66RS0012-01-2020-000500-63
Дело № 2-583/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 03 июня 2020 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Третьяковой О.С.,
при секретаре Томиловой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» к Городской общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб закаливания и зимнего спортивного плавания «Моржи Синары» Синарского района г.Каменска-Уральского Свердловской области о взыскании неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» (далее ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского») обратился в суд с иском к Городской общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб закаливания и зимнего спортивного плавания «Моржи Синары» Синарского района г.Каменска-Уральского Свердловской области (далее ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары») о взыскании неустойки. В обоснование иска указано, что 02.04.2018 между ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» и ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары» заключен договор аренды № 1л/2018 лесного участка, расположенного на земельном участке по адресу: <...> выдел №1, кадастровый номер №, площадью 0,2943 Га для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет. Лесной участок передан по акту приема-передачи от 02.04.2018, договор прошел государственную регистрацию. В соответствии с условиями названного договора, ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары» взял на себя обязательство в течение 6 месяцев со дня его заключения разработать и предоставить истцу проект освоения лесов для проведения муниципальной экспертизы, за нарушение ответчиком срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения муниципальной экспертизы, предусмотренного пп. «г» п. 11 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов предусмотрена пп. «б» п. 13 договора № 1л/2018 неустойка в размере 150 000 руб. В связи с неисполнением данного обязательства ответчиком, истец обратился в суд с исковыми требованиями о взыскании неустойки за период с 03.03.2019 по 24.12.2019 в размере 1 350 000 руб.
В судебное заседание представитель ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» ФИО1, действующий на основании доверенности, не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчика ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары» ФИО2, ФИО3 исковые требования признали частично. Указали, что около 8-9 раз проект освоения лесов для проведения муниципальной экспертизы предоставлялся истцу, однако по надуманным основаниям его возвращали для устранения недостатков. ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары» является социально ориентированной организацией, цели организации совпадают с Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». При принятии решения просили суд о применении положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с данным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 данного Кодекса.
В силу ст. ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.
Как следует из материалов дела и объяснений участников процесса, 02.04.2018 по результатам проведения аукциона между ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» и ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары» был заключен договор аренды лесного участка № 1л/2018, согласно которого ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского» в качестве арендодателя предоставил ответчику во временное владение и пользование на срок 49 лет за плату лесной участок, площадью 0,2943 га, сформированный на находящемся в муниципальной собственности земельном участке с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <...> выдел № 1.
02.04.2018 лесной участок передан ответчику по акту приема-передачи в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, для организации отдыха и физкультурно-оздоровительной деятельности. Договор аренды в установленном законом порядке прошел государственную регистрацию.
Согласно представленной в материалы дела выписки из Государственного лесного реестра следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:45:0100368:5, в том числе входящий в него квартал 9 (выдел 1) лесничества муниципального образования город Каменск-Уральский, входит в состав городских лесов (категория земель – земли населенных пунктов), находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пп. «г» п. 11 договора аренды ответчик ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары» принял на себя обязательство в течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения муниципальной экспертизы.
Согласно п. «б» п. 13 договора аренды за нарушение ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары» срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения муниципальной экспертизы или использование лесного участка без проекта освоения лесов предусмотрена неустойка в размере 150 000 руб. (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Ранее Синарским районным судом г. Каменска-Уральского Свердловской области рассмотрено гражданское дело №2-1038/2019 по иску органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» к Городской общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб закаливания и зимнего спортивного плавания «Моржи Синары» Синарского района г.Каменска-Уральского Свердловской области о взыскании неустойки. Судом постановлено:
Взыскать с Городской общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб закаливания и зимнего спортивного плавания «Моржи Синары» Синарского района г.Каменска-Уральского Свердловской области в пользу ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» неустойку за нарушение срока разработки и представления проекта освоения лесов за период с 03.10.2018 по 02.03.2019 в размере 7500 руб.
На основании ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось участниками процесса, только 24.12.2019 проект освоения лесов для проведения муниципальной экспертизы был предоставлен и принят ОМС «Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского».
Таким образом, просрочка исполнения обязательства за период с 03.03.2019 по 24.12.2019 равна девяти месяцам согласно представленного истцом расчета и составила 1 350 000 руб.
В силу ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Представителями ответчика заявлено ходатайство о снижении размера неустойки. В обоснование указано о том, что ГОО «СОКЗ и ЗПС «Моржи Синары» является социально ориентированной некоммерческой организацией и не имеет своей целью получение прибыли, предпринимательскую деятельность не осуществляет. Просрочка исполнения обязательства по разработке и представлению арендодателю проекта освоения лесов для проведения муниципальной экспертизы была обусловлена, прежде всего, неоднократным возвратом ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» представленных проектов.
Руководствуясь вышеизложенным, учитывая материальное положение ответчика, суд полагает необходимым применить положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд отмечает, что снижение пени обусловлено необходимостью обеспечения исполнимости судебного решения. Доказательств того, что в отношении истца имели место какие-либо негативные последствия в связи с неисполнением ответчиком обязанности, суду не представлено.
Принимая во внимание обстоятельства конкретного спора, длительность нарушения обязательства ответчиком, за который начислены пени, необходимость соблюдения баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного ущерба, суд полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию пени до 8000 руб., которая будет отвечать принципу соразмерности и последствиям нарушения ответчиком обязательств.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» к Городской общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб закаливания и зимнего спортивного плавания «Моржи Синары» Синарского района г.Каменска-Уральского Свердловской области о взыскании неустойки удовлетворить частично.
Взыскать с Городской общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб закаливания и зимнего спортивного плавания «Моржи Синары» Синарского района г.Каменска-Уральского Свердловской области в пользу ОМС «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» неустойку за нарушение срока разработки и представления проекта освоения лесов 8000 рублей.
Взыскать с Городской общественной организации «Спортивно-оздоровительный клуб закаливания и зимнего спортивного плавания «Моржи Синары» Синарского района г.Каменска-Уральского Свердловской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья О.С.Третьякова
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2020.