ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-581/14 от 13.10.2014 Скопинского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Скопинский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи – Стениной О.В.

прокурора – Грачевой Ю.И.,

при секретаре – Ивановой О.В.,

заявителя – ФИО1,

представителя участковой избирательной комиссии Скопинского района Рязанской области по избирательному округу избирательного участка ФИО8,

представителей территориальной избирательной комиссии Скопинского района Рязанской области – ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес>

гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам,

УСТАНОВИЛ:


ФИО1 обратилась в суд с заявлением об отмене решения участковой избирательной

комиссии об итогах голосования по выборам. В обоснование заявленных требований

указала, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. Заявитель являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов МО <адрес> городское поселение третьего созыва по избирательному округу . По указанному выше округу голосование проходило на двух избирательных участках: и . На депутатские мандаты на избирательном округе претендовали 8 кандидатов. В день голосования на избирательном участке были допущены грубые нарушения порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов.

1.Так, голосование в нарушение п.4 ст.19 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» проходило по двум избирательным округам: по округу – несколько улиц р.<адрес> и <адрес>; по округу несколько улиц р.<адрес> и <адрес> с пересечением границами избирательных участков границ избирательных округов.

2.После окончания голосования при вскрытии одного из стационарных ящиков для голосования были обнаружены около 30 штук плотно сложенных в пачку бюллетеней.

3.В нарушение ст.68 ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» была нарушена последовательность подсчета голосов: сначала был произведен подсчет по книгам списка избирателей, а затем – подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней.

4.В нарушение требований п.п.7,18,19 ст.64 Закона Рязанской области №63-ОЗ от 05.08.2011 года «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области» председатель участковой избирательной комиссии ФИО8 постоянно забывала заполнять увеличенную копию протокола, находившуюся на информационном стенде в помещении УИК.

5.Согласно итоговому протоколу голосования и увеличенной форме протокола, после неоднократного и гласного подсчета количества избирательных бюллетеней по избирательному округу голоса избирателей между кандидатами в депутаты на избирательном участке распределились следующим образом: ФИО9 – 74, ФИО10 – 51, ФИО11 – 53, ФИО12 – 79, ФИО13 – 83, ФИО14 – 4, ФИО1 – 70, ФИО15 – 42. Впоследствии после завершения подсчета в нарушение ч.24 ст.64 указанного выше Закона Рязанской области №63-ОЗ от 05.08.2011 года рассортированные избирательные бюллетени по избирательному округу не были упакованы в мешки или коробки с указанием избирательного участка и опечатаны, а вся стопка бюллетеней была удалена со стола, где производился подсчет голосов, и была перемещена на стол секретаря участковой избирательной комиссии ФИО26, где на протяжении 20 минут была оставлена без контроля. Тем временем членами участковой избирательной комиссии осуществлялся подсчет голосов по избирательному округу на избирательном участке . На указанном участке голоса избирателей распределились следующим образом: ФИО9 – 13, ФИО10 -35, ФИО11 – 23, ФИО12 – 17, ФИО13 – 11, ФИО14 – 2, ФИО1 – 8, ФИО15 – 3. После суммирования голосов по двум избирательным участкам получили: ФИО12 – 96, ФИО13 – 94, ФИО9 – 87, ФИО10 – 86, ФИО1 – 78, ФИО11 – 76, ФИО15 – 45, ФИО14 – 6. Затем по безосновательному требованию наблюдателя партии «Единая Россия» ФИО24 был произведен повторный подсчет бюллетеней по избирательному округу , по результатам которого в пачке бюллетеней за кандидата ФИО1 обнаружено 4 недействительных бюллетеня. Ввиду явного нарушения ст.64 Закона Рязанской области №63-ОЗ от 05.08.2011 года заявитель, а также члены избирательной комиссии отказались признавать данные 4 бюллетеня законными, что было отражено в протоколе «Особое мнение». Однако под давлением наблюдателя ФИО24, главы МО <адрес> муниципальное образование ФИО16, находившихся на избирательном участке в день голосования вопреки требованиям п.п.1, 4 ст.21 указанного выше Закона Рязанской области, председателем избирательной комиссии ФИО8 указанный выше документ был уничтожен и был составлен новый протокол, в котором число голосов за кандидата ФИО1 составило 66. В результате кандидат ФИО1 фактически утратила возможность получить статус депутата. Итоговое заседание избирательной комиссии в нарушение ч.27 ст.64 Закона Рязанской области №63-ОЗ от 05.08.2011 года проведено не было. Указанные выше нарушения законодательства РФ о выборах, по мнению заявителя, не позволяют выявить действительную волю избирателей, ввиду чего в соответствии с п. «е» ч.2 ст.77 ФЗ от 12.08.2002 года №67-ФЗ (в редакции ФЗ от 02.04.2014 года №51-ФЗ) являются основанием для отмены решения об итогах голосования и результатов выбора. При изложенных обстоятельствах просит: отменить решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение третьего созыва на избирательном участке по избирательному округу ; признать результаты выборов депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение третьего созыва на избирательном участке по избирательному округу недействительными.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержала заявленные требования, повторив доводы, изложенные в заявлении.

Заинтересованное лицо – представитель участковой избирательной комиссии ФИО8 возражает против заявленных требований, считает их надуманными и необоснованными. Пояснила, что являлась председателем участковой избирательной комиссии по выборам депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. Заявитель ФИО1 выступала в качестве зарегистрированного кандидата в депутаты в члены Совета. Каких-либо жалоб и заявлений о нарушении избирательного законодательства от ФИО1 и ее наблюдателей в день голосования ДД.ММ.ГГГГ в участковую избирательную комиссию не поступало. Вброс пачки бюллетеней в ящик для голосования ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован членами избирательной комиссии не был. Подсчет голосов проводился в порядке и очередности, установленной действующим законодательством. Увеличенная форма протокола, находившегося на информационном стенде, постоянно и своевременно ею заполнялась. Каких-либо нареканий на этот счет от кандидатов в депутаты, от членов избирательной комиссии в ее адрес в день голосования не поступало. По результатам подсчета по избирательному участку по первому округу за кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов. Пачка пересчитанных бюллетеней в неупакованном виде была перемещена на ее стол и находилась в поле зрения всех присутствующих на территории участка, в том числе кандидатов в депутаты и их наблюдателей. Впоследствии при пересчете бюллетеней по первому округу, инициированном наблюдателем ФИО5, в пачке бюллетеней ФИО1 было обнаружено 4 недействительных бюллетеня. Результаты голосования были отражены в протоколе участковой избирательной комиссии, оформленном надлежащим образом и направленном в ТИК <адрес>. Особое мнение членов участковой избирательной комиссии в день голосования не составлялось и к протоколу не прилагалось. Какого-либо вмешательства в работу участковой избирательной комиссии со стороны наблюдателя от ВПП «Единая Россия» ФИО24 и главы МО <адрес> городское поселение ФИО16 не оказывалось. Последний периодически появлялся на избирательном участке с целью проверки его технического обеспечения. После завершения подсчета голосов по обоим округам было проведено итоговое заседание и подписаны протоколы об итогах голосования.

Представители ТИК Скопинского района Рязанской области в лице ФИО2, ФИО3, ФИО4 возражают против заявленных требований. Полагают, что оспариваемое решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение третьего созыва на избирательном участке по избирательному округу является законным и обоснованным; оснований для признания незаконными результатов выборов по указанному округу не имеется, ввиду чего в удовлетворении заявления ФИО1 просят отказать.

Свидетель ФИО17 показала в суде, что она состоит в дружеских отношениях с заявителем ФИО1 На выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес> последняя выступала в качестве зарегистрированного кандидата в депутаты. В день голосования она (ФИО17) являлась наблюдателем ФИО1 На территории избирательного участка она находилась примерно с 7 часов 45 минут. После окончания голосования при вскрытии стационарных ящиков ею была замечена пачка сложенных бюллетеней в количестве 10-20 штук, на что ФИО1 было обращено внимание председателя участковой избирательной комиссии ФИО8 Далее были отсортированы недействительные бюллетени, после чего начался подсчет голосов по каждому кандидату. После гласного подсчета по первому округу за кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов, что было зафиксировано в увеличенной форме протокола итогов голосования на информационном стенде избирательного участка, в которую своевременно председателем УИК ФИО8 вносились соответствующие сведения. Далее посчитанные бюллетени в неопечатанном виде были перемещены на стол председателя участковой избирательной комиссии. Затем начался подсчет голосов по второму округу, после которого наблюдатель от партии «Единая Россия» ФИО5 инициировал пересчет голосов по первому округу, по результатам которого в пачке кандидата ФИО1 было выявлено 4 недействительных бюллетеня. Изначально члены участковой комиссии отказались подписывать данный протокол. Председателем комиссии ФИО8 был составлен протокол «Особое мнение», который впоследствии был порван. Однако впоследствии под давлением наблюдателя ФИО24, главы МО <адрес> городское поселение ФИО16 протокол об итогах голосования членами УИК был подписан. Полагает, что в процессе подсчета голосов имел место факт фальсификации, результаты голосования были искажены, ввиду чего кандидат ФИО1 не прошла в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>.

Свидетель ФИО15 показала в суде, что на выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес> она выступала в качестве зарегистрированного кандидата в депутаты. В день голосования ДД.ММ.ГГГГ на территории избирательного участка она появлялась периодически. После закрытия избирательного участка при переворачивании урны она заметила пачку сложенных бюллетеней в количестве около 40 штук, на что кандидат в депутаты ФИО1 обратила внимание членов комиссии. Затем состоялся открытый подсчет голосов по первому округу. В процессе подсчета было выявлено 8 недействительных бюллетеней. За кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов. При этом каких-либо нареканий в процессе подсчета от членов комиссии, наблюдателей не поступало. Указанные выше цифры были отражены в увеличенной форме протокола об итогах голосования, которая периодически обновлялась. Посчитанная стопка бюллетеней в неопечатанном виде была перемещена на стол председателя комиссии, после чего начался подсчет голосов по второму округу. В середине подсчета она (ФИО15 ушла домой. Считает, что в день голосования на членов избирательной комиссии оказывалось воздействие со стороны наблюдателя ФИО24 и главы администрации МО <адрес> городское поселение ФИО16, которые постоянно давали рекомендации председателю комиссии ФИО8

Из свидетельских показаний ФИО18 следует, что на выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес> она являлась членом участковой избирательной комиссии. В 20 часов после закрытия избирательного участка при переворачивании ящиков она заметила несколько пачек сложенных бюллетеней (около 10). Кандидат в депутаты ФИО1 также акцентировала на это внимание членов комиссии. В процессе подсчета голосов за кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов. Посчитанные бюллетени были перемещены на стол председателя УИК. Они находились в поле зрения членов комиссии, кандидатов в депутаты и наблюдателей. После подсчета голосов по второму округу наблюдатель ФИО24 инициировал пересчет голосов по первому округу. В процессе пересчета сверху пачки было выявлено четыре недействительных бюллетеня, в результате чего количество голосов за ФИО1 снизилось до 66. Члены комиссии выразили свое возмущение и отказались подписывать данный протокол. Председатель комиссии ФИО8 составила протокол «Особое мнение», который впоследствии последней под давлением ФИО16 был уничтожен. Протокол об итогах голосования по избирательному участку она (ФИО18) подписала добровольно. Иного протокола, в частности содержащего сведения, отраженные в увеличенной форме протокола с отражением 70 голосов, отданных за ФИО1, ни она, ни другие члены комиссии ДД.ММ.ГГГГ не подписывали

Из свидетельских показаний ФИО19 видно, что она являлась членом участковой избирательной комиссии на выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в день голосования она ездила по месту жительства избирателей, голосующих на дому. На территории избирательного участка появилась около 18 часов. В 20 часов избирательный участок закрылся и начался подсчет голосов. Подсчет производился гласно и открыто в соответствии с установленными законом требованиями. После того, как бюллетени были выложены на стол, кандидат в депутаты ФИО1 обратила внимание членов комиссии на пачку бюллетеней. В результате подсчета бюллетеней по первому округу было установлено, что за кандидата ФИО1 отдано 70 голосов, что было отражено в увеличенной форме протокола на информационном стенде. Между-тем, кем-либо из членов комиссии данный протокол подписан не был. Затем пересчитанные бюллетени в неупакованном виде были переложены на стол председателя комиссии ФИО8, после чего начался подсчет голосов по второму округу. В процессе данного подсчета был обнаружен 1 недействительный бюллетень, ввиду чего наблюдатель ФИО24 инициировал пересчет голосов по второму округу. В результате пересчета в пачке бюллетеней за кандидата ФИО1 было обнаружено 4 недействительных бюллетеня. Устно члены комиссии выразили возмущение. Указанная выше пачка бюллетеней по первому округу находилась в поле зрения лиц, находящихся на территории избирательного участка. Чем обусловлено изменение в результатах голосования по кандидату ФИО1, ей (ФИО19) не известно. Уничтожались ли председателем комиссии ФИО8 в день голосования какие-либо протоколы, в том числе протокол «Особое мнение», она (ФИО19) не видела. Протокол об итогах голосования по избирательному участку был подписан ею (ФИО19) и другими членами комиссии добровольно по результатам итогового заседания УИК. В ее присутствии со стороны главы администрации МО <адрес> городское поселение ФИО16, наблюдателя ФИО24 какого-либо вмешательства в работу избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ не было.

Свидетель ФИО20 показала в суде, что она являлась членом участковой избирательной комиссии на выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в день выборов она выезжала с ящиком для голосования по домам избирателей, ввиду чего на территории участка появилась во второй половине дня. После завершения голосования начался подсчет голосов по округам, который производился в установленном законом порядке. При переворачивании ящиков для голосования кандидат ФИО1 обратила внимание членов комиссии на пачку сложенных бюллетеней. По первому округу за кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов, что было отражено в увеличенной форме протокола на информационном стенде УИК. После этого пересчитанные бюллетени по первому округу в неопечатанном виде были переложены на стол председателя комиссии и начался подсчет по второму округу, в ходе которого в пачке был обнаружен один недействительный бюллетень. В этой связи наблюдатель ФИО24 предложил пересчитать бюллетени по первому округу. В процессе пересчета в пачке бюллетеней кандидата ФИО1 было выявлено 4 недействительных бюллетеня, ввиду чего число голосов за нее сократилось до 66. Полагает, что разница в подсчете голосов могла быть обусловлена человеческим фактором, т.е. ошибкой в подсчете. Протокол об итогах голосования был подписан ею (ФИО20) и другими членами комиссии добровольно. Иного протокола, в частности содержащего сведения, отраженные в увеличенной копии протокола с отражением 70 голосов, отданных за ФИО1, ни она (ФИО20 ни другие члены комиссии не подписывали. Также поясняет, что в ее присутствии протокол «Особое мнение» не составлялся и председателем комиссии не уничтожался. Какого – либо влияния на работу избирательной комиссии со стороны наблюдателя ФИО24, главы администрации МО <адрес> городское поселение ФИО16 не оказывалось. После итогового заседания УИК членами комиссии были подписаны протоколы об итогах голосования.

Из свидетельских показаний ФИО21 следует, что она являлась членом участковой избирательной комиссии на выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. В день выборов ДД.ММ.ГГГГ она выезжала с ящиком для голосования по домам избирателей, ввиду чего на территории участка появилась около 18 часов. После завершения голосования при выкладывании из ящиков сложенной пачки бюллетеней она ФИО21) не видела. По результатам подсчета по первому округу за кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов. В процессе подсчета голосов по второму округу был выявлен один недействительный бюллетень, ввиду чего наблюдатель ФИО24 предложил пересчитать голоса по первому округу. В результате пересчета в пачке бюллетеней кандидата ФИО1 было обнаружено 4 недействительных бюллетеня. Не исключает наличие человеческого фактора, связанного с невнимательностью членов комиссии при подсчете бюллетеней. Протокол об итогах голосования по избирательному участку по округу был подписан ею и остальными членами комиссии добровольно и единогласно. Иные протоколы об итогах голосования по указанному выше участку и округу, в том числе со сведениями, указанными в увеличенной форме протокола, члены комиссии ДД.ММ.ГГГГ не подписывали. В ее присутствии протокол «Особое мнение» по избирательному участку по округу не составлялся и не уничтожался. Вмешательства в работу избирательной комиссии со стороны наблюдателя ФИО24, главы администрации МО <адрес> городское поселение ФИО16 не наблюдалось.

Свидетель ФИО22 пояснила в суде, что она являлась членом участковой избирательной комиссии на выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в день голосования она появилась на территории избирательного участка около 18 часов, поскольку выезжала с ящиком для голосования по домам избирателей. После 20 часов начался подсчет голосов избирателей. При вскрытии стационарных ящиков для голосования плотно сложенных пачек бюллетеней она не видела. Она (ФИО22) лично производила подсчет голосов за кандидата ФИО1 В результате гласного, открытого подсчета по первому округу за данного кандидата было зафиксировано 70 голосов. Пачка пересчитанных бюллетеней была перемещена на стол председателя комиссии ФИО8 и находилась в поле зрения всех присутствующих на территории участка, в том числе кандидатов в депутаты и их наблюдателей. Затем начался подсчет голосов по второму округу, в ходе которого был обнаружен 1 недействительный бюллетень. В этой связи наблюдатель ФИО24 инициировал пересчет голосов по первому округу, в ходе которого в пачке бюллетеней ФИО1 было обнаружено 4 недействительных бюллетеня. Полагает, что данные недействительные бюллетени при подсчете голосов по первому округу избирательного участка могли быть не замечены изначально ввиду невнимательности. Протокол об итогах голосования по избирательному участку по первому округу был подписан ею и остальными членами комиссии добровольно. Иные протоколы об итогах голосования по указанному выше участку и округу, в том числе со сведениями, указанными в увеличенной форме протокола, члены УИК ДД.ММ.ГГГГ не подписывали. В ее присутствии протокол «Особое мнение» по избирательному участку по округу не составлялся и председателем комиссии ФИО8 не уничтожался. Считает, что какого – либо влияния на работу избирательной комиссии со стороны наблюдателя ФИО24, главы администрации МО <адрес> городское поселение ФИО16 не оказывалось.

Из свидетельских показаний ФИО23 следует, что она являлась членом участковой избирательной комиссии на выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ после завершения процедуры голосования были вскрыты переносные ящики и стационарные ящики. Бюллетени были соединены, распределены по округам, кандидатам. После завершения голосования при выкладывании из ящиков сложенной пачки бюллетеней она (ФИО23) не видела. По результатам подсчета по избирательному участку по первому округу за кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов. Однако впоследствии после обнаружения при подсчете по второму округу одного недействительного бюллетеня наблюдателем ФИО24 был инициирован пересчет голосов по первому округу. В результате пересчета в пачке бюллетеней кандидата ФИО1 было обнаружено 4 недействительных бюллетеня, ввиду чего число голосов за данного кандидата сократилось до 66. Протокол об итогах голосования по избирательному участку по первому округу был подписан ею и остальными членами комиссии добровольно по результататам итогового заседания УИК. Иные протоколы об итогах голосования по указанному выше участку и округу, в том числе со сведениями, указанными в увеличенной форме протокола, члены комиссии ДД.ММ.ГГГГ не подписывали. В ее присутствии протокол «Особое мнение» по избирательному участку по первому округу не составлялся и не уничтожался. Полагает, что в данном случае расхождение голосов имело место по причине человеческого фактора, а именно невнимательности членов комиссии при подсчете. Также пояснила, что после подсчета голосов по первому округу пересчитанные бюллетени, действительно, упакованы и опечатаны не были. Между тем, они находились на столе председателя комиссии в поле зрения всех присутствующих на территории участка, в том числе кандидатов в депутаты и их наблюдателей. Считает, что вмешательства в работу избирательной комиссии со стороны наблюдателя ФИО24, главы администрации МО <адрес> городское поселение ФИО16 не наблюдалось.

Свидетель ФИО24 показал в суде, что он работает в должности <данные изъяты>. В непосредственном подчинении главы МО <адрес> городское поселение ФИО16 не находится. ДД.ММ.ГГГГ был направлен от местного отделения ВВП «Единая Россия» на избирательный участок на выборы депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. В день голосования находился на территории указанного участка с 08 часов до 20 часов 30 минут. После завершения голосования при выкладывании из ящиков сложенной пачки бюллетеней он (ФИО24) не видел. По результатам подсчета по избирательному участку по первому округу за кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов. Однако впоследствии после обнаружения при подсчете по второму округу одного недействительного бюллетеня им был инициирован пересчет голосов по первому округу. В результате пересчета в пачке бюллетеней кандидата ФИО1 было обнаружено 4 недействительных бюллетеня. Полагает, что в данном случае расхождение голосов имело место по причине человеческого фактора, а именно невнимательности членов комиссии при подсчете. Считает, что фальсификация 4 недействительных бюллетеней исключена, поскольку данные бюллетени фактически находились на столе председателя комиссии в поле зрения всех присутствующих на территории участка, в том числе кандидатов в депутаты и их наблюдателей. В его присутствии протокол «Особое мнение» по избирательному участку по округу не составлялся и председателем комиссии ФИО8 не уничтожался. Также пояснил, что он (ФИО24) осуществлял свои права в соответствии с действующим законодательством и ни на председателя избирательной комиссии, ни на членов комиссии в день голосования какого-либо давления не оказывал. Полагает, что его присутствие не могло повлиять на волеизъявление граждан и на результаты голосования.

Из свидетельских показаний ФИО25 следует, что она являлась заместителем председателя участковой избирательной комиссии на выборах депутатов в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. В день голосования ДД.ММ.ГГГГ каких-либо жалоб на работу избирательной комиссии не поступало. В 20 часов избирательный участок был закрыт, были погашены неиспользованные бюллетени, вскрыты переносные и стационарные ящики для голосования. При этом сложенных пачек бюллетеней она (ФИО25) не видела. После соединения бюллетеней в установленной законом последовательности начался подсчет голосов по кандидатам и по округам. По результатам подсчета по первому округу за кандидата ФИО1 было отдано 70 голосов. В процессе подсчета голосов по второму округу был выявлен один недействительный бюллетень, ввиду чего наблюдатель ФИО24 предложил пересчитать голоса по первому округу. В результате пересчета в пачке бюллетеней кандидата ФИО1 было обнаружено 4 недействительных бюллетеня. Не исключает наличие человеческого фактора, связанного с невнимательностью членов комиссии при подсчете бюллетеней. Исключает фальсификацию, поскольку пачка пересчитанных неупакованных по избирательному участку по первому округу бюллетеней фактически находились на столе председателя комиссии в поле зрения всех присутствующих на территории участка, в том числе кандидатов в депутаты и их наблюдателей. Протокол об итогах голосования по избирательному участку по округу был подписан ею и остальными членами комиссии добровольно и единогласно. Иные протоколы об итогах голосования по указанному выше участку и округу, в том числе со сведениями, указанными в увеличенной форме протокола, члены комиссии ДД.ММ.ГГГГ не подписывали. В ее присутствии протокол «Особое мнение» по избирательному участку по округу не составлялся и не уничтожался. Вмешательства в работу избирательной комиссии со стороны наблюдателя ФИО24, главы администрации МО <адрес> городское поселение ФИО16 не наблюдалось.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетельские показания, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно преамбуле Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. от 02.04.2014 N 51-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также в Законе Рязанской области от 05 августа 2011 года № 63-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области».

Согласно части 1 статьи 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В силу частей 1, 2 статьи 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а также основания, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установлены статьей 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно п. «е» ч.2 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов являются такие нарушения законодательства Российской Федерации, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 22 апреля 2013 г. N8-П, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.01.2002 г. №1-П.

В силу ч.1 ст.18 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федерального закона) для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

В соответствии с ч.4 ст.19 Федерального закона границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Федерального закона на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом.

Процедура подсчета голосов избирателей, а также составления протоколов об итогах голосования и устранения выявленных в них неточностей предусмотрена ст. ст. 68 и 69 Федерального закона.

В силу ст.68 Федерального закона, подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса (ч.1).

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели (ч.2).

После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования (ч.3).

При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (ч.9).

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (ч.10).

Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается (ч.14).

Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи и пунктом 15 статьи 65 настоящего Федерального закона) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы (ч.17).

После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы (ч.18).

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней (ч.19).

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования (ч.20).

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета (ч.21).

После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. (ч.22).

После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, число бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи (ч.23).

Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. (ч.25).

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания (ч.26).

Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. (ч.27).

При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись (ч.28).

По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования (ч.29).

Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, референдум, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии прилагаются ко второму экземпляру протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию (ч.30).

Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, документацией референдума, включая бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения (ч.31).

В соответствии со ст.69 Федерального закона, первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум (ч.1).

На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.

Аналогичные требования содержатся в Законе Рязанской области №63-ОЗ от 05.08.2011 года «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области».

Согласно ч.1 ст.21 указанного выше закона на всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка.

В соответствии с ч.4 ст.21 указанного закона при проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

В судебном заседании установлено, что на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>. Решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определены схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления городских, сельских поселений МО <адрес> в границах <адрес> городское поселение:

в избирательный округ вошли: <адрес>2. Председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка назначена ФИО8; секретарем – ФИО26 Данные факты подтверждаются решением Совета депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решениями ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, решением участковой избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что в качестве депутатов Совета депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес> по многомандатному избирательному округу зарегистрированы: ФИО1, ФИО14, ФИО15, ФИО9, ФИО10, ФИО11ФИО12, ФИО13, что подтверждается решениями ТИК <адрес>, , , , , , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что наблюдателем на избирательный участок на выборы в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес> от местного отделения ВВП «Единая Россия» ДД.ММ.ГГГГ выступал <данные изъяты> в администрации МО <адрес>ФИО24, что подтверждается соответствующим направлением и приведенной выше совокупностью свидетельских показаний.

Судом также установлено, что по итогам подсчета голосов избирателей за зарегистрированных кандидатов подано голосов: по избирательному участку по округу : ФИО9 -13, ФИО10 – 35, ФИО11 – 23, ФИО12 – 17, ФИО13 – 11, ФИО14 – 2, ФИО1 – 8, ФИО15 – 3; по избирательному участку по округу : ФИО9 – 74, ФИО10 – 51, ФИО11 – 53, ФИО12 – 79, ФИО13 – 83, ФИО14 – 4, ФИО1 – 66, ФИО15 – 42. Решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выборы депутатов Совета депутатов МО <адрес> городское поселение по многомандатному избирательному округу и по многомандатному избирательному округу признаны состоявшимися и действительными. По многомандатному избирательному округу в Совет депутатов МО <адрес> городское поселение избраны: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13; по многомандатному избирательному округу ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31 Данные факты подтверждаются объяснениями заинтересованных лиц - представителей участковой избирательной комиссии и ТИК <адрес>, протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ по избирательным участкам по округу , по округу , сводной таблицей окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Совета депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>, решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами окружной избирательной комиссии , о результатах выборов от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом также установлено, что в день голосования ДД.ММ.ГГГГ каких-либо жалоб, связанных с нарушением избирательного законодательства, от кандидата ФИО1 в УИК, ТИК Скопинского района, правоохранительные органы не поступало. В настоящий момент в Следственном комитете РФ по Рязанской области проводится проверка по заявлению ФИО1 по факту нарушений действующего законодательства о выборах. Решение по данному обращению до настоящего времени не принято, что подтверждается объяснениями заявителя, ответом на запрос суда из Скопинского межрайонного следственного отдела СУ СК России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.ст.12,56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований и возражений.

В этой связи заявителю было предложено представить доказательства нарушения оспариваемым решением участковой избирательной комиссией ее прав.

Между тем, таких доказательству суду ФИО1 не представлено.

Доводы заявителя о незаконности объединения в одну общую территорию избирательного участка двух избирательных округов при проведении выборов, по мнению суда, являются необоснованными, поскольку в правовых нормах, предусмотренных п.1 ст.18 и п.4 ст.19 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» нет запрета объединять на одном избирательном участке два избирательных округа.

Ссылка заявителя на нарушение последовательности подсчета голосов в день голосования, на нарушения, связанные с несвоевременным оформлением увеличенной формы протокола, а также на непроведение итогового заседания, являются голословными и надуманными, поскольку опровергаются приведенной выше совокупностью свидетельских показаний.

При этом суд критически относится к свидетельским показаниям ФИО17 – наблюдателя заявителя ФИО1, состоящей с ней в дружеских отношениях, ФИО15, являвшейся кандидатом в депутаты, поскольку информация, содержащаяся в их показаниях, носит противоречивый характер и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств, в частности показаниями других свидетелей ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, не являющихся заинтересованными лицами, показания которых согласуются с приведенными выше письменными доказательствами по делу: протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования от ДД.ММ.ГГГГ по избирательному участку по округу , сводной таблицей окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Совета депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>,.

Суд полагает, что сама по себе представленная заявителем увеличенная форма протокола об итогах голосования по избирательному участку является недопустимым и недостоверным доказательством, поскольку она не отвечает требованиям законодательства. Так, исходя из 2.3.6 п.2.3 раздела 2 Инструкции по организации единого порядка голосования…, утвержденной Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ, увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол УИК, а данные, занесенные а нее, не имеют юридического значения. Как было установлено в судебном заседании, протокол об итогах голосования по избирательному участку по округу был добровольно подписан всеми членами УИК ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 15 минут и оформлен в соответствии с требованиями ст.ст.67,68 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Факт составления ДД.ММ.ГГГГ в УИК иных протоколов об итогах голосования по указанному выше округу, в том числе протокола «Особое мнение», а равно факт уничтожения данных документов бесспорного подтверждения в судебном заседании не нашел.

Вместе с тем, суд считает подтвержденными: нарушение вопреки требованиям ч.4 ст.21 Закона Рязанской области №63-ОЗ от 05.08.2011 года «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области» участия в выборах в качестве наблюдателя от партии «Единая Россия» ФИО24 как должностного лица, находящегося в непосредственном подчинении главы администрации МО Скопинский муниципальный район Рязанской области, а также несвоевременная упаковка в нарушение требований ч.23 ст.68 указанного выше Федерального закона рассортированных бюллетеней после завершения подсчета голосов по первому округу.

Однако, по мнению суда, сами по себе данные нарушения избирательного законодательства не могут быть отнесены к числу нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными. Бесспорных же доказательств, свидетельствующих о наличии существенных нарушений законодательства РФ о выборах, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей в ходе выборов депутатов Совета депутатов МО <адрес> городское поселение <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не установлено. Факты противоправных деяний, связанные с фальсификацией 4 избирательных бюллетеней, до настоящего времени ни в уголовном, ни в административном порядке не подтверждены.

В этой связи заявление ФИО1 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам удовлетворению не подлежит. Между тем, в случае подтверждения в установленном законом порядке факта фальсификации избирательных бюллетеней заявитель вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об отмене решения участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам отказать.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья