Дело № 2-960/2020
УИД 42RS0019-01-2019-012392-05 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего: Дуровой И.Н.,
при секретаре: Хамитовой И.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 15.06.2020 года
Гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Администрации г. Новокузнецка, ЗАО «Промест Т», Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области обратилось в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка, ЗАО «Промест Т» о понуждении к действиям. Просит обязать Администрацию г. Новокузнецка (ИНН <***> ОГРН <***>) принять меры по организации водоотведения от объектов, расположенных по адресу: <адрес>, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведения своих обязательств в соответствии со ст. 6 ФЗ № 416 - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении».
Обязать юридическое лицо ЗАО «Промест Т» являющегося пользователем земельного участка <адрес>, прекратить сброс сточных вод на рельеф местности с системы водоотведения <адрес> на основании ст. 42 Земельного кодекса РФ №136-Ф от 25.10.2001, ст. 11 ч. 1 п.п. 1, 2 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 -ФЗ, п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», 2.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы"
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий, направленных на устранение перечисленных нарушений.
Требования мотивирует тем, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе поступило обращение гр. ФИО1 (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу загрязнения территории сточными водами с канализационной насосной станции (далее КНС) <адрес>.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что через КНС <адрес> осуществлялся прием сточных вод с промплощадки ООО «Фабрика Знамя» <адрес> на которой находится 30 объектов недвижимости. С ДД.ММ.ГГГГ данное предприятие прекратило свою хозяйственную деятельность, эксплуатация сетей водоотведения и КНС <адрес> приостановлена (письмо комитета ЖКХ администрации г. Новокузнецка вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписки из ЕГРЮЛ юридическое лицо ООО «Фабрика знамя» (ОГРН <***> ИНН <***>) ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) земельный участок под размещение КНС <адрес> предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ЗАО «Промест Т» (ИНН<***> ОГРН
<***>) на основании распоряжения администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ специалистом территориального отдела в присутствии 2-х понятых проведен осмотра территории КНС <адрес>. В ходе осмотра установлено, территория не отгорожена, на земельном участке имеется кирпичный павильон, доступ в павильон отсутствует. На расстоянии около 20 м от павильона на указанном участке имеется канализационный колодец, на момент осмотра колодец переполнен, имеется излив сточных вод на рельеф в овраг в районе частных жилых домов по <адрес> (фотоматериалы выполненные на телефон марки Samsung Galaxy J6+). Согласно п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.
Таким образом, не функционирующая система водоотведения и КНС <адрес> расположенная на земельном участке представленного в пользование ЗАО «Промест Т» приводит к изливу сточных вод на рельеф местности и негативно влияет на почву в нарушении п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы".
Определением Центрального районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Суду пояснила, что на сегодня все требования исполнены. ДД.ММ.ГГГГ. был составлен протокол осмотра. В ходе осмотра установлено, что КНС функционирует, излива сточных вод не обнаружено.
Представитель ответчика ЗАО «Промест Т» ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что в ходе осмотра установлено, что все устранено. Просит в иске отказать. Указал, что ДД.ММ.ГГГГ. прокурор Орджоникидзевского района обратился с иском к Администрации г. Новокузнецка о признании бесхозной насосной станции и обязании обеспечить излив сточных вод. Данные требования были удовлетворены судом ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением подтверждается, что у ЗАО «Промест Т» нет права пользования этим имуществом, оно не является собственником.
Представитель ответчиков Администрации г. Новокузнецка и Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка ФИО4, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Суду пояснила, что просит в иске к Администрации и КЖКХ отказать, т.к. данные лица ненадлежащие ответчики. Объект не является муниципальным имуществом, был передан в ДД.ММ.ГГГГ. ЗАО «Промест Т».
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 11 ч. 1 п.п. 1, 2 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, требования предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для человека оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 8 Закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании ст. 39 с. 3 Закона, соблюдение санитарных правил для юридических лиц является обязательным.
В соответствии со ст. 11 ч. 1 п.п. 1, 2 Федерального закона «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, требования предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для человека оказываемых услуг.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ №136-Ф от 25.10.2001 собственники земельных участков обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 416 — ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится:
- принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
- определение для централизованной системы водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
- согласование вывода объектов, централизованных систем водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области - территориальным органом Федерального органа исполнительной власти, а территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе по Кемеровской области -структурным подразделением Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322.
Полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.07.2006 №215.
Функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека на территории г. Новокузнецка и Новокузнецкого района выполняет территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе (ТО Роспотребнадзора).
Судом установлено, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе поступило обращение гр. ФИО1 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу загрязнения территории сточными водами с канализационной насосной станции (далее КНС) <адрес>.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что через КНС <адрес> осуществлялся прием сточных вод с промплощадки ООО «Фабрика Знамя» <адрес>, на которой находится 30 объектов недвижимости. С ДД.ММ.ГГГГ данное предприятие прекратило свою хозяйственную деятельность, эксплуатация сетей водоотведения и КНС <адрес> приостановлена (письмо комитета ЖКХ администрации г. Новокузнецка вх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно выписки из ЕГРЮЛ юридическое лицо ООО «Фабрика знамя» (ОГРН <***> ИНН <***>) ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из письма Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок под размещение КНС <адрес> предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ЗАО «Промест Т» (ИНН<***> ОГРН <***>) на основании распоряжения администрации г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ специалистом территориального отдела в присутствии 2-х понятых проведен осмотра территории КНС <адрес>. В ходе осмотра установлено, территория не отгорожена, на земельном участке имеется кирпичный павильон, доступ в павильон отсутствует. На расстоянии около 20 м от павильона на указанном участке имеется канализационный колодец, на момент осмотра колодец переполнен, имеется излив сточных вод на рельеф в овраг в районе частных жилых домов по <адрес> (фотоматериалы выполненные на телефон марки Samsung Galaxy J6+). Согласно п. 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.
В судебном заседании представитель ответчиков Администрации г. Новокузнецка и Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка ФИО4 указывает на то, что Администрация и Комитет являются ненадлежащими ответчиками.
На основании Распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ. № «О предоставлении прав на фактические занимаемые земельные участки» АО «Промест», договора мены № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче недвижимого имущества - канализационного коллектора на территории промплощадки по адресу: <адрес> и далее до канализационного колодца № по <адрес> ОАО «Промет» (согласно выписке из адресного реестра МП <адрес>), распоряжения администрации города Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении прав на фактически занимаемые земельные участки» под производственную базу, здание склада и здание насосной станции по <адрес> правообладателем/собственником спорных объектов, является ЗАО «Промест Т». Спорные объекты предназначены для административных и производственных зданий, принадлежащих хозяйствующим субъектам, в частности ЗАО «Промест Т». Объекты социального назначения, жилые дома к данным объектам не подключены. Таким образом, у администрации отсутствуют полномочия по принятию мер по организации водоотведения, поскольку данные объекты не являются муниципальным имуществом и не обеспечивается водоотведение населению.
Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ года спорное здание насосной и коллекторная переданы в собственность ЗАО «Промест Т» в порядке мены с ОАО «Промест», канализационный коллектор передан в собственность ЗАО «Промест Т» в порядке мены с ОАО «Промест» в ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного надлежащим ответчиком по иску следует признать ЗАО «Промест Т».
Истец ссылается на СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы, который является обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством. Администрация не является юридическим лицом, деятельность которого связана с эксплуатацией объектов.
Представитель ответчика ЗАО «Промтест Т» ФИО3 указал, что ЗАО «Промтест Т» является ненадлежащим ответчиком по делу поскольку у него отсутствуют какие-либо права (собственности или пользования) на КНС, расположенной по <адрес>.
Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. прокурор <адрес> обратился в Орджоникидзевский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Администрации <адрес> о признании объектов недвижимого имущества бесхозяйными (в порядке ч. 1 ст.45 ГПК РФ), в котором просил:
Признать бесхозяйными объекты недвижимости:
- «Коллекторная» с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, общей площадью 112,2 кв.м., год завершения строительства -1978;
- «Канализационный коллектор» с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, протяженностью 2032 м., назначение - сооружения канализации, год завершения строительства - ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице администрации г. Новокузнецка принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет и обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей:
- «Коллекторная» с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, общей площадью 112,2 кв.м., год завершения строительства-<данные изъяты>;
- «Канализационный коллектор» с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, протяженностью 2032 м., назначение - сооружения канализации, год завершения строительства- ДД.ММ.ГГГГ
Обязать муниципальное образование «Новокузнецкий городской округ» в лице администрации <адрес> принять меры по устранению и недопущению излива сточных вод на рельеф местности из канализационного колодца, расположенного по <адрес>.
В рамках указанного дела ЗАО «Промест Т» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № указанные исковые требования прокурора Орджоникидзевского района удовлетворены. Данным судебным актом обязанность по устранению и недопущению сброса сточных вод на рельеф местности из канализационного колодца, расположенного по <адрес>.
Поскольку решение Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № на момент вынесения решения не вступило в законную силу, ссылки ответчика на данное решение как на основание освобождения от ответственности по иску безосновательны.
ДД.ММ.ГГГГ. представителями Администрации г. Новокузнецка, ЗАО «Промест Т» и ООО «МК КТМ» в присутствии представителя Истца (ФИО5) был проведен осмотр КНС, расположенной по <адрес>, что подтверждается протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В ходе проведенного осмотра было установлено, что указанная КНС функционирует, осуществляется перекачка сточных вод, а также не обнаружено какого-либо сброса сточных вод на рельеф местности. Таким образом, в настоящее время нарушений действующего законодательства РФ функционированием КНС, расположенной по <адрес>, не допущено.
Мероприятия, о которых просит истец, выполнены в процессе рассмотрения дела судом, нарушения устранены.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования истца к ответчику об обязании совершения действий не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку требования истца удовлетворены в процессе рассмотрения дела судом, то следует взыскать с ЗАО «Промест Т» в доход местного бюджета госпошлину 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области к Администрации г. Новокузнецка, ЗАО «Промест Т», Комитету жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка о понуждении к действиям отказать в полном объеме.
Взыскать с ЗАО «Промест Т» в доход местного бюджета госпошлину 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.06.2020г.
Председательствующий (подпись) И.Н. Дурова
Верно: Судья И.Н. Дурова