Дело № октября 2018 года
29RS0№-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
Председательствующего по делу судьи Ю.М. Поздеевой,
при секретаре судебного заседания А.М. Костяевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее – У. Р. по АО) о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключен контракт о замещении должностей начальствующего состава в МВД Чеченской Республики и его территориальных органах внутренних дел сотрудниками органов внутренних дел, перемещенными с их согласия по службе. В 2005 году ФИО1 выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № от ДД.ММ.ГГГГ, он получал льготы в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе ежемесячную выплату от ГУ-УПФ РФ (ст. 23.1. ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ). ДД.ММ.ГГГГ письмом ГУ-УПФ РФ в г.Архангельске №ФИО1 поставили в известность, о том, что выплата ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран боевых действий» прекращена. Ежемесячная доплата составляла 2 638 рублей 27 копеек на момент прекращения выплаты, что подтверждается справкой о состоянии вклада подразделения № Сбербанка от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО1 получено письмо из У. РФ по АО №, в котором указано, что на основании решения У. РФ от ДД.ММ.ГГГГ выданное удостоверение ветерана боевых действий У. РФ по АО признано недействительным. Из удостоверения серии РМ № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 следует, что оно выдано бессрочно, действительно на всей территории РФ, его предъявитель имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 указанного закона, в качестве мер социальной поддержки предоставляются льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством. В число указанных льгот законодатель включил, в том числе, повышение пенсии, предусмотренное для ветеранов боевых действий. Полномочий У. Р. по прекращению выплаты на основании утраты получателем пенсии правового статуса ветерана боевых действий действующим законодательством не предоставлено. В связи с тем, что принятие государственным органом решения о присвоении тому или иному гражданину определенного статуса, влечет за собой приобретение последним права на получение льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, то вопрос о лишении гражданина этих льгот не может быть рассмотрен этим же государственным органом при условии, что закон не предоставил ему для этого соответствующие полномочия. Полагает, что решение У. Р. по Архангельской области, указанное в письмах №, № от ДД.ММ.ГГГГ, является противоречащим нормам действующего законодательства. Соответственно указанное решение не влечет юридически значимых последствий. Сумма, подлежащая взысканию, с У. Р. по АО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 63 318 рублей 48 копеек. Кроме того, в соответствии со ст. 395 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 975 рублей 84 копейки. С учетом нравственных страданий просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец, представитель истца ФИО2, действующий на основании ордера, требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в иске. Истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в ОВД <адрес>. Служба истца заключалась в выполнении служебно-боевых задач на дорогах общественного транспорта, блок-постах на выезде из <адрес>, выезды в составе следственно-оперативной группы на места происшествия круглосуточно, зачистка и поиск незаконных бандформирований. Указал, что принимал непосредственное участие в событии ДД.ММ.ГГГГ на стадионе «Динамо» в Грозном, когда во время празднования Дня Победы, убит ФИО3 в результате террористического акта, а также в операции «Кавказский Узел» ДД.ММ.ГГГГ, когда за неделю до назначенных на ДД.ММ.ГГГГ выборов Президента Чеченской республики, вооруженные формирования боевиков провели военную операцию в столице Чечни. Указал, что непосредственное участие в контртеррористических операциях доказывает наградной материал.
Представитель У. Р. по АО ФИО4, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям и доводам, изложенным в возражениях на иск.
Третье лицо ГУ-УПФ РФ в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное), извещенное о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило. По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
От представителя ГУ-УПФ РФ в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) поступил отзыв, в котором выражено несогласие с заявленными исковыми требованиями.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Министерством внутренних дел Российской Федерации заключен контракт о замещении должностей начальствующего состава в МВД Чеченской Республики и его территориальных органах внутренних дел сотрудниками органов внутренних дел, перемещенными с их согласия по службе.
В 2005 году ФИО1 выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ № от ДД.ММ.ГГГГ, он получал льготы в соответствии с Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – ФЗ «О ветеранах»), в том числе ежемесячную выплату от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 23.1. ФЗ «О ветеранах»).
ДД.ММ.ГГГГ письмом ГУ-УПФ РФ в г. Архангельске №ФИО1 поставили в известность, о том, что выплата ежемесячной денежной выплаты по категории «Ветеран боевых действий» прекращена.
Наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе, связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса.
Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
В силу ст. 28 ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В пункте 3 указанной статьи предусмотрено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий, указан в приложении к ФЗ "О ветеранах". Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Исходя из положений раздела 3 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, являющийся приложением к вышеуказанному Закону, к ведению боевых действий на территории Российской Федерации относит: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - руководителем контртеррористической операции (пп. "в" п. 4 Постановления).
Из содержания данного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Во исполнение названных нормативных актов, приказом Министерства внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД Р." утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел РФ (далее - Инструкция).
Согласно пункту 3.3 Инструкции, для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД Р., выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ, к подтверждающим документам относятся выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Изложенное свидетельствует о необходимости выяснения по настоящему делу в качестве юридически значимых обстоятельств не только нахождение истца на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в определенный период времени, но и его участие в проведении контртеррористических операций.
По сведениям ФКУ «ГИАЦ МВД Р.» центральный архив МВД Р. сведениями о привлечении к проведению контртеррористической операции ФИО1 не располагает.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №1 пояснил, что ФИО1 осуществлял профессиональную деятельность в зоне действия чрезвычайного положения.
Поскольку обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ), факт выполнения задач в ходе контртеррористических операций может быть установлен на основании соответствующих приказов, которые истцом не предоставлены.
Осуществление профессиональной деятельности в зоне действия чрезвычайного положения не свидетельствует о непосредственном участии истца в боевых действиях.
МВД Р. и его территориальные органы в силу положений ФЗ «О ветеранах» и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об удостоверении ветерана боевых действий», уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД Р. и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Кроме того, на МВД Р. и его территориальные органы возложены обязанности по осуществлению проверки законности оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий и принятию действий по исключению случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без достаточных законных оснований.
Таким образом, данная деятельность не носит произвольного характера, а направлена на обеспечение соблюдений требований законодательства, принципов социальной справедливости, формального равенства и недопустимости злоупотребления правом.
Совершение уполномоченными органами, осуществляющими оформление и выдачу указанных удостоверений, тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права гражданина на наделение статусом ветерана боевых действий, включая проверку представленных документов, полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, право и обязанность государства.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Москаль против Польши»).
Таким образом, принятие решений о признании недействительными выданных без оснований удостоверений ветеранов боевых действий не является превышением полномочий У. Р. по Архангельской области, а отражает необходимые действия органа при выявлении соответствующей информации.
Помимо этого, истец требует взыскать с У. Р. по Архангельской области денежные средства, выплачиваемые по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, которые он не получает с момента аннулирования удостоверения ветерана боевых действий.
Так, ч. 6 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» определено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Минтруда Р. от ДД.ММ.ГГГГ№н.
В связи с вышеизложенным, взыскание указанных сумм с У. Р. по Архангельской области не основано на законе.
Требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда являются производными от требований о признании недействительным решения и взыскании денежных средств, в их удовлетворении следует отказать, поскольку основное требование не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании недействительным решения от ДД.ММ.ГГГГ о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда - отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Ю.М. Поздеева