Дело № 2-710/14 31 марта 2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
судьи Бачигиной И.Г.,
с участием адвоката Омельченко И.Ю.
при секретаре Тюменцевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным приказа №-КМ от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения к дисциплинарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – Балтийская таможня) о признании незаконным приказа №-КМ от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения к дисциплинарной ответственности в виде замечания, в обоснование иска указывая, что она занимает в Балтийской таможне должность главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов, в таможенных органах с 1999 года.
Приказом вр.и.о. начальника Балтийской таможни ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за №-км ей объявлено замечание за предполагаемое коррупционное правонарушение.
Основанием для применения дисциплинарного взыскания послужил доклад отдела государственной службы и кадров от ДД.ММ.ГГГГ№ о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Коррупционным правонарушением отдел государственной службы и кадров посчитал не указание сведений о доходах по счету в банке от ДД.ММ.ГГГГ№…1501 (в размере 2,21 доллара США), остатки на данном счете в справках за 2011 и 2012 год указаны в долларах США, а не в рублях. В справке за 2011 год указан остаток 250 долларов США, фактически по справке банка 220,07 долларов США. В справке за 2012 год указан остаток 247 долларов США, фактически по справке банка – 222,28 руб. Неточно указаны в справке адрес и площадь квартиры.
Полагает примененное взыскание не обоснованным, так как ни в докладной записке, ни в приказе не приведено сведений о проступке, степени вины, причины и условия совершения правонарушения, относящегося к коррупционному, а также не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) и наступившими последствиями, которые остались без оценки.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и предыдущие периоды, содержащихся в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, производилась в том числе и на основании фактов, изложенных в представлении Северо-Западной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и государственной службе, причин и условий их способствующих», которое поступило в Балтийскую таможню ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, работодателю стало известно о совершенном проступке ДД.ММ.ГГГГ, соответственно взыскание должно быть применено не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако дисциплинарное взыскание применено ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п.3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 59.3 указанного закона, взыскания, предусмотренные ст.ст. 59.1 и 59.2, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
В случае с истицей обжалуемый приказ был издан на основании докладной записки начальника отдела государственной службы и кадров ФИО7, а не подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что является нарушением требований ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ. (л.д. 3-7)
Представитель истицы – адвокат Омельченко И.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 19, 21) в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, представила письменные объяснения. (л.д. 73-74)
Представители Балтийской таможни – ФИО3, ФИО4 (л.д. 30, 95) полагали иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 31-35).
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что ФИО1 проходит службу в Балтийской таможне в должности главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов на основании служебного контракта №ск/05. (л.д. 112-119)
Приказом начальника Балтийской таможни №-км от ДД.ММ.ГГГГ на основании доклада отдела государственной службы и кадров от ДД.ММ.ГГГГ№дз о результатах проверки достоверности и полноты сведений, статьи 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Из текста указанного приказа следует, что в ходе проверки достоверности и полноты сведений установлено неисполнение ФИО1 обязанности, регламентированной пунктом 4 части 1 стати 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части представления не соответствующих фактическим обстоятельствам дела сведений о своих доходах и имуществе в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, а именно:
в разделе 1 соответствующих справок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о доходе по счету в банке №…1501 в сумме 2,19 долларов США,
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о доходе по указанному счету в сумме 2,21 долларов США;
представленные сведения об остатке денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на счете №…1501 в размере 250 долларов США не соответствует фактическому остатку на отчетную дату на указанном счету в размере 220,07 долларов США, подтвержденному выпиской из банка от ДД.ММ.ГГГГ,
представленные сведения об остатке денежных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на счете №…1501 в размере 247 долларов США не соответствует фактическому остатку на отчетную дату на указанном счету в размере 222,28 долларов США, подтвержденному выпиской из банка от ДД.ММ.ГГГГ, что является коррупционным правонарушением. (л.д. 62-63)
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Государственная гражданская служба Российской Федерации, представляет собой особый вид профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 Постановления от 17.03.2004 N 2, исходя из статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на гражданского служащего возложена обязанность представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Аналогичная обязанность возложена, в том числе и на государственного гражданского служащего, ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Порядок представления федеральным государственным служащим сведений о полученных ими доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регламентирован Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559.
Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" утверждено Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее – Положение), согласно которому проверка достоверности и полноты сведений, представляемых государственным служащим, осуществляется по решению руководителя федерального государственного органа отдельно в отношении каждого государственного служащего и оформляется в письменной форме.
Осуществляют проверку кадровые службы федеральных государственных органов.
Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (п.10 Положения)
Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении (п.12 Положения)
При осуществлении проверки должностные лица кадровых служб вправе:
а) проводить беседу с гражданином или государственным служащим;
б) изучать представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
в) получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;
г) направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению;
д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (п.12 Положения).
Руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает:
а) уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;
б) проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим (п. 22 Положения).
Государственный служащий вправе:
а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки;
б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
в) обращаться в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения (п. 24 Положения).
Начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.
По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений, в том числе:
об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности;
о применении к государственному служащему мер юридической ответственности;
о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п.27 Положения).
Должностное лицо, назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений: применить к государственному служащему меры юридической ответственности; представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 31 Положения).
Решение о применении к служащему меры юридической ответственности оформляется приказом руководителя.
Статьей 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, на гражданских служащих налагаются следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Балтийскую таможню поступило представление Северо-Западной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий им способствующих» (л.д. 37-43), в соответствии с которым в ходе проведения проверки Северо-Западной транспортной прокуратурой было установлено, что должностными лицами указанной таможни допущены нарушения закона, связанные с несоблюдением установленных законом запретов и ограничений и предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом указано, что рядом должностных лиц Балтийской таможни, в том числе и главным государственным таможенным инспектором ФИО1 в разделе 1 справок о доходах не указаны сведения о доходах, полученных от вкладов в банках и иных кредитных организациях.
Данная информация послужила основанием для осуществления проверки представленных ФИО1 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
ДД.ММ.ГГГГ вр.и.о начальника Балтийской таможни принято решение о необходимости проведения проверки в отношении ФИО1 (л.д. 44)
ДД.ММ.ГГГГФИО1 вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о начале в отношении нее проверки и разъяснения ей содержания подпункта «б» пункта 22 Положения. (л.д. 45)
В этот же день ФИО1 получены вопросы по представленным ею сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и ДД.ММ.ГГГГФИО1 даны ответы на поставленные вопросы (л.д. 46-48), при этом в своих объяснениях ФИО1 факт допущенных нарушений не отрицала, пояснила, что нарушения допущены вследствие спешки и большого объема работы.
В ходе проведенной проверки установлено, что по депозитному универсальному вкладу в долларах, открытому ДД.ММ.ГГГГФИО1 не указала в разделе 1 доход в сумме 2,21 долларов США, кроме того установлено, что остатки на данном сечете в справках за 2011 и 2012 год указаны в долларах США, а не в рублях, как требует форма справки, и не соответствуют сведениям, указанным в справке банка. Также ФИО1 неверно указана площадь принадлежащей ей квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ на основании доклада о результатах проверки начальником Балтийской таможни принято решение о применении к ФИО1 мер юридической ответственности и наложении взыскания в виде замечания. (л.д. 58-61)
Приказом начальника Балтийской таможни №-км от ДД.ММ.ГГГГ на основании доклада отдела государственной службы и кадров от ДД.ММ.ГГГГ№дз о результатах проверки достоверности и полноты сведений, статьи 59.1 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на ФИО1 наложено взыскание в виде замечания.
Учитывая, что в ходе поведенной проверки был установлен факт недостоверного указания сведений о доходах ФИО1, который последней не оспаривался, суд полагает, что истец правомерно привлечена к юридической ответственности, при этом при назначении наказания учтена тяжесть совершенного правонарушения, за которое назначено минимальное взыскание в виде замечания.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности соблюден.
Что касается доводов истца о пропуске срока на привлечение к дисциплинарной ответственности, суд отмечает следующее.
В соответствии с ч.3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Информация о совершении коррупционного правонарушения поступила в Балтийскую таможню ДД.ММ.ГГГГ, что истцом не оспаривается. Срок привлечения к дисциплинарной ответственности истекал ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в срок привлечения к ответственности не засчитываются период временной нетрудоспособности, отпуск, а также время проведения проверки.
ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверки, ДД.ММ.ГГГГ проверка окончена, В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 находилась в очередном отпуске, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была нетрудоспособна (л.д. 109-111). ДД.ММ.ГГГГ принято решение о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности.
Таким образом, с учетом времени проведения проверки – 35 дней (проверка проведена в срок, установленный п.12 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению), времени нахождения в отпуске и периода нетрудоспособности – 11 дней, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности издан в установленный законом месячный срок (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 67 дней – 35 дней – 11 дней=21 день).
При изложенных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для признания незаконным п.1 приказа Балтийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-км о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Доводы истицы о том, что обжалуемый приказ был издан на основании докладной записки начальника отдела государственной службы и кадров ФИО7, а не подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что является нарушением требований Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, суд полагает подлежащими отклонению, так как в соответствии с п. 1 ст. 59.3 указанного Федерального закона взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Как следует из материалов дела, обязанность по проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в соответствии с Положением об отделе государственной службы и кадров Балтийской таможни, утвержденным приказом Балтийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, возложена на отдел государственной службы и кадров Балтийской таможни, докладная записка подписана начальником отдела государственной службы ФИО4, таким образом, приказ издан на основании должностной записки уполномоченного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 55, 56, 59, 60, 67, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным приказа №-КМ от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения к дисциплинарной ответственности ОТКАЗАТЬ в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
СУДЬЯ