ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5839/17 от 07.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-5839/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2017 года город Новосибирск

Ленинский районный суд г.Новосибирска в лице судьи Ветошкиной Л.В.,

при секретаре судебного заседания Елисеевой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска об обязании оплатить стоимость авиабилета Депутатский-Якутск,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с вышеуказанным иском, в котором просил обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Новосибирска оплатить ФИО1 стоимость авиабилета Депутатский-Якутск.

В обосновании своих требований указал, что переехал в г. Новосибирск из поселка Депутатский, Усть-Янского района, Республики Саха (Якутия), где постоянно проживал более 30 лет, в июле 2016 года. В связи с переездом, как неработающий пенсионер, имеет право на компенсацию расходов, связанных с данным переездом. (Ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). С целью реализации данного права обратился в УПФР в Ленинском районе города Новосибирска и представил все требуемые документы, в том числе проездные документы по маршруту: Депутатский-Якутск-Новосибирск (это кратчайший маршрут проезда).

Сотрудник УПФР в Ленинском районе города Новосибирска принял маршрутную квитанцию и посадочный талон на рейс Новосибирск-Якутск, а на рейс Депутатский-Якутск он принял посадочный талон, а билет, выписанный на бланке, установленного образца, вернул. Когда деньги от пенсионного фонда поступили на банковский счет истца, то выяснилось, что проезд оплачен не в полном объеме. Не оплачена стоимость проезда п. Депутатский-Якутск. ФИО1 обратился за разъяснениями в УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска. После беседы с руководителем отдела у него приняли авиабилет Депутатский-Якутск и сказали, что документы будут рассмотрены.

7 апреля 2017 года истец получил по почте уведомление об отказе в выплате стоимости авиабилета Депутатский-Якутск по причине:

- при первичном обращении за компенсацией стоимости проезда и рассмотрении заявления билет от Депутатского до Якутска отсутствовал;

- предоставленный билет Депутатский-Якутск оформлен неправильно (стоимость билета не прописана в самом билете, а указана на квитанции разных сборов формы К-9,5 и приколотой к билету, с указанием номера билета, к которому выписана квитанция). В отказе УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска утверждается, что квитанция разных сборов, в которой указана стоимость авиабилета, не является документом строгой отчетности. (Однако это не соответствует действительности квитанция К-95 является документом строгой отчетности и при наличных расчетах с населением приравнивается к чеку контрольно кассовой машины.

Бланк авиабилета Депутатский-Якутск и квитанция разных сборов к авиабилету сданы истцом в УПФР в Ленинском районе г. Новосибирска и в данный момент находятся там.

Стоимость авиабилета Депутатский-Якутск Одиннадцать тысяч рублей (11 000,00 руб.).

В судебном заседании истец доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил требования, удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, указала, что представленный истцом авиабилет Депутатский-Якутск не оформлен должным образом, что является ошибкой транспортной компании, если бы билет был оформлен надлежащим образом, то оплата была произведена в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, обозрел в судебном заседании материалы пенсионного дела, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части шестой настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из пп. "А" п. 3 Правил компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1351, компенсация производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении.

Материалами дела установлено, что истец Истец проживал и был зарегистрирован в у. Усть-Янский, НГТ Депутатский, Республики Саха (Якутия).

В связи с переездом, как неработающий пенсионер, истец имеет право на компенсацию расходов, связанных с данным переездом. (Ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").

С целью реализации данного права обратился в УПФР в Ленинском районе города Новосибирска и представил все требуемые документы, в том числе проездные документы по маршруту: Депутатский-Якутск-Новосибирск (это кратчайший маршрут проезда).

УПФР в Ленинском районе города Новосибирска оплатило истцу проезд по маршруту Новосибирск-Якутск, авиабилет Депутатский-Якутск не был оплачен, в связи с тем, что предоставленный билет Депутатский-Якутск оформлен, по мнению сотрудников Пенсионного фонда, неправильно (стоимость билета не прописана в самом билете, а указана на квитанции разных сборов формы К-9,5 и приколота к билету, с указанием номера билета, к которому выписана квитанция, квитанция разных сборов, в которой указана стоимость авиабилета, не является документом строгой отчетности).

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В Информационном письме Минфина РФ от 22.08.2008 г. разъяснено, что если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Услуги пассажирского воздушного транспорта относятся к услугам населению (код по ОКУН – 021400). Форма квитанции разных сборов К-95 была введена письмом Минфина РФ от 29.05.1998 № 16-00-27-23 (п. 2). В письме Минфина этот документ называется «нейтральная квитанция разных сборов», предназначенная для оформления разных сборов вручную.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 (до 12.04.2005 г.), могут применяться до 1 декабря 2008 г.

Начиная с 01.12.2008 г. применяемые организацией бланки строгой отчетности (кроме бланков, поименованных в п.п. 5 и 6 Положения), должны быть утверждены приказом руководителя организации (индивидуальным предпринимателем). При этом Постановлением № 359 не установлен запрет на утверждение приказом по организации (или индивидуальным предпринимателем) ранее применявшихся бланков, содержащих все обязательные реквизиты, установленные пунктом 3 Положения.

Таким образом, если квитанция К-95 изготовлена типографским способом, содержит обязательные реквизиты, указанные в п. 3 Положения, и обязательные сведения об изготовителе бланка, указанные в п. 4 Положения, то организация (индивидуальный предприниматель) - получатель средств по такой квитанции вправе утвердить ее в качестве бланка строгой отчетности и, соответственно, выдавать покупателям (клиентам) при приеме наличных денежных средств (при расчетах платежными картами).

Авиабилет Депутатский-Якутск приобретался в Главном агентстве воздушных сообщений г. Якутска (Депутатский филиал), билет выписан на бланке установленного образца, стоимость авиабилета указана на бланке строгой отчетности формы К-95, все обязательные реквизиты указаны (данные документы обозревались в судебном заседании (находятся в пенсионном деле истца)).

Компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом (далее - транспортная организация), в пределах, установленных пунктом 3 настоящих Правил (пункт 5 Правил).

Истец своевременно реализовала свое право на обращение с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом к новому постоянному месту жительства, реально осуществил выезд из района, приравненного к районам Крайнего Севера, понес фактические затраты при переезде к новому постоянному месту жительства.

В судебном заседании представитель истца указала, что единственным основанием для отказа послужило, то, что, по их мнению, проездные документы оформлены не надлежащим образом

Поскольку в соответствии с законом истец обладает правом на компенсацию фактически произведенных им расходов по оплате проезда к месту постоянного жительства (что не оспаривалось стороной ответчика), то реализация его права не может быть поставлена в зависимость от способа и порядка оформления проездных документов, в ином случае нарушается конституционное равенство прав и свобод человека и гражданина.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Новосибирска об обязании оплатить стоимость авиабилета Депутатский-Якутск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Новосибирска оплатить ФИО1 стоимость авиабилета Депутатский-Якутск.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2017 года.

Судья/подпись/ Л.В.Ветошкина

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-5839/2017 Ленинского районного суда г. Новосибирска.