ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-581/19 от 06.06.2019 Ейского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2- 581/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2019 года г. Ейск

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Железняк Я.С.,

при секретаре Грибановой Н.М,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО\2 к администрации Ейского городского поселения <адрес> о понуждении выдать уведомление о планировании строительства и реконструкции жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО\2 обратилась в суд с указанным исковым заявлением к администрации Ейского городского поселения <адрес> в котором просит обязать администрацию Ейского городского поселения <адрес> выдать ей уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в соответствии с проектом реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>, 1608/2018, выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО\8, свидетельство СРО .91-П-133.

В обоснование исковых требований указывает, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:4260205012:107, площадью 364 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - эксплуатация индивидуального жилого дома, с расположенным на нем жилым домом, назначение: жилое, площадью 55,9 кв.м., по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ В целях улучшения жилищно- бытовых условий решила произвести реконструкцию жилого дома, путем строительства к нему одноэтажной пристройки, высотой 2,70 м, состоящей из: помещения 4, кухня, площадью 30,8 кв.м., помещения 5, подсобное, площадью 15,9 кв.м., помещения 6, санузел, площадью 3,4 кв.м., помещения 7 санузел, площадью 3,4 кв.м., помещения 8, подсобное, площадью 15,1 кв.м., всего площадью 68,6 кв.м., а также произвести внутреннею перепланировку жилого дома. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> с уведомлением о планируемой реконструкции жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> направило ей уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором указало, что в соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации установлены защитные зоны объектов культурного наследия, в которых запрещено строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади). Жилой дом, по <адрес> в <адрес> попадает в защитную зону (200 метров) объекта культурного наследия (- Мемориальная доска в честь рабочих городского водоканала, погибших в годы Великой Отечественной войны, адрес: <адрес>). Указанное решение органа местного самоуправление явилось поводом обращения в суд.

ФИО\2 в судебное заседание не явилась, обеспечила в судебное заседание явку своего представителей по доверенности ФИО\5 и по ордеру ФИО\6.

Представители истца - ФИО\5 и ФИО\6 с учетом проведенной по делу судебной экспертизой в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивали.

Представитель ответчика - администрации Ейского городского поселения <адрес> и третьего лица Ууправления архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> - ФИО\7 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований, представив письменные возражения на иск.

Третье лицо, привлеченное к участию в деле протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ, Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, представив в суд возражения относительно исковых требований из текста которых следует, что по результатам представленных истцом документов Управление представлена информация о возможности реконструкции индивидуального жилого дома в соответствии с представленными материалами, при условии соблюдения требования действующего законодательства. (л.д. 75-78)

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд находит иск ФИО\2 обоснованным и подлежащим удовлетворению в виду следующего.

В силу ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другим лицом.

В соответствии с требованиями ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ, ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В судебном заседании установлено, что истица ФИО\2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:4260205012:107, площадью 364 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - эксплуатация индивидуального жилого дома, и расположенным на нем жилым домом, назначение: жилое, площадью 55,9 кв.м., по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. (л.д. 48-49)

В целях улучшения жилищно- бытовых условий истица решила произвести реконструкцию жилого дома, путем строительства к нему одноэтажной пристройки, высотой 2,70 м, состоящей из: помещения 4, кухня, площадью 30,8 кв.м., помещения 5, подсобное, площадью 15,9 кв.м., помещения 6, санузел, площадью 3,4 кв.м., помещения 7 санузел, площадью 3,4 кв.м., помещения 8, подсобное, площадью 15,1 кв.м., всего площадью 68,6 кв.м., а также произвести внутреннею перепланировку жилого дома, на основании проекта ФИО\8. (л.д. 22-47)

Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве)

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> с уведомлением о планируемой реконструкции жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ управление архитектуры и градостроительства администрации Ейского городского поселения <адрес> направило ей уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором указало, что в соответствии со ст. 34.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации установлены защитные зоны объектов культурного наследия, в которых запрещено строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади). Жилой дом, по <адрес> в <адрес> попадает в защитную зону (200 метров) объекта культурного наследия (- Мемориальная доска в честь рабочих городского водоканала, погибших в годы Великой Отечественной войны, адрес: <адрес>). (л.д. 11-12).

Указанные обстоятельства и явились основанием для обращения ФИО\2 в суд с настоящим иском.

Как следует из проекта реконструкции , подготовленной главным архитектором ФИО\8 в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории <адрес>, по адресу: <адрес> расположена мемориальная доска в честь рабочих, погибших в годы Великой Отечественной войны по списку недвижимых памятников истории и культуры .

Земельный участок по адресу: <адрес>, полностью расположен в границе исторического поселения регионального значения <адрес>. Граница исторического поселения регионального значения <адрес> установлена в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ « Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ», расположенных на территории РФ.

Реконструируемый жилой дом находится на земельном участке в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности застройки высотой от 18 до 30 метров и от 30 до 42 метров и соответствует нормам градостроительных регламентов на основании «Правила землепользования и застройки Ейского городского поселения <адрес>», утверждены решением Совета Ейского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Предусматривается реконструкция жилого дома, а именно, строительства пристройки, внутренняя перепланировка помещений и переустройство, а также ремонт фасадов. Строительство пристройки проектом предусматривается во внутреннем дворе со стороны дворового фасада - на внешний вид улицы влияние не окажет. Пристройка одноэтажная, включает в себя следующие помещения: , кухня, площадью 30,8 кв.м., помещение , подсобное, площадью 15,9 кв.м., помещение , санузел, площадью 3,4 кв.м., помещение , санузел, площадью 3,4 кв.м., помещение , подсобное, площадью 15,1 кв.м.. Также указано, что предусматривается обязательное установление приборов учета потребления электроэнергии, воды, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, предусматривается применение в темное время суток для освещения помещений энергосберегающих ламп. (л.д. 39-40)

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), проектирование и проведение земляных и строительных работ, строительных и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

При этом статьей 3.1 названного Закона установлено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с данной статьей (пункт 1).

Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5).

Согласно статье 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 21.02.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: 1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника; 2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. Защитная зона объекта культурного наследия также прекращает существование в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом принятие решения о прекращении существования такой зоны не требуется. Зона влияния нового строительства или реконструкции – расстояние, за пределами которого негативное воздействие на окружающую застройку пренебрежимо мало.

С целью разрешения спора определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Проект СтройКонтроль» ФИО\9.

Согласно проведенной по делу строительно - технической экспертизе угроз разрушений, либо иных негативных последствий для объекта культурного наследования: мемориальная доска в честь рабочих, погибших в годы Великой Отечественной войны по списку недвижимых памятников истории и культуры , расположенная по адресу: <адрес> – предполагаемая реконструкция жилого дома по <адрес> в <адрес>, выполненная согласно проекту – «Реконструкция жилого дома по адресу: <адрес>, 1608/2018», выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО\8, свидетельство СРО .91-П-133, в виде строительства одноэтажной пристройки высотой 2,70 м., состоящей из помещений: помещение , кухня, площадью 30,8 кв.м., помещение , подсобное, площадью 15,9 кв.м., помещение , санузел, площадью 3,4 кв.м., помещение , санузел, площадью 3,4 кв.м., помещение , подсобное, площадью 15,1 кв.м., всего площадью 68,6 кв.м., не создаст. Реконструкция жилого дома, выполненная согласно проекта угрозы жизни и здоровью третьих лиц (смежных собственников, совладельцев), представлять не будет.

С учётом территории объекта культурного наследования: мемориальная доска в честь рабочих, погибших в годы Великой Отечественной войны по списку недвижимых памятников истории и культуры (памятник), расположенная по адресу: <адрес>, согласно п. 3, ст. 34.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» – защитная зона, для памятника, расположенного в границах населенного пункта, устанавливается на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника (согласно п. 3 ст. 34.1. Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

При этом экспертом указано, что расстояние от границы земельного участка по <адрес>, до объекта культурного наследования: мемориальная доска в честь рабочих, погибших в годы Великой Отечественной войны по списку недвижимых памятников истории и культуры , расположенная по адресу: <адрес>, составляет 140 метров.

Как следует из исследовательской части заключения, работы по реконструкции жилого <адрес>, будут производиться на расстоянии 140 метров, при выполнении работ не будет использоваться строительная техника при реконструкции, которой создаются ударные и вибрационные нагрузки на грунт. Реконструкция жилого <адрес> не окажет негативного воздействия на объект культурного наследования: мемориальная доска в честь рабочих, погибших в годы Великой Отечественной войны по списку недвижимых памятников истории и культуры . Кроме того, по карте зон с особыми условиями использования территории в редакции ДД.ММ.ГГГГ, размещённой на официальном сайте администрации Ейского городского поселения <адрес>, земельный участок с расположенным на нём жилым домом не попадает во временную охранную зону памятника.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в ст. 86 ГПК РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Вместе с тем, как следует из ответа Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ участок проектируемого жилого дома расположен в зоне регулирования застройки высотой от 10 до 18 метров. Квартал представляет собой зону интенсивной сложившейся городской застройки. Высотность объектов существующей застройки <...> этажа. Реконструируемое строение находится в глубине двора. Справа и слева располагаются одноэтажные жилые дома разного периода постройки. Планируется выполнить реконструкцию жилого дома путем возведения пристройки. Строительство пристройки предусматривается во внутреннем дворе, со стороны дворового фасада. Фасады основного здания отделываются сайдингом жемчужного цвета. Кровля предусмотрена из металлопрофиля цвета «шоколад». Объемно-планировочные решения здания учитывают его градостроительное значение и отвечают местоположению в окружающей застройке и не окажут влияния на значимые направления визуального восприятия и зоны видимости ценных градоформирующих объектов. Сохранив своеобразие населенного пункта и планировочной структуры исторической среды в целом. Реконструкция индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 364 кв.м. с кадастровым номером 23:42:0205012:107, расположенном по адресу: <адрес>, возможна при условии соблюдения требований действующего законодательства.

Доказательств тому, что планируемые строительство и реконструкция нарушает права и охраняемые интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, в суд не представлено.

На основании вышеизложенного, а также исходя из того, что жилой дом истца ФИО\2, за реконструкцией которого она обратилась в Управление, был возведен на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 23:4260205012:107, с видом разрешенного использования - эксплуатация индивидуального жилого дома, однако в настоящее время истец лишен возможности реализовать свои права собственника земельного участка, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению и следует обязать администрацию Ейского городского поселения <адрес> выдать истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемым строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в соответствии с проектом реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>, 1608/2018, выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО\8.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО\2 к администрации Ейского городского поселения <адрес> о понуждении выдать уведомление о планировании строительства и реконструкции жилого дома, удовлетворить.

Обязать администрацию Ейского городского поселения <адрес> выдать ФИО\2 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемым строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в соответствии с проектом реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>, выполненного индивидуальным предпринимателем ФИО\8, свидетельство СРО .91-П-133.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ейский городской суд.

Председательствующий -