют в собственности машину, давно хотели построить гараж, и с 2011 года обращались в Министерство земельных и имущественных отношений по Республике Тыва, с заявлением о выделении земельного участка для строительства гаража, министром в тот период времени был ФИО1, их заявление от 19 октября 2011 года так и осталось без ответа. Строительство гаражей на испрашиваемом земельном участке началось с 2012 года, позже той даты, когда они начали просить разрешение. ДД.ММ.ГГГГ года написали повторное заявление № на имя министра ФИО2, ответ получили через 5 месяцев о том, что изучают данный земельный участок. Там уже началось строительство гаражей. После повторного заявления, № от ДД.ММ.ГГГГ года им дали ответ, что выделение земельного участка не представляется возможным, так как испрашиваемый земельный участок уже отведен другому лицу на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва. Данный земельный участок был предоставлен гражданину Н, заявление о разрешении выделении земельного участка данным гражданином было подано ФИО18 года, хотя они писали заявление о предоставлении ДД.ММ.ГГГГ. Преимущественное право предоставление испрашиваемого земельного участка было за ними. Считают, что отказ в предоставлении земельного участка для капитального строительства гаража Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва незаконен и не обоснован, так как они имеют преимущественное право получения данного земельного участка, на основании того, что проживают по данному адресу, и неоднократно писали заявление о предоставлении данного земельного участка для строительства гаража с 2011 года. Просят суд признать недействительным решение об отказе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в выделении земельного участка на условиях аренды для капитального строительства гаража от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заключить договор аренды земельного участка для капитального строительства гаража, расположенного во дворе дома по адресу г. Кызыл, ул. <адрес> с М.
Определением суда от 18 июля 2013 года по делу в качестве третьего лица привлечен Н
Определением суда от 08 ноября 2013 года по делу в качестве третьего лица привлечено ГУП РТ «Бюро технической инвентаризации».
В судебном заседании представитель заявителя М заявление поддержал, просил их удовлетворить.
Заявители М. извещены надлежащим образом, на судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений РТ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц ГУП РТ «Бюро технической инвентаризации» и Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении не поступало. В связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ М. в Минземимущество РТ подано заявление о предоставлении ей в аренду земельного участка по адресу: г. Кызыл, <адрес> кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1» под строительство индивидуального гаража.
25 октября 2012 года за № СК-4867 начальником отдела ФИО3 дан ответ М., в котором указано, что министерство в ответ на заявление сообщает, что согласно Закона РФ № 136-ФЗ от 25.10.2001 года выбор земельного участка осуществляется специальной комиссией из компетентных лиц с участием заинтересованных сторон и органов, которая проводит работу по изучению материалов и обследованию земель в натуре. При этом комиссия руководствуется не только теми требованиями, которые предъявляются к земельному участку заявителем, но и принципами рационального использования земель, охраны природы, приоритета земель сельскохозяйственного назначения, экологическими требованиями. Также местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом: фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. По завершении указанных действий орган, обладающий полномочиями по предоставлению земель, принимает решение о предварительном согласовании или об отказе в предоставлении участка.
ДД.ММ.ГГГГ года М. в Минземимущество РТ подано повторное заявление о предоставлении ей в аренду земельного участка по адресу: г. Кызыл, ул. <адрес> кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1» под строительство индивидуального гаража.
ДД.ММ.ГГГГ года за № № начальником отдела Э. Ондар дан ответ М., в котором указано, что министерство в ответ на заявление сообщает, что выделение земельного участка не представляется возможным, так как испрашиваемый земельный участок уже отведен на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений РТ другому лицу.
Заявитель обжалует указанный ответ Минземимущества РТ, полагая, что органом государственной власти нарушены требования пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
При проверке судом соблюдения срока обращения заявителя в суд установлено следующее.
Согласно статье 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Из заявления следует, что о нарушении прав М. стало известно <адрес> года из вышеуказанного ответа Минземимущества РТ.
Сведений о получении ответа Минземимущества РТ от ДД.ММ.ГГГГ года в материалах дела не имеется, в связи с чем трехмесячный срок обращения в суд заявителями будет исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ года. В суд заявители обратились 09 июля 2013 года, поэтому трехмесячный срок обращения в суд с оспариванием действий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Минземимущества РТ, заявителями не пропущен.
При проверке законности и обоснованности оспариваемого действия Минземимущества РТ в отношении заявителей в связи с подачей им заявления о предоставлении земельного участка установлено следующее.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст.ст. 8, 8.1 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» управление и распоряжение землями, находящимися в собственности Республики Тыва, осуществляет специально уполномоченный Правительством Республики Тыва орган. В сфере использования земель специально уполномоченный орган осуществляет: 1) управление и распоряжение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва земельными участками, находящимися в собственности Республики Тыва, в пределах своих полномочий;…Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва. Органы местного самоуправления городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в порядке, установленном Правительством Республики Тыва, обеспечивают представление информации и передачу документов, необходимых для осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва.
Как установлено судом органом, на который Правительством Республики Тыва возложены полномочия по распоряжению земельными участками республики, в том числе собственность на которые не разграничена, является Министерство земельных и имущественных отношений.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1-5 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно письму Министра земельных и имущественных отношений С.Кызыл-оола от ДД.ММ.ГГГГ года №№, адресованному главному редактору газеты «Тувинская правда» ФИО4 следует, что Минземимущество РТ просит дать информационное сообщение о предоставлении земельного участка Сарыглар Н вх. № от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении земельного участка, общей площадью 30 кв.м в аренду сроком на 5 лет, под строительство капитального гаража, по адресным ориентирам: РТ, г. Кызыл, <адрес>, кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1» гараж №
Из газеты «Тувинская правда» от ДД.ММ.ГГГГ года № следует, что Министерство земельных и имущественных отношений РТ информирует о предоставлении земельного участка Н вх. № от ДД.ММ.ГГГГ года, общей площадью 30 кв.м в аренду сроком на 5 лет, под строительство капитального гаража, по адресным ориентирам: РТ, г. Кызыл, ул. <адрес> кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1» гараж №
Распоряжением Министра земельных и имущественных отношений С.Кызыл-оола № от ДД.ММ.ГГГГ года «О предварительном согласовании места размещения объекта» следует, что Н. выдан акт выбора и обследования земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью 30 кв.м., расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. <адрес> кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1», гараж № с разрешенным использованием под строительство капитального гаража.
Согласно акту выбора и обследования земельного участка для капитального гаража № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что на основании заявления Н вх. № от ДД.ММ.ГГГГ года Н. выделен земельный участок, общей площадью 30 кв.м., расположенный по адресу: РТ, г. Кызыл, ул. <адрес> кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1», гараж № земельный участок рассматривается под строительство гаража.
Распоряжением Министра земельных и имущественных отношений С.Кызыл-оола № от ДД.ММ.ГГГГ года «О предварительном согласовании места размещения объекта» следует, что утвержден акт № выбора и обследования земельного участка из категории земель населенных пунктов, общей площадью 30 кв.м, расположенного по адресу: РТ, г. Кызыл, ул. <адрес>, кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1», гараж № с разрешенным использованием под строительство капитального гаража.
Распоряжением Министра земельных и имущественных отношений С.Кызыл-оола № от ДД.ММ.ГГГГ года предоставлен в аренду сроком на 5 лет гражданину РФ Н земельный участок из категории земель населенных пунктов, общей площадью 30 кв.м, расположенный по адресу: РТ, г. Кызыл, ул. <адрес> кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1», гараж № с разрешенным использованием под строительство капитального гаража. Н обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастр недвижимости в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ. Отделу земельных отношений заключить договор аренды земельного участка с гражданином РФ Н. Право аренды на земельный участок возникает с момента государственной регистрации права в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года №122-ФЗ.
Таким образом, следует признать, что на основании заявления Н. от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО5 распорядилось дать информационное сообщение в газету «Тувинская правда» о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: РТ, г. Кызыл, ул. <адрес>, кооператив индивидуальных гаражей «Магистральный-1», гараж №, Н
Вместе с тем, заявители М. утверждают, что обращались ранее Н ДД.ММ.ГГГГ года в ФИО5 с заявлением о предоставлении указанного земельного участка.
На запрос суд в ФИО5 о предоставлении сведений об обращении заявителей с указанным заявлением в 2011 году, заинтересованное лицо дало ответ, что такими сведениями ФИО5 не располагает.
Таким образом, доводы заявителей об обращении в ФИО5 ранее Н не нашли подтверждения материалами дела. Кроме того, сведения о предоставлении Н. указанного земельного участка было опубликовано в газете «Тувинская правда» еще в 2012 году.
На основании изложенного, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства гаража не имеется, поскольку на момент обращения заявителей в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, указанный земельный участок был предоставлен другому лицу с соблюдением требований ЗК РФ и Конституционного Закона РТ «О земле».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление М о признании недействительным решения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства гаража оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Кызылский городской суд в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2014 года.
Судья А.М. Ооржак