Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Ворошиловский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Дорошенко О.Н.,
при секретаре ФИО5,
с участием прокурора <адрес>ФИО6, действующей на основании удостоверения,
представителей ответчика ООО «Монтажпищепром» - ФИО7, ФИО8, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Монтажпищепром» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ
<адрес> обратился в Ворошиловский районный суд <адрес> с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Монтажпищепром» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная проверка по факту разрушения двухэтажного нежилого кирпичного здания с пристройкой, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственную охрану как памятник архитектуры и градостроительства регионального значения Постановлением ФИО3<адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№.
<адрес> научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры Комитета по культуре ФИО2<адрес> на данный объект культурного наследия выдано охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, которым на ООО «Монтажпищепром» возложена обязанность соблюдать правила охраны, использования и реставрации объектов культурного наследия, обеспечивать режим технического содержания памятника, проводить ремонтно-восстановительные и консервационные работы. Проверкой установлено, что собственником данного здания с января 2001 года является ООО «Монтажпищепром». В настоящее время на фасаде здания имеются трещины осадочного характера, асфальтовая отмостка частично разрушена. Состояние кирпичной кладки, уровень сохранности кирпичного декора, состояние наружных стен, цоколя и отмостки является неудовлетворительным.
На прилегающей к зданию по <адрес> территории размещены строительные и производственные отходы, газовые баллоны. Таким образом, ООО «Монтажпищепром» не обеспечена сохранность памятника архитектуры и градостроительства.
Просит обязать ООО «Монтажпищепром» принять меры по сохранению объекта культурного наследия – двухэтажного нежилого кирпичного здания с пристройкой, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонтно-восстановительные и консервационные работы объекта в соответствии с охранным обязательством пользователя объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнил, просил обязать ООО «Монтажпищепром» принять меры по сохранению объекта культурного наследия – двухэтажного нежилого кирпичного здания с пристройкой, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести защитные мероприятия от атмосферного воздействия в пространстве между северо-западным фасадом объекта культурного наследия и юго-западным фасадом рядом стоящего здания; очистку дворовой территории от складируемого строительного материала и неиспользуемого оборудования, расположенного у объекта культурного наследия, расположенного по <адрес>, выполнить реставрацию фасадов, организовать проведение систематического осмотра и фиксации состояния здания и его элементов.
Представители ответчика ООО «Монтажпищепром» ФИО7 и ФИО8, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признали. При этом ФИО7 пояснила, что в техническом отчете ООО «НПО архитектуры, градостроительства и дизайна» общее состояние объекта культурного наследия признано удовлетворительным. Действия ответчика не нарушают законодательство об объектах культурного наследия, и не влекут разрушение самого объекта культурного наследия. В целом считает, что выводы, изложенные в техническом отчете ошибочны, безосновательны, формулировки расплывчаты. Просит признать состояние здания удовлетворительным.
Представитель третьего лица Комитета по культуре ФИО2<адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ.
На основании п. 3 ст. 48 указанного выше закона, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 4 ст. 48 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России" установлено, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия, собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Согласно п. 1 ст. 40 указанного закона, сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Закона, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Согласно статье 6 Федерального закона, под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ст.3 Закона ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД «О культуре и искусстве в ФИО3<адрес>» и п.2.3 «Положения о Комитете по культуре ФИО2<адрес>», утвержденного постановлением ФИО2<адрес>ДД.ММ.ГГГГ№, специально уполномоченным органом исполнительной власти ФИО3<адрес> в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения является Комитет культуры ФИО3<адрес>.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена выездная проверка по факту разрушения двухэтажного нежилого кирпичного здания с пристройкой, расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственную охрану как памятник архитектуры и градостроительства регионального значения Постановлением ФИО3<адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ№.
<адрес> научно-производственным центром по охране памятников истории и культуры Комитета по культуре ФИО2<адрес> на данный объект культурного наследия выдано охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с п.1 которого ООО «Монтажпищепром» обязуется соблюдать правила охраны, использования и реставрации объектов культурного наследия, обеспечивать режим технического содержания памятника, проводить ремонтно-восстановительные и консервационные работы.
Собственником данного здания с января 2001 года является ООО «Монтажпищепром». Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время на фасаде здания имеются трещины осадочного характера, асфальтовая отмостка частично разрушена. Состояние кирпичной кладки, уровень сохранности кирпичного декора, состояние наружных стен, цоколя и отмостки является неудовлетворительным. На прилегающей к зданию по <адрес>, территории размещены строительные и производственные отходы, газовые баллоны.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленного технического отчета о состоянии объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, проведенного с участием представителя прокуратуры ФИО9, представителя ООО «Монтажпищепром», представителя проектной организации ООО «НПО архитектуры, градостроительства и дизайна», исполнительного директора ФИО10, главного инженера – конструктора - ФИО11, архитектора ФИО12, представителя государственной охраны объектов культурного наследия Комитета культуры ФИО3<адрес>ФИО13., комиссия пришла к выводу о принятии мер по сохранению объекта культурного наследия – двухэтажного нежилого кирпичного здания с пристройкой, расположенного по адресу: <адрес>, в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: провести защитные мероприятия от атмосферного воздействия в пространстве между северо-западным фасадом объекта культурного наследия и юго-западным фасадом рядом стоящего здания; очистку дворовой территории от складируемого строительного материала и неиспользуемого оборудования, расположенного у объекта культурного наследия, расположенного по <адрес>, выполнить реставрацию фасадов, организовать проведение систематического осмотра и фиксации состояния здания и его элементов.
Таким образом, ООО «Монтажпищепром» не обеспечена сохранность памятника архитектуры и градостроительства.
Более того, суд принимает во внимание и тот факт, что в ходе судебного разбирательства, стороной ответчика сведений о каких-либо фактически принятых мерах к исполнению принятых на себя обязательств по сохранению объекта культурного наследия представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что иск прокурора <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Монтажпищепром» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью «Монтажпищепром» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия – удовлетворить.
Обязать ответчика Общество с ограниченной ответственностью «Монтажпищепром» принять меры по сохранению объекта культурного наследия – двухэтажного нежилого кирпичного здания с пристройкой, расположенного по адресу: <адрес>, в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: провести защитные мероприятия от атмосферного воздействия в пространстве между северо-западным фасадом объекта культурного наследия и юго-западным фасадом рядом стоящего здания; очистку дворовой территории от складируемого строительного материала и неиспользуемого оборудования, расположенного у объекта культурного наследия, расположенного по <адрес>, выполнить реставрацию фасадов, организовать проведение систематического осмотра и фиксации состояния здания и его элементов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Монтажпищепром» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в ФИО3 областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Дорошенко
Справка: Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ, с учетом того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ, пришелся на выходной день.
Судья: О.Н. Дорошенко