ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-581/19 от 10.04.2019 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-581/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Левченко В.П.

при секретаре Бибик К.А.,

с участием истца Дёминой О.В., представителей ответчиков Ковальчук Е.Ю., Соллогуб Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дёминой Оксаны Владимировны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» о признании отказов в назначении пособий, продлении статуса многодетной семьи незаконными и обязанности назначить и произвести выплату пособий, восстановить статус многодетной семьи,

установил:

Дёмина О.В. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым, Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», в котором просила признать действия сотрудников отдела по предоставлению мер социальной поддержки и субсидий Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым в отношении ее несовершеннолетних детей незаконными и ущемляющими их конституционные права на социальное обеспечение и достойный уровень жизни; обязать сотрудников назначить ее несовершеннолетним детям государственные социальные пособия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для малоимущих семей; обязать произвести выплату пособий в установленные законом сроки с учетом сроков, пропущенных по вине сотрудников на момент обращения к ним, т.е. с 19.11.2018 г., ежемесячное социальное пособие при рождении третьего ребенка назначить с момента его рождения; признать действия сотрудников ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», отказавших в продлении статуса многодетной семьи и продлении удостоверений, подтверждающих статус многодетной семьи, незаконными и обязать их восстановить ей и ее детям вышеуказанный статус с момента его окончания, т.е. с 25.12.2018 г., и до срока, установленного законодательством Российской Федерации.

Свои требования истец мотивирует тем, что она является многодетной матерью, и ее доход ниже прожиточного минимума, установленного законодательством Республики Крым. 19.11.2018 г. ею был подан в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым пакет документов, позволяющий отнести ее семью к малоимущей, назначить и производить выплату государственных пособий на ее детей. Однако ей даны ответы о том, что она не имеет права на получение социальных пособий на детей, так как не имеет постоянной регистрации в Республике Крым. 30.07.2018 г. в связи с рождением третьего ребенка ее семье был присвоен статус многодетной семьи со сроком действия удостоверений до 25.12.2018 г. На обращение к ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» о продлении статуса многодетной семьи ей было отказано по причине отсутствия постоянной регистрации в Республике Крым.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым представила в суд отзыв, в котором возражает против иска, в которых указывает, что отказывает истцу в мерах социальной поддержки в связи с тем, что она зарегистрирована по постоянному месту жительства в г. Саратове.

Представитель ответчика поддержала возражения в судебном заседании.

Представитель ответчика ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» в судебном заседании возразила против иска, пояснив, что пособие оформляется семьям, имеющим постоянную регистрацию в Республике Крым.

Выслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, истец является гражданкой Российской Федерации и зарегистрирована 15.01.2010 г. по адресу: <адрес>.(л.д.6).

Дёмина О.В. имеет детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.(л.д.7-9)

Согласно удостоверения № 20140, выданного 30.07.2018 г. Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, сроком действия до 25.12.2018 г. имеет право на льготы, предусмотренные законодательством для многодетных семей.(л.д.10)

На обращение Дёминой О.В. в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым с заявлениями от 19.11.2018 г. о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, регистрационный номер 418, о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия, регистрационный номер 420, о назначении пособия на ребенка, регистрационный номер 419, ей были направлены уведомления соответственно № 23/07-12/1428, № 23/07-12/1429, № 23/07-12/1430 об отказе в назначении пособий по причине отсутствия постоянной регистрации на территории Республики Крым.(л.д.11-13)

На обращение Дёминой О.В. от 15.01.2019 г. в ГБУ РК «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» ей был дан ответ от 25.01.2019 г. о том, что учреждение осуществляет выдачу удостоверений многодетным семьям, однако для продления статуса многодетной семьи необходима регистрации в г. Керчи, подтверждающая факт постоянного проживания на территории г. Керчи.(л.д.14,98)

Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от 17.12.2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» действие настоящего Закона распространяется:1) на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым.

Статья 2 данного Закона указывает: 1. Многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Документом, как указано в ст. 3 Закона, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере образования.

Порядок выдачи удостоверений определяется Советом министров Республики Крым.

Согласно «Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи», утвержденного Советом министров Республики Крым от 24.02.2015 г. № 59, пункт 4. Удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на основании личного заявления отца или матери из многодетной семьи о выдаче удостоверения.

Как указано в п.9 Порядка, инструкция по выдаче удостоверений многодетной семьи утверждается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.

Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 109 от 03.02.2016 г. утверждена Инструкция по выдаче удостоверений многодетной семьи.(л.д.58)

Согласно п.3 Инструкции удостоверение выдается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым.(л.д.59)

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», как следует из п.4 Инструкции, лишь принимает документы для получения удостоверения, но не принимает решение о выдаче удостоверения.

То есть, Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Керченский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» не может отвечать по заявленным в иске требованиям.

Отсюда, суд считает в заявленных к нему требованиях истца отказать.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 данного Федерального закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Закон Республики Крым от 03.12.2014 г. № 20-ЗРК/2014 «О пособии на ребенка» в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка в Республике Крым.

Согласно ст. 1 Закона действие настоящего Закона распространяется: 1) на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.

В соответствии со ст. 4 Закона: 1. Пособие на ребенка назначается и выплачивается лицам, имеющим детей, включая одиноких матерей, лиц, имеющих ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов либо когда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, взыскание алиментов невозможно, при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Крым.

Ответчик не оспаривает те обстоятельства, что истец является одинокой матерью, и что среднедушевой доход ее семьи не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Крым.

В назначении пособий отказано лишь по основанию, что истец не имеет постоянной регистрации в Республике Крым, подтверждающей ее постоянное здесь проживание.

Согласно Закона Республики Крым от 27.11.2014 г. № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В соответствии со ст. 1 Закона государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.

Как следует из ст. 2 Закона, для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.

Согласно «Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия», утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 г. № 587: 1. Настоящий Порядок устанавливает правила назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия.

2. Государственная социальная помощь в виде социального пособия (далее - пособие) назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.

9. Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы, в том числе: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым.

В назначении данного пособия истцу отказано также лишь по основанию, что истец не имеет постоянной регистрации в Республике Крым, подтверждающей ее постоянное здесь проживание.

Как следует из ст. 1 Закона Республики Крым от 27.11.2014 г. № 11-ЗРК/2014 «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым», действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Крым, из числа лиц, являющихся родителями, имеющими детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей по очной форме по основным общеобразовательным программам, по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей - до достижения ими возраста 3 лет, имеющих гражданство Российской Федерации.

В назначении данного пособия истцу отказано также лишь по основанию, что истец не имеет постоянной регистрации в Республике Крым, подтверждающей ее постоянное здесь проживание.

Истец и ее дети имели и имеют регистрацию по месту пребывания по 26.09.2019 г. по адресу: <адрес>, что подтверждается справками МУП "Жилсервискерчь" от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами 528, 529, 530, 531 от ДД.ММ.ГГГГ, выданными отделом по вопросам миграции УМВД России по <адрес>.(л.д.50-51,106-107)

Истец имеет постоянное место жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается договором найма от ДД.ММ.ГГГГ и договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.43-46,108)

Дёмина О.В. проходит службу в <адрес> в должности дознавателя отдела полиции УМВД России по <адрес>, что подтверждается контрактами о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 29.12.2017 г., от 25.06.2018 г., приказами о назначении на должность от 16.01.2018 г., от 25.06.2018 г.(л.д.40,47-49,109)

Дети Дёминой О.В., ФИО2, ФИО9 обучаются в г. Керчи в школе-гимназии № 1 с 11.01.2018 г., что подтверждается справками от 21.01.23019 г.(л.д.52,53)

То есть, истец и ее дети имеют постоянное место жительства в г. Керчи Республики Крым.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

К компетенции Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым в силу его Положения не входит вопрос установления постоянного места жительства лиц, обратившихся за предоставлением социальных услуг.

Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым при принятии вышеуказанных решений об отказе в назначении пособий исходил из буквы закона, предписывающего предоставление социальных льгот лицам, постоянно проживающим на территории Республики Крым.

Отсюда, суд не считает, что действия Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым при отказе в назначении пособий носили незаконный характер.

В то же время суд при исследования всех обстоятельств по настоящему делу установил, что характер проживания истца в Республике Крым не является временным.

Из анализа положений статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», ст. 20 ГК РФ следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, суд считает необходимым обязать Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым назначить истцу на основании ранее поданных ею заявлений от 19.11.2018 г. ежемесячную денежную выплату при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, государственную социальную помощь в виде социального пособия, пособие на ребенка.

Истец о возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины не просил, и в порядке ст. 98 ГПК РФ они возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Дёминой Оксаны Владимировны удовлетворить частично.

Обязать Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым назначить Дёминой Оксане Владимировне: ежемесячную денежную выплату при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на основании ее заявления от 19.11.2018 г. регистрационный номер 418, государственную социальную помощь в виде социального пособия на основании ее заявления от 19.11.2018 г. регистрационный номер 420, пособие на ребенка на основании ее заявления от 19.11.2018 г. регистрационный номер 419.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 15.04.2019 года.

Судья В.П. Левченко