РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2014 года г.Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Чайкун Н.Г,
с участием помощника Рыбинского межрайонного прокурора Аинцевой М.Л.,
при секретаре Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Заозерного Рыбинского района о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г.Заозерного Рыбинского района по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно с госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Бородинский» проведен осмотр дворовых территорий многоквартирных домов : № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; №№ 31,33 по <адрес>, в ходе которого установлено, что на данных дворовых территориях домов отсутствует освещение, что создает опасность для жизни и здоровья жителей указанных домов, нарушает их права, кроме того освещение дворовых территорий может явиться условием, способствующим проведению террористических актов на территории <адрес> и совершению преступлений. Просит обязать администрацию города Заозерного Рыбинского района организовать уличное освещение дворов многоквартирных домов : № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>.
В судебном заседании помощник Рыбинского межрайонного прокурора Аинцева М.А. поддержала заявленные требования в полном объёме.
Представитель администрации г.Заозерного Рыбинского района ФИО5, выступающая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что возле данных жилых домов сформированы земельные участки, которые находятся в собственности нанимателей и собственников жилых помещений, освещение придомовых территорий относится к элементам благоустройства, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в связи с чем содержание приборов освещения придомовой территории является обязанностью нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов, которые находятся под управлением управляющих компаний <данные изъяты>». Придомовые территории многоквартирных домов не являются улицей, а поэтому обеспечивать уличное освещение во дворах не является обязанностью администрации города.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, <данные изъяты>» ФИО6, выступающий по доверенности, исковые требования, заявленные Рыбинским межрайонным прокурором, поддержал.
Представитель <данные изъяты> третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в первом судебном заседании исковые требования прокурора также поддержал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённогно круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п.25 ч.1 ст.16 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно п.7.87 «СП 52.13330.2011 Свод Правил. Естественное и искусственое освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95, утвержденная Приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № наружное архитектурное освещение зданий и сооружений должно обеспечивать в вечернее время хорошую видимость и выразительность наиболее важных объектов и повышать комфортность световой среды города.
В соответствии с п.7.83 вышеуказанных Правил на пешеходных улицах вне общественного центра, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартирах жилых зданий и палат спальных корпусов не должна превышать 5 лк.
В соответствии с Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред.07.07.2003) «О совершении нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» улица – это обустроеная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
В статье 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, включая освещение улиц. А также к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма.
Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одной из мер, осуществляемых органами местного самоуправления в целях противодействия терроризму, является предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Однако в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрацией г.Заозерного Рыбинского района не организовано освещение дворовых территорий многоквартирных домов : № по <адрес>,; №№ 26,28 по <адрес>; № по <адрес>; №№ 31,33 по <адрес>.
Это объективно подтверждается имеющимися в материалах дела актами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которых Рыбинской межрайонной прокуратурой совместно с госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Бородинский» проведен осмотр дворовых территорий многоквартирных домов : № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>, в ходе которого установлено, что на данных дворовых территориях домов полностью отсутствует уличное освещение.
Кроме этого, в судебном заседании не оспаривался сторонами и факт отсутствия на придомовых территориях бетонных опор с функционирующими светильниками, предназначенных для уличного освещения дворов многоквартирных жилых домов, что создает опасность для жизни и здоровья жителей указанных домов и нарушает их права.
Доводы представителя ответчика о том, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома стоят на кадастровом учёте и являются собственностью собственников жилых помещений указанных домов, а поэтому организация и оплата освещения полностью лежит на них не могут быть приняты судом как состоятельные, поскольку освещение территорий возле жилых домов является уличным освещением и, как и освещение улиц, является непосредственной обязанностью администрации г. Заозёрного Рыбинского района для создания благоприятных и безопасных условий проживания жителей муниципального образования.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что устройство уличного освещения дворовых территорий многоквартирных домов относится исключительно к вопросам местного значения городского поселения.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что неосвещение дворовых территорий может явиться условием, способствующим совершению преступлений и проведению террористических актов на территории <адрес>, к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Рыбинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию г.Заозерного Рыбинского района организовать уличное освещение дворов многоквартирных домов : № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>; № по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в течение одного месяца.
Судья Н.Г.Чайкун