ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-581/10 от 15.12.2010 Нехаевского районного суда (Волгоградская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» декабря 2010 года ст. Нехаевская

НЕХАЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе судьи Киселевой О.О.,

с участием помощника прокурора Нехаевского района Мамонтова Г.К., представителя <данные изъяты> Фесенко В.А., при секретаре Горобцовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к <данные изъяты> о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нехаевского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к <данные изъяты> о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха. В обосновании своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности <данные изъяты> в ходе которой выявлены существенные нарушения указанного законодательства. В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" данный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Согласно ст. 3 Закона основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного "регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; обязательность соблюдения требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно ч. 3, 5, 7 ст. 12 Закона предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством РФ. В соответствии с п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Согласно ч. 1 ст. 22 Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством РФ. <данные изъяты> эксплуатирующее центральную котельную <адрес>, не обеспечено проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не разработаны предельно допустимые выбросы, не осуществляется учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Как следствие всего вышеперечисленного, <данные изъяты> как юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не исполняются обязанности установленные ст. 30 Закона. Таким образом, обстоятельства нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ.

Помощник прокурора Нехаевского района Мамонтов Г.К. В судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Согласен с предоставлением трёхмесячного срока для исполнения решения.

Представитель ответчика - Фесенко В.А., <данные изъяты>, действующий на основании доверенности в судебном заседании согласился с иском и суду пояснил, что в настоящее время началась подготовка к инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, однако для проведения всех работ требуется время, финансовые затраты, поэтому просит предоставить срок 3 месяца для исполнения решения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора законными и обоснованными.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" данный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 3, 5, 7 ст. 12 Закона предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии с п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке определенном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление многочисленно, эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. ст. 1,2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно информационной справке о выявленных нарушениях законодательства РФ в области охраны окружающей среды в ходе участия в проверке, проводимой ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Нехаевского района <данные изъяты> эксплуатирует участок котельных и тепловых сетей (эксплуатирует здания центральной котельной и , здания котельных и ); ЖЭУ (эксплуатирует материальный склад и ), а также автомобильный гараж, здание конторы и здание бани. <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ израсходовано <данные изъяты> куб. метров природного газа. Выявлены нарушения в области охраны атмосферного воздуха, а именно <данные изъяты> не было проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и им не были разработаны предельно допустимые выбросы, а также не осуществлялся учёт выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в нарушение ст.ст.12,22,25,30 и 31 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ. Кроме того, осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без разрешения, выданного территориальным органом исполнительной власти в области окружающей среды, определённым Правительством РФ в нарушение ст.ст.14,30 и 31 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 года № 96-ФЗ. (л.д4-6).

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора к <данные изъяты> о понуждению к устранению нарушений природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к <данные изъяты> о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха удовлетворить.

Обязать <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух; получить разрешение выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд течение 10 суток через Нехаевский районный суд Волгоградской области.

Решение изготовлено в совещательной комнате с применением компьютера.

Судья Киселева О.О.