ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-581/19 от 20.02.2019 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-581/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2019 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,

при секретаре Панюгиной Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области об исправлении кадастровой ошибки, исключении сведений из государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд, с уточненным в ходе судебного разбирательства иском, к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об исправлении кадастровой ошибки, исключении сведений из государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка.

В обоснование иска указал, что ему ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь 600 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, садоводческое товарищество «Дубрава», участок , в порядке приватизации на основании решения Заволжского районного суда г.Ульяновска, вступившего в законную силу 23.03.2010 года.

Для изготовления межевого плана обратился в Ульяновское государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации для выполнения кадастровых работ.

Согласно ответу ОГУП БТИ от 14.11.2017 года кадастровые работы были приостановлены, поскольку в процессе проведения предварительного анализа представленных документов, выявлена кадастровая ошибка, а именно, фактические границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, принадлежащий ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ.

Полагает, что в данном случае произошла кадастровая ошибка, подлежащая уточнению по следующим основаниям.

Кадастровый учет многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в связи с уточнением местоположения границ осуществлен 04.05.2012 года на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО5, работы по установлению границ земельного участка проводились картометрическим способом, границы данного земельного участка были определены без учета фактически существовавших границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, район Заволжский, СТ «Дубрава» .

Границы находящегося в его собственности земельного участка сложились в течение длительного времени, участок огорожен забором, споров по фактически существующим границам земельного участка со смежными пользователями не имеется.

Согласование границ при межевании земельного участка является обязательным условием для проведения кадастрового учета земельного участка.

Земельные участки истца и ответчика являются смежными, имеют общую границу, однако согласование месторасположения границ земельного участка с ним кадастровым инженером не производилось, в результате чего произошло наложение границ данного земельного участка за границы земельного участка истца, площадь участка уменьшилась.

Просит признать сведения в описании границ земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в пользовании войсковой части , общая площадь 2 912427 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск. Заволжский район, принадлежащего Федеральному государственному казенному учреждению «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, реестровой ошибкой, подлежащей исправлению, в части смежных границ с земельным участком , расположенным в СНТ «Дубрава» с условным обозначением ; установить границу между земельным участком с условным номером , расположенным по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, садоводческое товарищество «Дубрава», участок и земельным участком с кадастровым номером в соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы»:

от н1 (расположена на расстоянии 16,16м от т.237 по данным ГКН) до н2 длиной 1,73м.

от н2 до н3 длиной 20.0 м.

от н3 до н4 длиной 30.0 м.

от н4 до н5 (расположена на расстоянии 1.38м от т.238 по данным ГКН) длиной 7,84м.

длиной 7.84м.

Определить следующие координаты поворотных точек установленной межевой границы:

№ точек

Исключить сведения из Единого государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в пользовании войсковой части , общая площадь 2 912 427 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, принадлежащего Федеральному государственному казенному учреждению «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации; расходы по проведению экспертизы возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации; взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.

В качестве соответчиков к участию в деле привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно поясняла, что до настоящего времени кадастровый номер земельному участку истца не присвоен.

Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ ФИО7 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ является ненадлежащим ответчиком. Лесничество не нарушало прав истца, установление границ земельного участка произведено в 2012 году на основе межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО5

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались судом надлежащим образом.

Третье лицо - кадастровый инженер ФИО5 в судебном заседании считала исковые требования не законными и не обоснованными, поясняла, что в 2012 году на основании контракта с Министерством обороны изготавливала межевой план участка , работы выполнялись картометрическим методом без выхода на местность; не согласна с доводами истца о том, что допущена реестровая ошибка, поскольку на 2012 год границы участка истца не были определены, о том, что имеется решение суда о признании права собственности на земельный участок за истцом, известно не было.

Представитель третьего лица АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ФИО8 в судебном заседании считала исковые требования не законными и не обоснованными, поддержав доводы ФИО5

Представители третьих лиц ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области», АО «Корпорация-БТИ», СНТ «Дубрава», Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались судом надлежащим образом.

С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки считаются объектами земельных отношений и вводятся в гражданский оборот с момента их кадастрового учета.

Согласно статье 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме, который состоит из шести разделов, в том числе из реестра объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. И в силу части 2 указанной статьи к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно пунктам 3, 9 части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество описание местоположения границ и площадь земельного участка относятся к его основным характеристикам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей до 01.01.2017) (далее – Закон о кадастре) сведения в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту – ГКН) вносились органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядка документов, если иное не установлено настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В судебном заседании установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о ранее учтенном многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, район Заволжский, площадью 2668235 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования по документу – в пользовании войсковой части .

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.05.2012. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства. Дата проведения кадастровых работ 17.04.2012, исполнитель кадастровых работ – кадастровый инженер ФИО5, номер квалификационного аттестата На земельный участок осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", на Министерство обороны РФ, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций возложены на Департамент имущественных отношений МО РФ.

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России (ФГКУ «УЛХиП» МО РФ) непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и является организацией, осуществляющей свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства на землях, предоставленных для нужд Министерства Обороны РФ.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером , находящийся в собственности Российской Федерации, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным казенным учреждением "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ (после переименования «Управление лесного хозяйства и природопользования») на основании приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено также, что решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 10.03.2010 года по иску ФИО4 к мэрии г.Ульяновска, Комитету по управлению земельными ресурсами и землеустройству г.Ульяновска о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации (дело № 2-832/10), за истцом признано право собственности на земельный участок , площадью 600 кв.м, расположенный в СТ «Дубрава».

Решением установлено, что истцу, как члену товарищества, участок площадью 600 кв.м был выделен в установленном законом порядке, при этом описание местоположения границ данного земельного участка, границы раздела земельного участка со смежными землепользователями согласованы.

Решение суда вступило в законную силу 23.03.2010 года.

Согласно Описанию месторасположения границ земельного участка в СНТ «Дубрава», составленному председателем ФИО1 16.02.2010 года, документальная площадь участка составила 600 кв.м, участок должен быть прямоугольным шириной 20 м длиной 30 м.

Согласно схеме расположения участков СНТ «Дубрава», земельный участок истца находится в пределах границ земельного участка, принадлежащего СНТ «Дубрава».

Земельный участок расположен на краю ряда садовых участков, является смежным с лесным массивом, участок с четырех сторон огорожен забором, на нём возведен садовый дом.

Постановлением главы города Ульяновска Ульяновской области за от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче государственных актов садоводческому товариществу «Дубрава» в Заволжском районе города Ульяновска и его членам на право пользования землей. Учитывая согласие Ульяновского военного лесничества от 29.12.1991 года и администрации Заволжского района города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение об изъятии от войсковой части земельного участка площадью 4,87 га, расположенного в четвертом и седьмом кварталах военного лесничества в Заволжском районе города Ульяновска и предоставлении данного земельного участка садоводческому товариществу «Дубрава». Этим же постановлением дано указание Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Ульяновска выдать садоводческому товариществу «Дубрава» государственный акт на право постоянного пользования землями общего пользования площадью 657,6 кв.м, а членам садоводческого товарищества «Дубрава» - государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками площадью 48042,4 кв.м.

На основании данного постановления садоводческому товариществу «Дубрава» был выдан государственный акт на земельный участок площадью 4,87 га. с описанием границ, что подтверждается копией акта .

Из содержания указанного акта следует, что садоводческому товариществу «Дубрава» решением главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ предоставляется всего 4,87 гектаров земли на праве постоянного (бессрочного) пользования в границах, указанных на чертеже, для размещения садоводческого товарищества в Заволжском районе города Ульяновска.

В ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке , расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, с/т «Дубрава», по данным из ЕГРН о земельном участке межевые границы данного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства – отсутствуют координаты поворотных точек границ в действующей системе координат МСК-73.

Постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО4 утверждена схема расположения земельного участка по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, с/т «Дубрава», участок (земли населенных пунктов), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории , согласно схеме площадь земельного участка 600 кв.м, условный номер .

Установлено, что истец обратился в ОГУП БТИ за изготовлением межевого плана принадлежащего ему земельного участка.

Согласно сообщению ОГУП БТИ от 14.11.2017 № 6687, в ходе проведения кадастровых работ выявлено что границы образуемого земельного участка с условным обозначением частично накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером . Возможно наличие кадастровой ошибки в границах смежного земельного участка с кадастровым номером . В связи с этим, работы по изготовлению межевого плана приостанавливаются. Указано, что для продолжения работ необходимо исправить кадастровую ошибку земельного участка с кадастровым номером .

Направленное истцом в адрес ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ обращение от 20.11.2018 года о согласовании границ ввиду наличия реестровой ошибки, оставлено без удовлетворения.

Установлено, что до настоящего времени документы для исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков в орган регистрации не поступали и на соответствие требованиям законодательства не анализировались.

Согласно части 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления.

Реестровая ошибка в отношении объекта недвижимости – земельного участка может быть исправлена путем приложения необходимых документов (ст. 22 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество), а именно: заявления о государственном кадастровом учете изменений в сведениях ЕГРН от собственника земельного участка и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером в соответствии с требованиями к его подготовке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»; или на основании вступившего в законную силу решения суда об ее исправлений.

При отсутствии спора о праве реестровая ошибка, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости из документа, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, может быть исправлена в порядке статьи 61 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Вместе с тем, до настоящего времени, межевые планы, подготовленные в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков с условным обозначением (участок в СНТ «Дубрава») и , подготовленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, т.е. без наличия причин для приостановления осуществления государственного кадастрового учета (ст.26 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) в орган регистрации не поступали.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что между сторонами, являющимися собственниками и правообладателями смежных земельных участков, возник спор об установлении границ земельных участков при согласовании ее местоположения, что послужило причиной обращения ФИО4 в суд с указанным иском.

Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Необходимым условием защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 1, статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой истца, и суд не вправе с учетом принципа равенства участников процессуальных правоотношений и состязательности сторон устанавливать, какой способ защиты нарушенного права должна избрать сторона для защиты своих прав.

Применительно к данному спору, одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (ст.55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом была назначена экспертиза.

Согласно заключению экспертов ФИО2 и ФИО3 (ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы»), фактические границы между земельным участком в СТ «Дубрава» г. Ульяновска и земельным участком с кадастровым номером (г. Ульяновск, Заволжский район) отражены на Плане и Фрагменте плана в приложении к заключению линиями черного цвета. Фактическая площадь участка составляет на время проведения экспертизы 694 кв.м.

Межевые границы земельного участка с кадастровым номером (г. Ульяновск. Заволжский район) по данным, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, отражены па Плане и Фрагменте плана в приложении к заключению линиями фиолетового цвета.

Межевые границы выделенного в 1993 году СТ «Дубрава» земельного участка площадью 4.87 га отражены на Плане и Фрагменте плана в приложении к заключению сплошными линиями голубого цвета.

Межевые границы земельного участка в СТ «Дубрава» г. Ульяновска отражены па Плане и Фрагменте плана в приложении к заключению по данным правоустанавливающих документов линиями зеленого цвета.

Фактическое месторасположение границ между земельными участками в СТ «Дубрава» и участком с кадастровым номером (линии черного цвета на Плане и Фрагменте плана) не соответствует данным, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости (линии фиолетового цвета) и данным правоустанавливающих документов (линии зеленого цвета),

Имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером (по данным ГКН) на границы земельного участка в СТ «Дубрава» по данным правоустанавливающих документов.

Площадь наложения составляет (участок, окрашенный желтым цветом на Фрагменте плана) 222 кв.м. Участок наложения расположен в границах, координаты поворотных точек которых отражены в нижерасположенной таблице 1:

По мнению экспертов, причиной выявленного наложения земельных участков истца и ответчика являются нарушения, допущенные кадастровым инженером в ходе проведения кадастровых работ в 2012 году, а именно: «Межевой план на участок, примыкающий к СТ «Дубрава», составлялся кадастровым инженером в 2012 году либо без выхода на место, либо он не предпринял мер по установлению лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания».

Для устранения выявленного наложения согласно выводов экспертов необходимо:

Исключить из ЕГРН данные о координатах поворотных точек границ контура 7 участка с кадастровым номером - участка с кадастровым номером ):

Установить границу между земельным участком в садоводческом товариществе «Дубрава» г. Ульяновска и земельным участком с кадастровым номером (г. Ульяновск, Заволжский район) следующим образом (см. Фрагмент плана в приложении к заключению):

от н1 (расположена на расстоянии 16,16м от т.237 по данным ГКН) до н2 длиной 1.73м.

от н2 до н3 длиной 20.0 м.

от н3до н4 длиной 30.0 м.

от н4 до н5 (расположена на расстоянии 1.38м от т.238 по данным ГКН) длиной 7,84м.

Координаты поворотных точек вновь установленной межевой границы между участками отражены в таблице 2:

У суда не имеется оснований сомневаться обоснованности выводов судебных экспертов, при таких обстоятельствах при вынесении решения суд берет за основу указанное заключение судебной экспертизы.

Кроме того, из объяснений кадастрового инженера ФИО5 следует, что кадастровые работы она проводила картометрическим способом, без выхода на местность и обследования земельного участка и смежных с ним. Вместе с тем, земельный участок на момент проведения кадастровых работ кадастровым инженером ФИО5 уже находился в собственности истца, на участке имелось строение, забор.

Таким образом, суд приходит к выводу, что кадастровым инженером ФИО5 при выполнении в рамках Государственного контракта на выполнение работ по землеустройству не была своевременно выявлена реестровая ошибка, в результате которой, произошло наложение границ земельного участка с кадастровым номером на границы земельного участка с условным обозначением (участок в СНТ «Дубрава»).

Учитывая изложенное, в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , в части смежной границы с земельным участком с условным обозначением (участок в СНТ «Дубрава»), имеет место реестровая ошибка.

То обстоятельство, что при подготовке кадастровым инженером ФИО5 межевого плана о земельном участке истца в ГКН отсутствовали сведения, само по себе не является основанием для отказа в признании наличия реестровой ошибки.

Доводы представителя третьего лица АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» о том, что за истцом признано право на виртуальный земельный участок, сформированный без изъятия из землепользования Министерства обороны РФ, суд находит несостоятельными ввиду наличия вступившего в законную силу судебного решения о признании за ФИО4 права собственности на земельный участок в СТ «Дубрава».

Доводы стороны ответчика о самозахвате истцом земельного участка, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, земельным участком истец владеет на законных основаниях.

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости. По смыслу Закона о кадастре, в частности пунктов 7, 9 статьи 38, установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Вопреки доводам ответчика, нарушение прав истца в ходе судебного разбирательства было установлено, в связи с чем, иск заявлен обоснованно. В данном случае, принимая решения по заявленным истцом требованиям, суд полагает возможным удовлетворить уточненные требования истца в части признания реестровой ошибкой сведений в описании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером , в части смежной границы с земельным участком по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, садоводческое товарищество «Дубрава» и установлении границы между земельным участком по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, садоводческое товарищество «Дубрава» и земельным участком с кадастровым номером и (г. Ульяновск, Заволжский район) в соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» (фрагмент плана).

При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости о месторасположении границ земельного участка с кадастровым номером , поскольку доказательств тому обстоятельству, что права истца сведениями о месторасположении данного земельного участка в целом каким-либо образом нарушаются, суду не представлено.

Надлежащим ответчиком по делу является ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, как правообладатель земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с правилами ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возмещение расходов на оплату услуг представителя производится по письменному заявлению стороны, в пользу которой состоялось решение суда, в разумных пределах.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1).

Исходя из изложенного, принимая во внимание характер, сложность спора, в процессе разрешения которого были оказаны данные услуги, объем заявленных требований, объем собранных по делу доказательств, объем выполненной представителем истца работы, количество судебных заседаний с его участием, суд считает возможным взыскать с ответчика 8 000 руб. в качестве понесенных расходов по оплате услуг представителя.

Учитывая изложенное, в удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 надлежит отказать.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со ст.85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; на основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

От экспертного учреждения поступило ходатайство об оплате судебной экспертизы в сумме 37 700 руб.

Поскольку результаты судебной экспертизы признаны судом допустимыми доказательствами и в дальнейшем могут быть использованы каждой из сторон спора при приведении границ земельных участков в соответствие, то расходы по ее оплате подлежат распределению между сторонами в равных долях, то есть по 18 850 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 12, 56, 67, 98, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.

Признать реестровой ошибкой сведения в описании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером , в части смежной границы с земельным участком по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, садоводческое товарищество «Дубрава».

Установить границу между земельным участком по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, садоводческое товарищество «Дубрава» и земельным участком с кадастровым номером (г. Ульяновск, Заволжский район) в соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» (фрагмент плана), следующим образом:

от н1 (расположена на расстоянии 16,16м от т.237 по данным ГКН) до н2 длиной 1,73м.

от н2 до н3 длиной 20.0 м.

от н3 до н4 длиной 30.0 м.

от н4 до н5 (расположена на расстоянии 1.38м от т.238 по данным ГКН) длиной 7,84м.

Определив следующие координаты поворотных точек установленной межевой границы:

№ точек

Х

У

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО4 расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб.

В удовлетворении остальной части иска и в иске к агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, ФИО4 отказать.

Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 18 850 руб.

Взыскать с ФИО4 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 18 850 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.Р. Кузнецова