ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-583/20 от 01.12.2021 Щигровского районного суда (Курская область)

Дело № 2-583/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2021 года г. Щигры

Щигровский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Звягинцевой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Москалевой Т.С.,

с участием представителя истца старшего помощника Щигровского межрайонного прокурора Курской области Зайцевой А.Н.,

представителя ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» ФИО1,

представителя третьего лица администрации г. Щигры Курской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах муниципального образования «город Щигры» к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,

у с т а н о в и л:

Щигровский межрайонный прокурор Курской области, действуя в интересах МО «город Щигры» Курской области, обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» о возложении обязанности обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области», указав, что Щигровской межрайонной прокуратурой Курской области в ходе проверки исполнения законов в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» выявлены нарушения требований ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, ч. 6 ст. 38, ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н. Контрактный управляющий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет как высшего образования в сфере закупок, так и дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» ФИО3 на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на нее функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также к нарушению интересов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области». Просил обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» в соответствии с. ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Представитель истца Зайцева А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика - директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области» ФИО1 исковые требования признала, пояснив, что ими заключен договор по повышению уровня образования контрактного управляющего, учеба которого заканчивается 17.12.2021.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации города Щигры Курской области ФИО2 также не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В соответствии с ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ) под муниципальным заказчиком следует понимать муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 2 ст. 9 указанного закона предусмотрено, что заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В силу ч. 5 ст. 39 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. № 625н и № 626н утверждены профессиональные стандарты «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок», квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок.

Согласно пункту 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются, в том числе работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

С учетом изложенного действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусматривает обязательное требование к уровню профессионализма заказчиков. При этом вопрос обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно.

Вместе с тем согласно пункту 2.8 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (письмо от 12 марта 2015 г. Минэкономразвития России № 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки России № АК-552/06) обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже чем каждые три года для всех категорий обучающихся.

Указанная периодичность прохождения обучения в сфере закупок рекомендована для поддержания квалификации и профессионального образования соответствующих специалистов в сфере закупок на высоком уровне, в том числе в целях предотвращения возможного нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе из-за низкой квалификации работников контрактной службы, контрактных управляющих в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Согласно п.12 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 №499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой или договором об образовании. Срок профессиональной переподготовки должен быть не менее 250 часов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с приказом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначена контрактным управляющим учреждения.

При этом, установлено, что контрактный управляющий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» ФИО3 имеет высшее профессиональное образование с присуждением квалификации «Экономист» по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», с 14.06.2021 по 21.07.2021 прошла повышение квалификации по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг» в объеме 160 академических часов.

Таким образом, судом установлено, что контрактный управляющий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» не прошла профессиональную переподготовку в требуемом размере, а, следовательно, не соответствует требованиям, предъявляемым к нему ч. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что создает угрозу нарушения норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а также интересов МО «город Щигры» Курской области при осуществлении закупок для муниципальных нужд.

Установлено, что 09.11.2021 между ООО «Результат» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» заключен договор об оказании платных образовательных услуг, предметом которого является обучение по профессиональной переподготовке по программе «Осуществление, контроль и управление закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд» в заочной форме обучения продолжительностью 264 академических часа, срок обучения по которому которого заканчивается 17.12.2021.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу положений ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Принимая во внимание объяснения сторон, суд полагает возможным обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Щигровского межрайонного прокурора Курской области, действующего в интересах муниципального образования «город Щигры» Курской области удовлетворить.

Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области» в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части получения контрактным управляющим дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Щигровский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 08.12.2021.

Судья Н.Н. Звягинцева