ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5811/2021 от 17.02.2022 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

УИД 54RS0007-01-2021-006176-09Дело № 2а-621/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Мороза И.М.,

секретаря Лачиновой А.Л.,

с участием помощника судьи Буркацкой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с указанным иском к ответчику c требованиями об обязании в срок до /дата/ привести в соответствие с требованиями п.п. 4.5.1.1. и 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 участок автомобильной дороги «Искитим-Верх-Коен-Михайловка» км 34+178 – км 36-700 в Искитимском районе Новосибирской области путем обустройства тротуаром или пешеходной дорожки и установки стационарного наружного электрического освещения. В обоснование исковых требований истец указал, что Искитимской межрайонной прокуратурой на основании решения от /дата/ проведена проверка соблюдения ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» требований законодательства об автомобильных дорогах, о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлены нарушения проверкой установлены следующие нарушения: в нарушение п. 4.6.1.1, п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильной дороге «Искитим-Верх-Коен-Михайловка» км 34+178 – км 36+700 в <адрес> отсутствуют тротуары (пешеходная дорожка) и стационарной освещение. Согласно информации МО МВД России «Искитимский» отделением ГИБДД МО МВД России «Искитимский» проведено обследование места ДТП, произошедшего /дата/ в 02 час. 00 мин. у <адрес> (а/д «Искитим-Верх-Коен-Михайловка»), в ходе которого было выявлено отсутствие пешеходных дорожек (тротуаров), стационарного уличного освещения в нарушение нормативных требований п. 4.6.1.1, п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. По результатам обследования ОГИБДД МО МВД России «Искитимский» /дата/ ГКУ НСО «ТУАД» выдано предписание со сроком исполнения /дата/, которое в настоящее время не исполнено. Указанными нарушениями нарушаются права граждан на безопасные условия дорожного движения, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

В соответствии с п. 3 ст. 33.1 ГПК РФ суд определил о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Представитель административного истца Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области действующий на основании поручения Торопова О.В. в судебном заседании поддержала доводы и требования иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» по доверенности Коцаренко А.А. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва (л.д.56-61), не оспаривала необходимость проведения работ на указанных объектах, возражала относительно срока исполнения, пояснив, что исполнение исковых требований возможно не ранее апреля 2026 года, учитывая наличия финансирования, а также, учитывая сезонный характер работ и доведение Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области лимитов финансирования в пределах предоставленных полномочий для выполнения данных работ.

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства НСО по доверенности Сокол Л.Г. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва (л.д.113-114) а также доводы представителя административного ответчика, указав, что проведение работ напрямую зависит от наличия финансирования.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, и исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ч. 2 ст. 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференцсвязи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

В силу положений ст. 60 и ст. 61 КАС РФ суд принимает только те допустимые доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований регламентировано положениями ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Право граждан на безопасность дорожного движения и ответственность государства в лице его органов за обеспечение безопасности дорожного движения закреплены в ст. 3 и ст. 5 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

В силу ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, дорожные знаки, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары.

В силу ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 №2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» утвержден перечень документов, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

В данный перечень включен в том числе и ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.

ГОСТ Р 52766-2007 распространяется на элементы благоустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам благоустройства автомобильных дорог.

Пунктом 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.

Пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области № 22 от 19.02.2020 утвержден «Перечень технических характеристик автомобильных дорог и сооружений на них общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Новосибирской области» (далее – Приказ Минтранса № 22).

Автомобильная дорога «Искитим-Верх-Коен-Михайловка» (Н-0804) относится к автомобильным дорогам межмуниципального значения и находится в государственной собственности Новосибирской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.7-10).

Данная дорога принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (л.д.11).

/дата/ ОГИБДД МО МВД России «Искитимский» на имя административного ответчика было выдано предписание (л.д.35) о необходимости провести мероприятия по обустройству пешеходных тротуаров на <адрес> (а/д «Искитим-Верх-Коен-Михайловка» и провести мероприятия по обустройству стационарного уличного освещения на <адрес> (а/д «Искитим-Верх-Коен-Михайловка» сроком до /дата/.

/дата/ административный ответчик обратился к Министру транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области по вопросы выделения дополнительных средств в 2021-2023 годах в рамках государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» с целью исполнения требований указанного предписания (л.д. 43-44).

/дата/ из Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области административному ответчику был дан ответ, согласно которому дополнительных поступлений в дорожный фонд Новосибирской области не предусмотрено (л.д.65).

/дата/ административным ответчиком на имя начальника ОГИБДД МО МВД России «Искитимский» был дан ответ об исполнении предписания (л.д.39-42), согласно которому просил предоставить отсрочку исполнения требований до 2025 года, в связи с невозможностью их исполнения в установленный срок по независящим от ГКУ НСО «ТУАД» причинам.

/дата/ начальником МО МВД России «Искитимский» на имя административного истца было подготовлено сообщение (л.д.33-34) с просьбой провести проверку и решении вопроса о принятии мер прокурорского реагирования в отношении административного ответчика.

Решением о проведении проверки от /дата/ было поручено проведение проверки в отношении административного ответчика на предмет соблюдения законодательства об автомобильных дорогах, о безопасности дорожного движения (л.д.4).

/дата/ на имя и.о. начальника ГКУ НСО «ТУАД НСО» было направлено требование о предоставлении документов и обеспечении участия представителя при проведении обследования автомобильной дороги участок км 34+178 – км 36+700 «Искитим-Верх-Коен-Михайловка» (л.д.5).

/дата/ указанные в требовании документы были предоставлены ответчиком (л.д.6).

/дата/ административным ответчиком в адрес и.о. Министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области были направлены сведения о количестве объектов и стоимости их реализации, включенных в «Лист ожидания» (л.д.66-72), в который также была включена автомобильная дорога «Искитим-Верх-Коен-Михайловка», позиция .

/дата/ был составлен акт осмотра (л.д.19), согласно которому установлено, что на указанном участке автомобильной дороги отсутствуют тротуары (пешеходная дорожка), отсутствует стационарное освещение, что подтверждается фототаблицей (л.д.20-32).

Из представленного представителем Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области листа ожидания объектов на 2023-2025 годы по состоянию на /дата/ (л.д.115-116) следует, что автомобильная дорога «Искитим-Верх-Коен-Михайловка» включена в лист ожидания, позиция .

Указанные полномочия ГКУ НСО «ТУАД НСО» осуществляются в пределах лимита финансирования, утвержденного на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области, в соответствии с Законом о бюджете на каждый год и плановый период следующих годов, а также лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в рамках государственных программ, а именно государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области».

В соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области от 27.12.2011 №173 «О наделении полномочиями государственного заказчика» ГКУ «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» уполномочено на размещение в установленном законом порядке государственных заказов Новосибирской области в сфере дорожно-строительного комплекса и заключения государственных контрактов за счет бюджетных средств.

Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получателем бюджетных средств принимаются бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств. Распределяет лимиты бюджетных обязательств между пользователями бюджетных средств главный распорядитель бюджетных средств, которым в соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 №145 «О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области» является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

Учитывая изложенное, установлено, что административный ответчик Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» свои полномочия осуществляет в пределах выделенных лимитов финансирования и в соответствии с поэтапностью проведения стадий строительства согласно разработанному проекту.

Учитывая, что административный ответчик не оспаривает необходимость проведения указанных истцом работ на данном участке автомобильной дороге, поэтому суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и устанавливает срок для исполнения требований административного истца, с учетом принципов разумности и доводов представителя административного ответчика о необходимости выделения бюджетных средств, в срок до 01.01.2024.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области» в срок до 01.01.2024 привести в соответствие с требованиями п.п. 4.5.1.1. и 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 участок автомобильной дороги «Искитим-Верх-Коен-Михайловка» км 34+178 – км 36-700 в Искитимском районе Новосибирской области путем обустройства тротуаром или пешеходной дорожки и установки стационарного наружного электрического освещения.

В остальной части административного искового заявления Искитимского межрайонного прокурора Новосибирской области в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области» – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Новосибирска.

Председательствующий по делу - /подпись/