ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-581/2022 от 05.09.2022 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-581/2022

44RS0003-01-2022-000808-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., с участием старшего помощника Шарьинского межрайонного прокурора Шабалиной Т.А., представителя ответчика ФИО1, при секретаре Шадриной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Шарья Костромской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шарьинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области и МКУ «Служба заказчика» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области, расположенного по адресу: <...>, путем оборудования специальным пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, а также кнопкой вызова персонала организации.

В обоснование заявленных требований указано, что Шарьинской межрайонной прокуратурой 29.11.2021г. в адрес руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья (далее по тесту также КУМИ) внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, внесенное в связи с выявленными нарушениями указанного законодательства выразившихся в не оборудовании входа в здание КУМИ, расположенного по адресу: ул. Квартал Коммуны, д. 1, г. Шарья Костромской области пандусом с поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, кнопкой вызова персонала организации.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области (далее по тексту также - КУМИ г.о.г. Шарья), расположенный и осуществляющий деятельность по адресу: Квартал Коммуны ул., д. 1, г. Шарья, Костромской области, осуществляет функции по предоставлению муниципальных услуг, в том числе предоставление в собственность земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; предоставление в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в собственности муниципального образования; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства; предоставление права на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Шарья Костромской области, для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов; осуществляет приватизацию жилого фонда, муниципального имущества; оформляет договора аренды земельных участков и муниципального имущества, размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В ходе осмотра здания КУМИ г.о.г. Шарья по указанному адресу установлено, что беспрепятственное его посещение инвалидами и другими маломобильными группами населения (далее по тексту МГН) невозможно, поскольку вход в здание не приспособлен для указанной категории граждан, а именно вход не оборудован пандусом и поручнями, а также кнопкой вызова персонала КУМИ г.о.г. Шарья; ширина дверных проемов не позволяет МГН осуществить вход (въезд) в здание, что препятствует обеспечению доступности Комитета для данной категории граждан.

КУМИ г.о.г. Шарья является юридическим лицом, осуществляет предоставление муниципальных услуг гражданам, в связи с чем указанной организацией должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов и МГН. Такой вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.

Таким образом, непринятие мер к оборудованию входа в здание в соответствии с требованиями закона, для беспрепятственного доступа МГН и инвалидов, использующих кресла-коляски, а также кнопкой вызова персонала учреждения препятствует получению ими услуг наравне с другими лицами.

Исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий и сооружений, от их строительства и реконструкции либо от организационно-правовых форм организаций, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

До настоящего времени требования об устранении выявленных нарушений о социальной защите инвалидов, изложенные в представлении межрайонного прокурора от 29.11.2021, не исполнены, что в свою очередь приводит к нарушению прав граждан, на беспрепятственный доступ при получении услуг в области культурного просвещения.

14.07.2022 года в предварительном судебном заседании произведена замена ответчиков Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья и МКУ «Служба заказчика» на надлежащего ответчика администрацию городского округа город Шарья Костромской области.

В судебном заседании ст. помощник Шарьинского межрайонного прокурора Шабалина Т.А. исковые требования поддержала по тем же основаниям, дополнительно пояснила, что в ходе осмотра здания по адресу ул.Квартал Коммуны, д.1 г.Шарья установлено, что беспрепятственное его посещение инвалидами и другими маломобильными группами населения невозможно, поскольку вход в здание не оборудован пандусом и поручнями, а также кнопкой вызова персонала КУМИ г.о.г. Шарья.

В указанном здании осуществляют деятельность КУМИ, Отдел архитектуры, градостроительства и территориального планирования, МУП «Горизонт». Указанные организации оказывают физическим и юридическим лицам муниципальные услуги, услуги кадастрового учета, межевания.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственником указанного здания площадью 415,8 кв. м является муниципальное образование г.о.г. Шарья. На основании постановления главы г.о.г. Шарья нежилые помещения на первом этаже площадью 127,5 кв.м. переданы в безвозмездное пользование МКУ«Служба заказчика».

Данные помещения используются МКУ, остальная часть используется КУМИ, где оказываются муниципальные услуги.

Таким образом, учреждения, подведомственные администрации г.о.г. Шарья, предоставляя муниципальные услуги, не обеспечивают беспрепятственный доступ гражданам с ограниченными возможностями.

Согласно положений Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел возможность перенесения собственником бремени содержания имущества других лиц в случаях, указанных в законе или договоре.

Однако между КУМИ, Отделом архитектуры администрации договорные отношения на право пользования, владения или распоряжения нежилыми помещениями, где они осуществляют свою деятельность, не оформлены, в связи с этим обязанность по обеспечению доступности граждан в рассматриваемое здание должна возлагаться на муниципальное образование г.о.г. Шарья, в лице администрации как собственника.

Представитель ответчика администрации городского округа город Шарья ФИО1 согласилась с исковыми требованиями.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что требования Шарьинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Шарьинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья законодательства о социальной защите инвалидов.

В ходе проверки выявлен ряд нарушений: не обеспечен беспрепятственный доступ в здание путем сооружения пандуса и поручней при входе в здание; отсутствует кнопка вызова персонала организации (л.д. 19).

29.11.2021 года Шарьинским межрайонным прокурором в адрес руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (л.д.7-9).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 указанного закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям); оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам и преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Частью 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Требования к обеспечению входа и передвижения инвалидов в помещении
содержатся в Своде правил «СП 59.13330.2020. Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 904/п.

Согласно п. 6.1.1. СП 59.13330.2020 в общественных зданиях должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного и наземного уровня, соединенного с этим зданием.

В силу п. 6.2.4. СП 59.13330.2020 ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса в стене открытого и дверного проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

В соответствии с п. 5.1.14 указанного Свода правил лестницы в здания, помещения должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема в соответствии с утвержденными ГОСТами.

Действие данных правил распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в указанном законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Из материалов дела следует, что в здании, в котором располагается Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья по адресу: <...> также осуществляют деятельность Отдел архитектуры, градостроительства и территориального планирования администрации городского округа город Шарья, МУП «Горизонт». Указанные организации оказывают физическим и юридическим лицам муниципальные услуги, услуги кадастрового учета, межевания.

Согласно Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья, Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа город Шарья, который представляет интересы собственника муниципального имущества - муниципального образования городской округ город Шарья, управляет, владеет и распоряжается эти имуществом и земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Шарья.

Согласно Уставу МКУ «Служба заказчика» учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ город Шарья. Права и обязанности учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация городского округа город Шарья в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья.

В здании, по адресу: <...> осуществляют деятельность органы администрации городского округа город Шарья и подведомственные администрации городского округа организации.

Собственником здания по адресу: <...> является муниципальное образование городской округ город Шарья (л.д. 11, 13).

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, обязанность по обеспечению доступности граждан в здание по адресу: <...> должна возлагаться на муниципальное образование городской округ город Шарья в лице администрации городского округа город Шарья.

На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Шарья Костромской области (ИНН <***>) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области, расположенного по адресу: <...>, путем оборудования специальным пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, а также кнопкой вызова персонала организации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Председательствующий: Д.Н. Шушков

Решение вступило в законную силу __________