УИД 51RS0007-01-2022-000977-80
Дело № 2-582/2022
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
29 апреля 2022 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Верхуша Н.Л., при помощнике судьи Пошиной И.А., с участием прокурора г.Кировска Леденёва А.Н., представителя третьего лица МГОБУ ЦЗН г.Кировска Митрошиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кировска в интересах субъекта Российской Федерации - Мурманской области в лице Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Кировска к Баженовой Елене Юрьевне о взыскании единовременной финансовой помощи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Кировска в интересах субъекта Российской Федерации - Мурманской области в лице Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Кировска (далее-МГОБУ ЦЗН г.Кировска, Центр занятости) обратился в суд с иском к Баженовой Елене Юрьевне о взыскании единовременной финансовой помощи.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Кировска по обращению МГОБУ ЦЗН г.Кировска проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения при получении единовременной финансовой помощи для открытия собственного дела в отношении Баженовой Е.Ю. При проведении проверки установлено, что 03.11.2020 ответчик обратилась в Центр занятости для регистрации в качестве безработного. 08.12.2020 Баженова Е.Ю. подала заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 800 рублей на оплату государственной пошлины и заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела по видам деятельности: генеральный подряд, смешанное дело, госзакупки в соответствии с бизнес-планом организации собственного дела в размере 82755 рублей. В этот же день Баженова Е.Ю. была снята с учета в качестве безработного, поскольку 07.12.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, 05.11.2020 между МГОБУ ЦЗН г.Кировска и Баженовой Е.Ю. был заключен договор <№> о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела в размере 82755 рублей, а также договор <№> о предоставлении единовременной финансовой помощи на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя на оплату государственной пошлины. Во исполнение указанных договоров на основании представленных МГОБУ ЦЗН г.Кировска документов ГОБУ ЦЗН г.Мурманска ответчику была выплачена единовременная финансовая помощь в размере 82755 рублей и 800 рублей. Однако, ИП Баженова Е.Ю., в нарушение требований ст.ст. 309,310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий заключенных договоров, получив финансовую помощь, в течение 12 месяцев с момента перечисления денежных средств 10.12.2020 не предоставила отчет об использовании единовременной финансовой помощи. Указанные обстоятельства нарушают интересы субъекта Российской Федерации - Мурманской области, поскольку денежные средства, выплаченные Баженовой Е.Ю., выделены из бюджета Мурманской области.
С учетом уточнения исковых требований просит взыскать с ответчика в доход бюджета Мурманской области денежные средства в размере 83555 рублей.
Определением Апатитского городского суда Мурманской области от 28 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено МГОБУ ЦЗН г.Кировска.
Определением Апатитского городского суда Мурманской области от 29 апреля 2022 года производство по делу в части исковых требованийпрокурора г.Кировска к Баженовой Е.Ю. о взыскании единовременной финансовой помощи на подготовку документов для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 800 рублей прекращено в связи с отказом истца от иска.
Прокурор г.Кировска в судебном заседании поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении, полагая необходимым с ответчика в доход бюджета Мурманской области денежные средства в размере 82755 рублей.
Представитель третьего в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, полагая их законными и обоснованными.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена, согласно телефонограмме просила дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования признает.
Суд, руководствуясь ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Заслушав прокурора и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет закрытый круг дел, инициируемых прокурором при его обращении в арбитражный суд, к которым настоящий спор не относится, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации он подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции в соответствии с общими правилами подсудности, определенными в статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иным правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
На основании статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено законом.
Статья 425 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания.
В соответствии с пунктом 1 статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1.1. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в том числе, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости (ч. 2 ст.7.1.1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и в целях реализации государственной программы Мурманской области "Управление развитием регионального рынка труда", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 552-ПП, Правительством Мурманской области 31 января 2017 г. принято Постановление №34-ПП «О реализации мер по содействию занятости населения на территории Мурманской области», которым утверждено Положение о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации(далее-Положение).
На момент принятия решения о предоставлении единовременной финансовой помощи и заключения между сторонами договора указанное постановление Правительства Мурманской области действовало в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2020 N 567-ПП, в связи с чем к возникшим между сторонами правоотношениям подлежит применению Положение в указанной редакции.
На основании пункта 2.2. Положения гражданам предоставляются следующие виды единовременной финансовой помощи: единовременная финансовая помощь при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства на организацию собственного дела (далее - единовременная финансовая помощь на организацию собственного дела) в размере 82755 рублей; единовременная финансовая помощь на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - единовременная финансовая помощь на подготовку документов) юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, на оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов - в размере фактически понесенных расходов, но не выше одной тысячи рублей.
Единовременная финансовая помощь на организацию собственного дела и (или) единовременная финансовая помощь на подготовку документов предоставляется гражданам, в том числе инвалидам, признанным в установленном порядке безработными и достигшим 18-летнего возраста на момент подачи заявления о предоставлении финансовой помощи, заключившим с центром занятости договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на подготовку документов и (или) договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела (пункт 2.3 Положения).
В силу пункта 3.9.Положения при предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела гражданин в сроки, установленные соответствующим договором, представляет в центр занятости отчет об использовании единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела и отчетно-финансовые документы, подтверждающие указанные в отчете расходы. Форма отчета об использовании финансовой помощи утверждается Министерством труда и социального развития Мурманской области.
Пунктом 3.10 Положения предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданином условий договора перечисленные финансовые средства возвращаются (в добровольном порядке либо по решению суда) в областной бюджет. Единовременная финансовая помощь подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме, в том числе, в случае непредставления в центр занятости отчета об использовании финансовой помощи в сроки, установленные договором о предоставлении единовременной финансовой помощи, в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что 03.11.2020 Баженова Е.Ю. обратилась в МГОБУ «ЦЗН г.Кировска» для регистрации в качестве безработного.
05.11.2020 между Баженовой Е.Ю. и МГОБУ ЦЗН г. Кировска заключен договор <№> о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела на сумму 82755 рублей.
В силу пунктов 2.2.1, 2.2.2 указанного договора МГОБУ ЦЗН г. Кировска обязуется предоставить единовременную финансовую помощь на организацию собственного дела в размере 82755 рублей, установленном Постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2017 №34-ПП, а Баженова Е.Ю. в соответствии с пунктами 2.1.3, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7 договора приняла на себя обязанности: осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации юридического лица, или индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства; использовать единовременную финансовую помощь в строгом соответствии с направлениями деятельности и видами (целями) затрат, предусмотренными бизнес-планом; в течении двенадцати месяцев с момента перечисления единовременной финансовой помощи представить в Центр занятости: отчет об использовании единовременной финансовой помощи в соответствии с приложением №1 к договору, копии и оригиналы документов (кассовый чек, договор, счет-фактура, платежное поручение, товарный чек, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция-бланк строй отчетности и др.), подтверждающие указанные в отчете расходы, произведенные в соответствии с бизнес-планом; в случае непредставления документов, подтверждающих расходы на организацию предпринимательской деятельности, возвратить сумму неподтвержденных расходов в течение 1 месяца с даты получения уведомления о возврате единовременной финансовой помощи.
Также 05.11.2020 между Баженовой Е.Ю. и МГОБУ ЦЗН г. Кировска заключен договор <№> о предоставлении единовременной финансовой помощи на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя на оплату государственной пошлины.
В силу пунктов 2.4., 2.5. этого договора МГОБУ ЦЗН г. Кировска обязуется: содействовать гражданину в организации предпринимательской деятельности, оказывать ему соответствующие информационные и консультационные услуги; в течении 30 календарных дней со дня предоставления гражданином документов, предусмотренных пунктом 2.1 договора, выплатить единовременную финансовую помощь, в размере произведенных безработным гражданином расходов, но не превышающих 1000 рублей.
В силу условий заключенных с Баженовой Е.Ю. договоров о предоставлении единовременной финансовой помощи на подготовку документов и организацию собственного дела, МГОБУ ЦЗН г. Кировска является учреждением, непосредственно оказывающим государственную услугу и контролирующим соблюдение сторонами условий договора на оказание финансовой помощи. Обязательства и ответственность за неисполнение условий договора возникает у гражданина непосредственно перед МГОБУ ЦЗН г. Кировска.
Вместе с тем, в силу пунктов 2.1, 2.1.6 и 3 Порядка работы Центров занятости населения Мурманской области в программном комплексе «Катарсис» при централизованном осуществлении социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выплат, предусмотренных постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2017 № 34-ПП «О реализации мер по содействию занятости населения на территории Мурманской области», утвержденного приказом Комитета по труду и занятости населения Мурманской области от 27.12.2019 № 139 (далее – Порядок), расчет финансовой помощи, формирование списков на выплату и обработку списков на выплату производится Отделом социальных выплат и экономического анализа ГОБУ ЦЗН г. Мурманска.
При этом в силу пунктов 1.1, 1.2, 1.3 Порядка указание параметров расчета, работу с исполнительными документами, фиксацией расчетных дат осуществляется Центрами занятости населения Мурманской области самостоятельно.
Как следует из материалов дела, 07.12.2020 Баженова Е.Ю. в Межрайонной ИФНС №8 по Мурманской области зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным номером индивидуального предпринимателя <№>.
Во исполнение вышеуказанных договоров и Порядка на основании документов, представленных МГОБУ ЦЗН г. Кировска, ГОБУ ЦЗН г. Мурманска Баженовой Е.Ю. выплачена единовременная финансовая помощь в размере 800 рублей для регистрации в налоговом органе статуса индивидуального предпринимателя, а также единовременная финансовая помощь в размере 82755 рублей для организации собственного дела, что подтверждается платежными поручениями от 10.12.2020 №559635 и №559622.
Таким образом, МГОБУ ЦЗН г. Кировска исполнило свою обязанность по заключенным договорам о перечислении в пользу Баженовой Е.Ю. единовременной финансовой помощи на общую сумму 83555 рублей.
Вместе с тем, после получения ответчиком единовременной финансовой помощи в указанном выше размере отчет о ее целевом использовании в МГОБУ ЦЗН г. Кировска в установленный срок предоставлен не был.
Направленное МГОБУ ЦЗН г.Кировска в адрес ответчика 25.08.2021 уведомление о необходимости предоставления отчета о расходовании денежных средств в срок до 05.10.2021, оставлено Баженовой Е.Ю. без внимания.
19.01.2022 МГОБУ ЦЗН г.Кировска Баженовой Е.Ю. было направлено уведомление о возврате суммы неподтвержденных расходов в сумме 82755 рублей в срок до 10 февраля 2022 года. Указанное требование ответчиком также не выполнено и до настоящего времени сумма единовременной финансовой помощи не возвращена.
В нарушение требований ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик, получив финансовую помощь, в течение 12 месяцев с момента перечисления единовременной финансовой помощи (т.е. до 10.12.2021) не предоставила отчет об использовании единовременной финансовой помощи в соответствии с приложением №1 к договору, копии и оригиналы документов, подтверждающие указанные в отчете расходы, произведенные в соответствии с бизнес-планом, а также уклонилась от возврата сумм, выплаченных в качестве единовременной финансовой помощи, в срок, указанный в уведомлении.
Указанные действия ответчика нарушают права субъекта Российской Федерации – Мурманской области, поскольку денежные средства, выплаченные Баженовой Е.Ю., выделены из бюджета Мурманской области.
В силу пункта 3.1 договора от 05.11.2020 <№> возврат финансовых средств осуществляется на лицевой счет Центра занятости или в доход бюджета Мурманской области по реквизитам, указанным Центром занятости.
Несмотря на то, что перевод средств финансовой помощи Баженовой Е.Ю. в декабре 2020 года был осуществлен с лицевого счета ГОБУ ЦЗН г. Мурманска, возврат задолженности прошлых лет должен быть осуществлен в доход бюджета Мурманской области на счет главного администратора доходов бюджета - Министерство труда и социального развития Мурманской области в соответствии с пунктом 3.1 договора о предоставлении финансовой помощи, абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Порядка возврата в областной бюджет неиспользованных остатков субсидий на иные цели, предоставленных государственным областным бюджетным и автономным учреждениям, утвержденного приказом Министерства финансов Мурманской области от 17 декабря 2014 г.№141н.
Таким образом, поскольку Баженова Е.Ю. не исполнила в полном объеме условия безвозмездного получения единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела, следовательно, в силу требований закона и договора она обязана вернуть в доход бюджета Мурманской области сумму неподтвержденных расходов единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела в полном объеме в размере 82755 рублей, в связи с чем требования прокурора г.Кировска являются законными и обоснованными.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов субъектов Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета, исходя из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2682 рубля.
Руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Кировска в интересах субъекта Российской Федерации - Мурманской области в лице Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Кировска к Баженовой Елене Юрьевне о взыскании единовременной финансовой помощи, удовлетворить.
Взыскать с Баженовой Елены Юрьевны в доход бюджета Мурманской области денежные средства в размере 82755 (восемьдесят две тысячи семьсот пятьдесят пять) рублей.
Взыскать с Баженовой Елены Юрьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2682 рубля.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Л.Верхуша