Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хитренко А.И.
при секретаре судебного заседания Туля О.Е.
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к министерству строительства <адрес> о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству строительства <адрес>, просит взыскать с ответчика недоплаченную сумму субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома в размере 50 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 493 рубля 05 копеек – на день подачи иска и по ставке 7,25% на сумму задолженности до полного исполнения решения суда.
В обоснование иска указала, что является застройщиком жилого дома по адресу: <адрес> Яр, <адрес>. В сентябре 2012 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении целевой субсидии и субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома. На момент подачи заявления размеры указанных субсидий составляли 200 000 рублей каждая. Истец была включена в реестр застройщиков. В этот период в нормативно-правовые акты были внесены изменения, и размер каждой из указанных субсидий стал составлять 150 000 рублей. Вместе с тем, ответчик ДД.ММ.ГГГГ перечислил истцу целевую субсидию (первую субсидию) в размере 200 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец представила ответчику копию кадастрового паспорта на построенный объект индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении компенсационной субсидии (вторая субсидия). Истец обратилась в суд. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования истца были удовлетворены. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была перечислена денежная сумма в размере 150 000 рублей. Полагает, что ответчик не доплатил истцу 50 000 рублей, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском. Кроме того, просит взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами.
В судебное заседание истец, представитель истца не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, дала пояснения согласно письменным возражениям на исковое заявление.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Губернатора Новосибирской области № 102 от 01 апреля 2010 года утверждено Положение о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах Новосибирской области, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов.
Согласно указанному Положению застройщики (физические лица), осуществляющие строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах Новосибирской области, имеют право на получение за счет средств областного бюджета Новосибирской области субсидий на строительство индивидуальных жилых домов.
Предоставление субсидий носит заявительный характер и осуществляется в пределах средств, утвержденных на эти цели законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий финансовый год.
Пунктом 5 Положения установлено, что застройщикам предоставляются субсидии следующих видов: 1) целевая субсидия на строительство индивидуального жилого дома (далее - целевая субсидия); 2) субсидия на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома (далее - компенсация).
Согласно пункту 6 Положения размер целевой субсидии составляет 150 000 рублей.
Если в составе семьи заявителя трое или более несовершеннолетних детей (собственных и (или) усыновленных), размер целевой субсидии увеличивается на 50 000 рублей на третьего и последующих несовершеннолетних детей.
Размер компенсации составляет 150 000 рублей.
Сумма субсидий не может превышать сметную стоимость строительства индивидуального жилого дома. Величина предоставляемой компенсации определяется с учетом подтвержденных фактических затрат по строительству индивидуального жилого дома (не более сметной стоимости строительства) за вычетом предоставленной целевой субсидии.
Размеры целевой субсидии и компенсации, равные 150 000 рублей, были установлены после внесения изменений в указанное Положение 20 февраля 2013 года (Постановление Губернатора Новосибирской области от 20.02.2013 № 38 «О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 01.04.2010 № 102»).
До указанной даты размер целевой субсидии составлял 200 000 рублей, размер компенсации - не более 200 000 рублей.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования ФИО2 к министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения о предоставлении субсидии, признании права на получение субсидии. Признано незаконным решение министерства строительства <адрес> об отказе в предоставлении ФИО2 субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, выраженное в уведомлении №-Вп от ДД.ММ.ГГГГ. Признано право ФИО2 на предоставление субсидии на компенсацию расходов по строительству индивидуального жилого дома.
В ходе рассмотрения данного дела было установлено, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ получила разрешение на строительство № № индивидуального жилого дома по <адрес><адрес>.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась с заявлением о предоставлении ей целевой субсидии на строительство индивидуального жилого дома, предоставила необходимый пакет документов.
ФИО2 была внесена в реестр застройщиков индивидуальных жилых домов.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 была перечислена целевая субсидия на строительство жилого дома в сумме 200 000 рублей.
Правоотношения между ФИО2 и министерством строительства возникли при подаче заявления на предоставление целевой субсидии и рассмотрения представленных документов, включения в реестр застройщиков индивидуальных жилых домов.
Кадастровый паспорт на индивидуальный жилой дом получен ДД.ММ.ГГГГ.
Целевая субсидия перечислена ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после внесения изменений в Положение о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районам <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов (ДД.ММ.ГГГГ).
Кадастровый паспорт получен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения двух лет с момента получения первой части субсидии.
Поскольку право ФИО2 на предоставление субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома возникло после внесения изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (кадастровый паспорт получен ДД.ММ.ГГГГ), суд пришел к выводу, что необходимо руководствоваться редакцией Постановления, которая действовала в этот период.
Учитывая то, что целевая субсидия на строительство индивидуального жилого дома получена ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт на индивидуальный жилой дом получен ДД.ММ.ГГГГ, у министерства строительства <адрес> отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома.
Таким образом, согласно решению Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ право ФИО2 на предоставление субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома возникло после внесения изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (кадастровый паспорт получен ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, необходимо руководствоваться редакцией постановления, которая действовала в этот период.
Ответчик, осуществив ДД.ММ.ГГГГ выплату субсидии в размере 150 000 рублей, руководствовался решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подлежит применению Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№», установившее размер субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома в указанном размере.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО2 указывает, что после подачи ею заявления на выплату субсидии в общем размере 400 000 рублей у ответчика возникла обязанность по выплате компенсационной субсидии в размере 200 000 рублей.
Такие доводы истца суд не может признать состоятельными ввиду нижеследующего.
Первоначально истец обратилась к ответчику с заявлением о выплате целевой субсидии на строительство индивидуального жилого дома ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 была перечислена целевая субсидия на строительство жилого дома сумме 200 000 рублей.
Обращаясь в 2016 году в суд с иском о признании незаконным решения министерства строительства <адрес> об отказе в предоставлении субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома, обосновывая право на получение данной субсидии, ФИО2 указывала, что к сложившимся правоотношениям подлежит применению Положение о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районам <адрес> субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, в новой редакции, поскольку новая редакция была более благоприятна для истца в части сроков предоставления субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома (в течение 3 лет с даты перечисления целевой субсидии).
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО2 в этой части признаны обоснованными.
Вместе с тем, подавая настоящий иск, истец фактически просит применить к сложившимся правоотношениям в части размера субсидии Положение о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районам <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов в старой редакции.
Таким образом, к правоотношениям по предоставлению компенсации расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома истец фактически просит применить одновременно Положение о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районам <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов и в старой (к размеру субсидии), и в новой редакции (к срокам предоставления субсидии), что нельзя признать правомерным.
Согласно требованиям статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (пункт 2).
В силу пункта 6 Положения о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов сумма субсидий не может превышать сметную стоимость строительства индивидуального жилого дома. Величина предоставляемой компенсации определяется с учетом подтвержденных фактических затрат по строительству индивидуального жилого дома (не более сметной стоимости строительства) за вычетом предоставленной целевой субсидии.
Для получения компенсации застройщик дополнительно к документам, указанным в пункте 11 Положения, представляет копию кадастрового паспорта на созданный (построенный) объект индивидуального жилищного строительства с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы на строительство индивидуального жилого дома на сумму не менее разницы между суммой субсидий и суммой подтвержденного целевого использования целевой субсидии (пункт 11.1 Положения о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районам <адрес> субсидий на строительство индивидуальных жилых домов).
Таким образом, суд приходит к выводу, что до подтверждения произведенных расходов на строительство индивидуального жилого дома, в частности, до выдачи кадастрового паспорта на индивидуальный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ, право на получение компенсации объективно не могло возникнуть, следовательно, к правоотношениям ФИО2 и министерства строительства <адрес> по предоставлению на строительство индивидуального жилого дома, возникшим до введения в действие Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№», оно применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Кроме того, представитель истца ФИО3 в ходе судебного заседания пояснила, что истец связывает возникновение права на компенсацию расходов с получением кадастрового паспорта – октябрь 2015 года (л.д.39).
Согласно пункту 6 Положения о порядке и размерах предоставления застройщикам, осуществляющим строительство индивидуальных жилых домов в муниципальных районах <адрес>, субсидий на строительство индивидуальных жилых домов, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, размер субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома составляет 150 000 рублей.
Как следует из платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ, 150 000 рублей было перечислено ФИО2 в качестве субсидии на компенсацию расходов застройщика по строительству индивидуального жилого дома (л.д.32).
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО2 о взыскании с министерства строительства <адрес> задолженности в сумме 50 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны с другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Поскольку в данном случае правоотношения по предоставлению субсидий возникают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым возможность применения гражданского законодательства не предусмотрена, основания для взыскания с Министерства процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют (пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
Применение к ответчику мер гражданско-правовой ответственности в виде процентов за пользование чужими денежными средствами нельзя признать правомерным. Предоставление субсидии не оформлено гражданско-правовым договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса РФ также не подлежат удовлетворению, поскольку между истцом и ответчиком отсутствуют правоотношения гражданско-правового характера.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к министерству строительства <адрес> о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Судья (подпись) Хитренко А.И.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья Хитренко А.И.