УИД: 11RS0001-01-2020-010002-93 Дело № 2-5833/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,
при секретаре Биглер Н.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика АМО ГО «Сыктывкар»ФИО2,
представителя ответчика ООО «Эко-Сфера» ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 08 декабря 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «Эко-Сфера», ООО «Эко-Спектр» об обязании принять соответствующие профилактические меры, направленные на безопасность воздушных полетов путем проведения ежегодных орнитологических исследований, обязании разработать и реализовать план мероприятий по улучшению орнитологической обстановки,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «Эко-Сфера», ООО «Эко-Спектр» об обязании в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу запретить эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером ... площадью 331 500 кв.м., расположенном по ...; разработать, проект рекультивации и провести рекультивацию данного земельного участка.
В дальнейшем истец уточнил требования и просил обязать ООО «Эко-Сфера» принять соответствующие профилактические меры, направленные на безопасность воздушных полетов путем проведения ежегодных орнитологических исследований в районе расположения полигона ТБО на земельном участке с кадастровым номером: ... площадью 331500 кв.м., расположенном по адресу ..., а также разработать и реализовать план мероприятий по улучшению орнитологической обстановки на территории полигона ТБО в соответствии с систематизированными данными эколого-орнитологического обследования, со сроками проведения мероприятий и отметками об их выполнении.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Минприроды РК.
В судебном заседании помощник прокурора настаивала на удовлетворении иска, полагая необходимым указать срок для разработки плана мероприятий по улучшению орнитологической обстановки на территории полигона ТБО в соответствии с систематизированными данными эколого-орнитологического обследования в течении месяца со дня поступления заключения исследования.
Представитель ответчика АМО ГО «Сыктывкар» с исковыми требованиями согласилась.
Представитель ООО «Эко-Сфера» с исковыми требованиями согласилась, полагала необходимым указать срок для разработки плана мероприятий по улучшению орнитологической обстановки на территории полигона ТБО в соответствии с систематизированными данными эколого-орнитологического обследования в течении месяца со дня поступления заключения.
Представитель ООО «Эко-Спект» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Минприроды РК, Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явились, в адрес суда предоставили письменные отзывы.
При таких обстоятельствах, суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Администрацией МО ГО «Сыктывкар» земельный участок с кадастровым номером №... площадью 331 500 кв.м. с разрешенным использованием: для обслуживания бытового полигона ТБО по адресу: Республика Коми, г. ..., предоставлен по договору аренды земельного участка №... ООО «Эко-Спектр» сроком до 29.10.2033 (договор зарегистрирован в Единой государственном реестре прав 11.06.2009).
ООО «Эко-Спектр» 01.01.2015 на основании договора № 15-001/ЭСП передало земельный участок под полигон ТБО в субаренду ООО «Эко-Сфера».
ООО «Эко-Сфера» на основании имеющейся лицензии № №... (ранее выданная лицензия № №...) осуществляет деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО), расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, кадастровый номер земельного участка ....
Земельный участок сформирован из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и относится к землям государственная собственность на которые не разграничена.
Полигон твердых бытовых отходов, расположенный в м. Дырнос г. Сыктывкара исключен из границы земель населенных пунктов путем внесения изменений в Генеральный план МО ГО «Сыктывкар» решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 21.12.2015 № 04/2015-63.
Полигон ТБО в м. Дырнос включен в Государственный реестр объектов размещения отходов на территории МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 30.04.2015 № 377, а также в территориальную схему обращения с отходами в Республике Коми на основании приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми № 485- ОД, Минприроды РК № 2142/1 от 11.12.2019.
В соответствии со ст. 1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Согласно п. 1 ст. 2 Воздушного Кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства
Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 15 ВК РФ).
Статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности). Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории (далее - Правила).Так, Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт «е» пункта 2 Правил), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт «д» пункта 3 Правил).
Таким образом, законодательно установлен запрет на размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома.
Установлено что, полигон ТБО, в нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации, располагается на расстоянии 8 км от контрольной точки аэродрома Сыктывкар и является местом хранилища бытовых, в том числе, пищевых отходов, привлекающих колонии птиц, что приводит к массовому скоплению большого количества птиц.
Оператором аэродрома Сыктывкар является АО «...» на основании сертификата № ... от ** ** **.
В настоящее время приаэродромная территория Аэропорта не установлена.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07.08.2019 № 2-№... исковые требования прокурора удовлетворены, на АО «...» возложена обязанность подготовить проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Сыктывкар и представить его на рассмотрение в уполномоченный Правительством Российской Федерации государственной орган. Срок исполнения - 12.09.2020.
АО «...» ** ** ** заключен договор № ... с ООО «...» на оказание услуг по разработке проектов решений об установлении приаэродромных территорий аэродромов Сыктывкар, Воркута, Усинск, Ухта.
28.04...2020 между АО «...» и ООО «...» к данному договору подписано Дополнительное соглашение № ... в соответствии с которым срок действия договора 210 дней календарных дней с даты подписания сторонами и предоставления АО «...» исходных данных для выполнения работы.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно- защитной зоны» в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона до установления приаэродромных территорий в порядке предусмотренном Воздушным кодексом РФ, ограничения использования земельных участков, установленные в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродромах, не применяются в отношении земельных участков, права на которые возникли у граждан или юридических лип до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Согласно отчета Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН от 27.03.2019, составленного по результатам орнитологического обследования, указано, что городской ландшафт имеет постоянный разнообразный состав населения птиц в течение всего года, который создается благодаря существующему в населенных пунктах микроклимату, наличию разнообразных кормов и разнообразию стаций обитания, пригодных для большого многообразия птиц. Фауна птиц населенных пунктов может представлять ощутимую угрозу для самолетов не только в теплое время года, но и в зимний период. Особое место как места концентрации птиц занимают городские свалки. Свалка ТБО расположена в 8 км от аэропорта и населена многими видами птиц, отмечаемых и в районе аэропорта. В состав птиц городской свалки в летнее время входят 20 видов, в зимнее - 14 (табл. 7). Численность птиц высока: более 3000 особей, зимой доминируют врановые, летом - чайки. Установлено, что на особенности распределения птиц в период весенних миграций влияют близко расположенные к аэродрому Сыктывкар обширная поймы рек Сысола и Вычегда с озерами, старицами, а также сельскохозяйственные угодья, которые заливает весенним паводком. Город с его инфраструктурой (свалки, пункты сбора ТБО и др.) тоже оказывает влияние на перемещение птиц, создают определенную угрозу самолетам, при этом основные направления миграции птиц весной в этом районе север - северо-восток, часть которых пересекает курсы взлета и посадки самолетов и территорию аэродрома. В этом направлении отмечено боле 67% из всех зарегистрированных птиц.
В отчете даны рекомендации по предотвращению столкновений самолетов с птицами на Сыктывкарском аэродроме, из которых следует, что важными мерами является ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома свалок. Городская свалка находится на расстоянии 8 км от аэропорта и, поскольку свалка находится в стороне от взлетно-посадочных путей самолетов, в период наблюдений 2019 г. не было отмечено каких-либо значительных перемещений врановых и чайковых птиц от свалки до аэропорта и обратно.
По информации Коми МТУ Росавиации в 2019 году произошло 2 авиационных события, связанных со столкновением воздушных судов с птицами в районе аэродрома Сыктывкар, которые классифицированы как авиационный инцидент.
Представителем ответчика ООО «Эко-сфера» предоставлен отчет ООО «...», согласно которого в период обследования в августе 2020 птицы-посетители полигона ТБО в Дырносском промузле г. Сыктывкара РК не совершали массовых перемещений в сторону территории аэропорта г. Сыктывкара, в сторону ВПП аэродрома. Это может свидетельствовать о том, что птицы, посещающие полигон, в массе своей не связаны экологическом с аэропортом и его ВПП. Вероятно, полигон ТБО не влияет существенно на маршруты перемещений самолетоопасных видов птиц таким образом, чтобы влиять на орнитологическую безопасность полетов. Данное предположение должно подтверждаться результатами актуального годового обследования приаэродромной территории в соответствии с РООП ГА-89. По результатам работы, произведенной по описанной методике, видно, что осиновые суточные маршруты перемещения птиц с полигона ТБО и обратно в обследуемый период не пересекают ВПП и траектории движения воздушных судов, взлетающих и садящихся на аэродром Сыктывкара. Исходя из этого, можно предположить, что эксплуатация полигона ТБО в м. Дырнос г. Сыктывкара не представляет орнитологической угрозы аэропорта столицы РК., нет причин считать наличие полигона ТБО в Дырносском промузле, фактором усложняющим орнитологическую обстановку. Для контроля эффективности проводимых, рекомендованных и внедряемых мероприятий, а также с целью мониторинга численности поведения птиц, изменений текущей орнитологической обстановки необходимо регулярное посещение полигона ТБО специалистами -орнитологами в разные сезоны года. Улучшение орнитологической остановки в целом может быть достигнуто только комплексными мерами по отпугиванию птиц и ограниченного доступа их к пищевым и биогенным отходам, как на полигоне ТБО, так и на сельскохозяйственных и других предприятиях Сыктывкара, прилегающих е территории аэропорта, а также реализации мер по орнитологической безопасности полетов на территории аэропорта Сыктывкара, ликвидации несанкционированных свалок.
Из договора субаренды от 01.11.2018, заключенного между ООО «Эко-Спектр» и ООО «Эко-Сфера» следует, что земельный участок под полигон ТБО, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, кадастровый номер земельного участка ... передан в субаренду ООО «Эко-Сфера» для осуществления деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО) до 2033 года.
Согласно п. 4.2. субарендатор использует земельный участок в своей деятельности, не нарушая его целевого назначения.
Согласно ст. 1 Закона об отходах полигон является одним из объектов размещения отходов, т.е. специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов и включающим в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно п. 7 ст. 23 Закона об отходах исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды.
Установив, что при эксплуатации данного полигона твердых бытовых отходов могут быть нарушены вышеуказанные требования законодательства в сфере безопасности функционирования воздушного транспорта, в том числе осуществляемого с аэродрома Сыктывкар, так как размещение полигона твердых бытовых отходов может способстовать скоплению птиц в районе полетов аэродрома, ухудшению орнитологической обстановки и может привести к попаданию птиц в двигатель самолета и привести к аварийной ситуации, суд приходит к выводу об обоснованности и удовлетворении исковых требований прокурора об обязании ООО «Эко-Сфера» принять соответствующие профилактические меры, направленные на безопасность воздушных полетов путем проведения ежегодных орнитологических исследований в районе расположения полигона ТБО на земельном участке с кадастровым номером: ... площадью 331500 кв.м., расположенном по адресу г. ..., а также разработать в течение месяца со дня поступления заключения исследования и реализовать план мероприятий по улучшению орнитологической обстановки на территории полигона ТБО в соответствии с систематизированными данными эколого-орнитологического обследования, со сроками проведения мероприятий и отметками об их выполнении, в удовлетворении исковых требований к АМО ГО «Сыктывкар», ООО «Эко-Спект отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Эко-Сфера» принять соответствующие профилактические меры, направленные на безопасность воздушных полетов путем проведения ежегодных орнитологических исследований в районе расположения полигона ТБО на земельном участке с кадастровым номером: ... площадью 331500 кв.м., расположенном по адресу г. ..., разработать в течение месяца со дня поступления заключения исследования и реализовать план мероприятий по улучшению орнитологической обстановки на территории полигона ТБО в соответствии с систематизированными данными эколого-орнитологического обследования, со сроками проведения мероприятий и отметками об их выполнении.
В удовлетворении исковых требований к АМО ГО «Сыктывкар», ООО «Эко-Спект» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.М. Сухорукова
Мотивированное решение составлено 12.12.2020 года
Копия верна:
Председательствующий С.М. Сухорукова