ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-582/20 от 02.09.2020 Октябрьского районного суда г. Грозного (Чеченская Республика)

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 02 сентября 2020 года

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Налаевой Х.Б.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя Военного прокурора 319 военной

прокуратуры гарнизона по доверенности ФИО4,

представителя Военного комиссариата по Чеченской Республике по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя военного прокурора 319201 военной прокуратуры гарнизона, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Военному комиссариату Чеченской Республики о признании незаконными действия, связанные с не проведением в военных комиссариатах Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики мероприятий по специальной оценке

условий труда, возложении обязанности по их проведению,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора 319 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Военному комиссариату Чеченской Республики о признании незаконными действия, связанные с не проведением в военных комиссариатах Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики мероприятий по специальной оценке условий труда, возложении обязанности на ответчика по их проведению: военного комиссара, старшего помощника военного комиссара (по профессиональному психологическому отбору и организации призыва граждан на военную службу, старшего помощника военного комиссара (по учету и комплектованию мобилизационными людскими и транспортными ресурсами), старшего помощника военного комиссара (по финансово-экономической, социальной, пенсионной работе), старшего помощника военного комиссара, помощника военного комиссара (по воинскому учету), начальника секретной части, сторожей Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики.

В обоснование заявленных требований истец указал, что при проведении проверки соблюдения трудового законодательства должностными лицами Военного комиссариата Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики, выявлен ряд нарушений, в том числе: десять штатных мест, подлежащих аттестации по условиям труда, с получением сертификата соответствия работ по охране труда (сертификация безопасности), а именно: военный комиссар, старший помощник военного комиссара (по профессиональному психологическому отбору и организации призыва граждан на военную службу, старший помощник военного комиссара (по учету и комплектованию мобилизационными людскими и транспортными ресурсами), старший помощник военного комиссара (по финансово-экономической, социальной, пенсионной работе), старший помощник военного комиссара, помощник военного комиссара (по воинскому учету), начальник секретной части, сторож Шатойского, сторож Шаройского и сторож <адрес>ов Чеченской Республики. Тем самым нарушаются требований ст.ст.22 и212 Трудового законодательства РФ. По мнению истца, эти нарушения создают угрозу жизни и здоровью, а также повлечь нарушения в части оплаты труда не только работающих в настоящее время в воинских частях граждан, но вновь принимаемых лиц на соответствующие рабочие места.

В судебном заседании представитель Заместителя военного прокурора 319 военной прокуратуры гарнизона по доверенности ФИО4 требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Военного комиссариата Чеченской Республики по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал. Им представлены письменные возражения, согласно которым они полагают, что прокурор не вправе обращаться в суд с настоящим иском, так как отсутствуют заявления конкретных лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при разрешении спора. Кроме того, они полагают, что с 2011 года, в соответствии с пп. «а» п.1 ст.31 ФЗ-83 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», военный комиссариат Чеченской Республики является федеральным казенным учреждением. Функции по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ к Военному комиссариату ЧР не относится и ему не свойственна. Тем не менее, ими в соответствии со ст.8 ФЗ-426 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЦЭРОТ» заключен договор за СОУТ от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда перечисленных истцом рабочих мест. При таких обстоятельствах просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо – представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения по РСО-Алания» в судебное заседание не явился. О слушании дела надлежащим образом был уведомлен. Поэтому суд счел возможным разрешить спор в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, заслушав участников судебного процесса, суд приходит к следующему выводу: из п.4 и 9 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, они входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям. Военные комиссариаты Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики являются структурной составляющей ФКУ «Военный комиссариат Чеченской Республики».

Военный комиссариат Чеченской Республики это юридическое лицо, которое имеет право и обязано разрешать находящиеся в его компетенции имущественные и неимущественные вопросы.

Ст.210 Трудового кодекса РФ гласит, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечивать организацию контроля за состоянием условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Из ст.1 и п.3 ст.3 и ст.8 ФЗ-426 от ДД.ММ.ГГГГ «О специальной оценке условий труда» видно, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда. Специальная оценка условий труда проводится в отношении всех рабочих мест за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые правоотношения с работодателем – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Аттестации подлежат все рабочие места, и аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и опасных производственных факторов. Процедура аттестации включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травма опасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Ч.8 ст.209 ТК РФ установлено, что сертификат соответствия организации работ по охране труда – это документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В ч.12 ст.209 ТК РФ изложено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

При разрешении настоящего спора судом установлено, что действительно при проведении проверки Заместитель военного прокурора 319 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, выявил в действиях Военного комиссариата Чеченской Республики нарушения трудового законодательства, связанные с не проведением в военных комиссариатах Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики мероприятий по специальной оценке условий труда. Поэтому истец обоснованно просит признать их незаконными и возложить на ответчика обязанность по их устранению. Относительно возражений, представленных стороной ответчика, то суд с ними не соглашается по следующим основаниям: ФКУ «Военный комиссариат Чеченской Республики» является самостоятельным юридическим лицом, действующим на основании Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а также других нормативных актов. Военные комиссариаты Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики являются его структурными подразделениями. Следовательно, ответчик является самостоятельным юридическим лицом, которое несет ответственность по исполнению возложенных на него полномочий, в том числе по проведению аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда. В своих возражениях ответчик отчасти соглашается с доводами истца, изложив следующее: ДД.ММ.ГГГГ Военными комиссариатом ЧР ДД.ММ.ГГГГ и ООО «ЦЭРОТ» заключен договор за СОУТ о выполнении работ по проведению специальной оценки условий труда перечисленных истцом рабочих мест. Относительно того, что военный прокурор обратился с настоящим иском, то суд считает, что Военный прокурор 319 военной прокуратуры гарнизона имеет право на подачу настоящего иска в суд, так как он действует в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с ч.1 ст.45 и ч.3 ст.131 ГПК РФ и п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

При рассмотрении настоящего гражданского дела суду была представлена переписка между органами прокуратуры и Военным комиссариатом ЧР, согласно которой ответчиком подтверждалось наличие перечисленных нарушений трудового законодательства. По мнению суда, представленные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения спора по существу.

Анализируя представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд находит требования истца обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению по вышеизложенным мотивам. Кроме того, суд руководствуется требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а рудовым кодексом РФ предусмотрены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст.37 ТК РФ). При этом работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.22 ТК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск Заместителя военного прокурора 319 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «Военный комиссариат Чеченской Республики».

Признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Чеченской Республики», связанные с не проведением в военных комиссариатах Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики мероприятий по специальной оценке условий труда.

Возложить на ФКУ «Военный комиссариат Чеченской Республики» обязанность по проведению мероприятий по специальной оценке условий труда в Шатойском, Шаройском и <адрес>ов Чеченской Республики: военного комиссара, старшего помощника военного комиссара (по профессиональному психологическому отбору и организации призыва граждан на военную службу, старшего помощника военного комиссара (по учету и комплектованию мобилизационными людскими и транспортными ресурсами), старшего помощника военного комиссара (по финансово-экономической, социальной, пенсионной работе), старшего помощника военного комиссара, помощника военного комиссара (по воинскому учету), начальника секретной части, а также сторожей Шатойского, Шаройского и <адрес>ов Чеченской Республики.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Октябрьский районный суд <адрес> в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца с момента его вынесения.

Судья (подпись) Х.Б.Налаева

КОПИЯ ВЕРНА: Судья

Секретарь