ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5821/18 от 04.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-5821/18 (17) 66RS0004-01-2018-005175-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 27.08.2018 года)

г. Екатеринбург 21 августа 2018 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ивановой О.А. при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании отказа в получении выплат на ежемесячное денежное пособие на третьего ребенка незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее УСЗН Ленинского района г. Екатеринбурга) о признании отказа в получении выплат на ежемесячное денежное пособие на третьего ребенка незаконным. В обоснование заявленных требований указала, что она является матерью троих детей: ФИО2, <данные изъяты> г.р., ФИО3, <данные изъяты> г.р., ФИО4, <данные изъяты> г.р. 26.10.2016 она обратилась в УСЗН Ленинского района г. Екатеринбурга с целью получения удостоверения многодетной семьи, а также назначения ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, имеющей доход ниже прожиточного минимума. Ответчиком было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи, в результате чего ею не была получена выплата многодетной семье, имеющей доход ниже прожиточного минимума. Только после указания Министерства социальной политики Свердловской области УСЗН по Ленинскому району г. Екатеринбурга было выдано истцу удостоверение многодетной семьи, назначены выплаты с ноября 2017 года. Считает такие действия ответчика незаконными, поскольку выплаты ей полагались еще с 24.05.2016, поскольку она сделал от себя се зависящее. Имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, и ее семья является многодетной. 28.02.2018 она обратилась в УСЗН по Ленинскому району г. Екатеринбурга с просьбой выплатить задолженность по выплате ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, имеющей доход ниже прожиточного минимума, начиная с 24.05.2016, то есть за предыдущее время. 23.03.2018 она получила письменный отказ, с которым не согласна. Учитывая изложенное, просила признать отказ УСЗН по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 23.03.2018 незаконным, обязать ответчика выплатить ей задолженность по оплате пособия с 24.05.2016 по ноябрь 2017 года.

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО5, действующая по устному ходатайству, в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика УСЗН по Ленинскому району г. Екатеринбурга ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих актов субъектов Российской Федерации.

Такие акты, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с п. 1-1 ст. 2 Закона Свердловской области от 20.11.2009 N 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» для многодетной семьи, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением (усыновлением) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки - ежемесячная денежная выплата до достижения таким ребенком возраста трех лет в размере, равном установленной в Свердловской области величине прожиточного минимума для детей.

Согласно п. 2 ст. 2 указанного Закона Свердловской области предоставление на территории Свердловской области многодетным семьям мер социальной поддержки, предусмотренных в подпунктах 1, 4 - 6 части первой пункта 1, пунктах 1-1 и 1-2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

На основании п. 3 Порядка предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 N 1365-ПП «О реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области» в части предоставления многодетной семье ежемесячной денежной выплаты» установлено, что предоставление ежемесячной денежной выплаты многодетной семье осуществляется территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управление социальной политики) по месту жительства либо по месту пребывания на территории Свердловской области родителя (усыновителя) третьего или последующих детей (далее - заявитель) на основании его заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление) и документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

Согласно подп. 1 п. 4 в качестве документа, удостоверяющего личность, заявитель предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

К заявлению также прилагаются следующие документы, в том числе удостоверение многодетной семьи Свердловской области.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является матерью троих детей: ФИО2, <данные изъяты> г.р., ФИО3, <данные изъяты> г.р., ФИО4, <данные изъяты> г.р.

26.10.2016 ФИО1 обратилась в УСЗН по Ленинскому району г. Екатеринбурга с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

Решением УСЗН по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 02.11.2016 истцу было отказано в постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с отсутствие факта проживания на территории Ленинского района г. Екатеринбурга.

25.10.2017 Министерством социальной политики Свердловской области ФИО1 было разъяснено ее право за выдачей удостоверения многодетной семьи в УСЗН по Ленинскому району г. Екатеринбурга.

В ноябре 2017 года указанное удостоверение было выдано истцу, также назначена ежемесячная денежная выплата многодетной семье, имеющей доход ниже прожиточного минимума

28.02.2018 ФИО1 обратилась в УСЗН по Ленинскому району с заявлением о выплате задолженности по выплате ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, имеющей доход ниже прожиточного минимума, за период с 24.05.2016 по ноябрь 2017 года.

23.03.2018 ответчиком было отказано в выплате данной задолженности, с чем истец в настоящее время не согласен.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав представленные доказательства в их совокупности на основе принципов относимости и допустимости доказательств, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным отказ УСЗН по Ленинскому району в выплате задолженности по ежемесячной денежной выплаты многодетной семье, имеющей доход ниже прожиточного минимума.

В частности, как следует из приведенных выше положений Порядка предоставления многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Свердловской области величины прожиточного минимума на душу населения, в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.2012 N 1365-ПП «О реализации Закона Свердловской области от 20 ноября 2009 года N 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области», данная ежемесячная выплата назначается и выплачивается ответчиком только на основании заявления лица, желающего получить данную меру социальной защиты после предоставления всех необходимых для этого документов, предусмотренных пунктом 4 указанного Порядка.

Вместе с тем, истец не отрицала, что с таким заявлением она к ответчику не обращалась, а соответственно, у последнего не имелось оснований для назначения спорной ежемесячной выплаты истцу с 24.05.2016. После обращения последней с данным заявлением и приложением необходимых документов указанная ежемесячная выплата была назначена истца и выплачивается по настоящее время.

Доводы истца и ее представителя о том, что она была лишена указанного права ввиду незаконного отказа ответчика выдать удостоверения многодетной семьи, суд не может принять во внимание, поскольку данный отказ истцом не оспаривается и предметом рассмотрения заявленных требований не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании отказа в получении выплат на ежемесячное денежное пособие на третьего ребенка незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья О.А. Иванова