ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5824/19 от 15.06.2020 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2-960/2020

УИД 42RS0019-01-2019-012392-05 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего: Дуровой И.Н.,

при секретаре: Хамитовой И.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 15.06.2020 года

Гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Администрации г. Новокузнецка, ЗАО «Промест Т», Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области обратилось в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка, ЗАО «Промест Т» о понуждении к действиям. Просит обязать Администрацию г. Новокузнецка (ИНН <***> ОГРН <***>) принять меры по организации водоотведения от объектов, расположенных по адресу: <адрес>, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведения своих обязательств в соответствии со ст. 6 ФЗ № 416 - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении».

Обязать юридическое лицо ЗАО «Промест Т» являющегося пользователем земельного участка <адрес>, прекратить сброс сточных вод на рельеф местности с системы водоотведения <адрес> на основании ст. 42 Земельного кодекса РФ №136-Ф от 25.10.2001, ст. 11 ч. 1 п.п. 1, 2 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 -ФЗ, п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», 2.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы"

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий, направленных на устранение перечисленных нарушений.

Требования мотивирует тем, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе поступило обращение гр. ФИО1 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу загрязнения территории сточными водами с канализационной насосной станции (далее КНС) <адрес>.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что через КНС <адрес> осуществлялся прием сточных вод с промплощадки ООО «Фабрика Знамя» <адрес> на которой находится 30 объектов недвижимости. С ДД.ММ.ГГГГ данное предприятие прекратило свою хозяйственную деятельность, эксплуатация сетей водоотведения и КНС <адрес> приостановлена (письмо комитета ЖКХ администрации г. Новокузнецка вх. от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписки из ЕГРЮЛ юридическое лицо ООО «Фабрика знамя» (ОГРН <***> ИНН <***>) ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письма комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок под размещение КНС <адрес> предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ЗАО «Промест Т» (ИНН<***> ОГРН

<***>) на основании распоряжения администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ специалистом территориального отдела в присутствии 2-х понятых проведен осмотра территории КНС <адрес>. В ходе осмотра установлено, территория не отгорожена, на земельном участке имеется кирпичный павильон, доступ в павильон отсутствует. На расстоянии около 20 м от павильона на указанном участке имеется канализационный колодец, на момент осмотра колодец переполнен, имеется излив сточных вод на рельеф в овраг в районе частных жилых домов по <адрес> (фотоматериалы выполненные на телефон марки Samsung Galaxy J6+). Согласно п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.

Таким образом, не функционирующая система водоотведения и КНС <адрес> расположенная на земельном участке представленного в пользование ЗАО «Промест Т» приводит к изливу сточных вод на рельеф местности и негативно влияет на почву в нарушении п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы".

Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Суду пояснила, что на сегодня все требования исполнены. ДД.ММ.ГГГГ. был составлен протокол осмотра. В ходе осмотра установлено, что КНС функционирует, излива сточных вод не обнаружено.

Представитель ответчика ЗАО «Промест Т» ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что в ходе осмотра установлено, что все устранено. Просит в иске отказать. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ. прокурор Орджоникидзевского района обратился с иском к Администрации г. Новокузнецка о признании бесхозной насосной станции и обязании обеспечить излив сточных вод. Данные требования были удовлетворены судом ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением подтверждается, что у ЗАО «Промест Т» нет права пользования этим имуществом, оно не является собственником.

Представитель ответчиков Администрации г. Новокузнецка и Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка ФИО4, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Суду пояснила, что просит в иске к Администрации и КЖКХ отказать, т.к. данные лица ненадлежащие ответчики. Объект не является муниципальным имуществом, был передан в ДД.ММ.ГГГГ. ЗАО «Промест Т».

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 11 ч. 1 п.п. 1, 2 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, требования предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для человека оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 8 Закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст. 39 с. 3 Закона, соблюдение санитарных правил для юридических лиц является обязательным.

В соответствии со ст. 11 ч. 1 п.п. 1, 2 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, требования предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для человека оказываемых услуг.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ №136-Ф от 25.10.2001 собственники земельных участков обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 416 — ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится:

- принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

- определение для централизованной системы водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

- согласование вывода объектов, централизованных систем водоотведения в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти, а территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе по Кемеровской области -структурным подразделением Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.

Полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.07.2006 №215.

Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека на территории г. Новокузнецка и Новокузнецкого района выполняет территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе (ТО Роспотребнадзора).

Судом установлено, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе поступило обращение гр. ФИО1 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу загрязнения территории сточными водами с канализационной насосной станции (далее КНС) <адрес>.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что через КНС <адрес> осуществлялся прием сточных вод с промплощадки ООО «Фабрика Знамя» <адрес>, на которой находится 30 объектов недвижимости. С ДД.ММ.ГГГГ данное предприятие прекратило свою хозяйственную деятельность, эксплуатация сетей водоотведения и КНС <адрес> приостановлена (письмо комитета ЖКХ администрации г. Новокузнецка вх. от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписки из ЕГРЮЛ юридическое лицо ООО «Фабрика знамя» (ОГРН <***> ИНН <***>) ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письма Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок под размещение КНС <адрес> предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ЗАО «Промест Т» (ИНН<***> ОГРН <***>) на основании распоряжения администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ специалистом территориального отдела в присутствии 2-х понятых проведен осмотра территории КНС <адрес>. В ходе осмотра установлено, территория не отгорожена, на земельном участке имеется кирпичный павильон, доступ в павильон отсутствует. На расстоянии около 20 м от павильона на указанном участке имеется канализационный колодец, на момент осмотра колодец переполнен, имеется излив сточных вод на рельеф в овраг в районе частных жилых домов по <адрес> (фотоматериалы выполненные на телефон марки Samsung Galaxy J6+). Согласно п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации г. Новокузнецка и Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка ФИО4 указывает на то, что Администрация и Комитет являются ненадлежащими ответчиками.

На основании Распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении прав на фактические занимаемые земельные участки» АО «Промест», договора мены от ДД.ММ.ГГГГ о передаче недвижимого имущества - канализационного коллектора на территории промплощадки по адресу: <адрес> и далее до канализационного колодца по <адрес> ОАО «Промет» (согласно выписке из адресного реестра МП <адрес>), распоряжения администрации города Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении прав на фактически занимаемые земельные участки» под производственную базу, здание склада и здание насосной станции по <адрес> правообладателем/собственником спорных объектов, является ЗАО «Промест Т». Спорные объекты предназначены для административных и производственных зданий, принадлежащих хозяйствующим субъектам, в частности ЗАО «Промест Т». Объекты социального назначения, жилые дома к данным объектам не подключены. Таким образом, у администрации отсутствуют полномочия по принятию мер по организации водоотведения, поскольку данные объекты не являются муниципальным имуществом и не обеспечивается водоотведение населению.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ года спорное здание насосной и коллекторная переданы в собственность ЗАО «Промест Т» в порядке мены с ОАО «Промест», канализационный коллектор передан в собственность ЗАО «Промест Т» в порядке мены с ОАО «Промест» в ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного надлежащим ответчиком по иску следует признать ЗАО «Промест Т».

Истец ссылается на СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы, который является обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством. Администрация не является юридическим лицом, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов.

Представитель ответчика ЗАО «Промтест Т» ФИО3 указал, что ЗАО «Промтест Т» является ненадлежащим ответчиком по делу поскольку у него отсутствуют какие-либо права (собственности или пользования) на КНС, расположенной по <адрес>.

Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. прокурор <адрес> обратился в Орджоникидзевский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации <адрес> о признании объектов недвижимого имущества бесхозяйными (в порядке ч. 1 ст.45 ГПК РФ), в котором просил:

Признать бесхозяйными объекты недвижимости:

- «Коллекторная» с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, общей площадью 112,2 кв.м., год завершения строительства -1978;

- «Канализационный коллектор» с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, протяженностью 2032 м., назначение - сооружения канализации, год завершения строительства - ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице администрации г. Новокузнецка принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет и обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей:

- «Коллекторная» с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, общей площадью 112,2 кв.м., год завершения строительства-<данные изъяты>;

- «Канализационный коллектор» с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, протяженностью 2032 м., назначение - сооружения канализации, год завершения строительства- ДД.ММ.ГГГГ

Обязать муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице администрации <адрес> принять меры по устранению и недопущению излива сточных вод на рельеф местности из канализационного колодца, расположенного по <адрес>.

В рамках указанного дела ЗАО «Промест Т» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. по делу указанные исковые требования прокурора Орджоникидзевского района удовлетворены. Данным судебным актом обязанность по устранению и недопущению сброса сточных вод на рельеф местности из канализационного колодца, расположенного по <адрес>.

Поскольку решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. по делу на момент вынесения решения не вступило в законную силу, ссылки ответчика на данное решение как на основание освобождения от ответственности по иску безосновательны.

ДД.ММ.ГГГГ. представителями Администрации г. Новокузнецка, ЗАО «Промест Т» и ООО «МК КТМ» в присутствии представителя Истца (ФИО5) был проведен осмотр КНС, расположенной по <адрес>, что подтверждается протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В ходе проведенного осмотра было установлено, что указанная КНС функционирует, осуществляется перекачка сточных вод, а также не обнаружено какого-либо сброса сточных вод на рельеф местности. Таким образом, в настоящее время нарушений действующего законодательства РФ функционированием КНС, расположенной по <адрес>, не допущено.

Мероприятия, о которых просит истец, выполнены в процессе рассмотрения дела судом, нарушения устранены.

При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования истца к ответчику об обязании совершения действий не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку требования истца удовлетворены в процессе рассмотрения дела судом, то следует взыскать с ЗАО «Промест Т» в доход местного бюджета госпошлину 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Администрации г. Новокузнецка, ЗАО «Промест Т», Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка о понуждении к действиям отказать в полном объеме.

Взыскать с ЗАО «Промест Т» в доход местного бюджета госпошлину 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.06.2020г.

Председательствующий (подпись) И.Н. Дурова

Верно: Судья И.Н. Дурова